Конституции зарубежных стран: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 73.08 Кб (Скачать)

Правда, в США поправку к конституции может внести и один депутат, и за 200 лет их было предложено более 10 тыс., но принято только 27( как уже говорилось выше). Поправки к конституциям штатов в США могут быть внесены и в порядке народной инициативы — группой избирателей: в разных штатах от 3 до 20% избирателей, участвовавших в последних выборах губернатора штата. 16

В зарубежных странах применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три основных стадии. Во-первых, инициатива изменения конституции, которая обычно предоставляется либо парламенту, либо главе государства.

Во-вторых, поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 — в Греции, Испании при частичных поправках, 3/4 — в Болгарии) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции). Такое решение не всегда является окончательным. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом (в Греции — не менее месяца, в Италии - три месяца). В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента (Бельгия, Финляндия). Иногда принятие поправки парламентом бывает предварительным и на другой сессии, особо повышенным квалифицированным большинством — окончательным.

И, наконец, окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции. Эта функция, если она вообще предусмотрена, осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума.

После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации (в США — 3/4). В Дании, Египте, Швейцарии, некоторых других странах оно утверждается референдумом. Во Франции указанные 3/5 голосов конгресса (совместного заседания палат) — это тоже утверждение ранее принятых решений палат.

Определенные статьи конституции изменяются решением квалифицированного большинства, другие — простым большинством (например, в Индии).

В некоторых странах (США, Франция, Италия, Индия) предусматривается возможность применения различных процедур изменения конституции. Рассмотрим основные варианты.

Наиболее сложная процедура изменения основного закона предусмотрена конституцией США. Объединенная резолюция, содержащая в себе проект поправки к конституции, должна быть одобрена либо двумя третями голосов обеих палат конгресса, либо специальным конвентом, созываемым по требованию законодательных собраний двух третей штатов. В обоих случаях одобренный проект поправки должен быть ратифицирован либо тремя четвертями законодательных собраний штатов, либо тремя четвертями конвентов штатов. Одобрение поправки штатами является окончательным. Анализ текста Главы V конституции США позволяет заключить, что возможно применение четырех процедур принятия поправок к основному закону: конгресс - легислатуры, конгресс - конвенты, конвент - конвенты, конвент - легислатуры. На практике применялся фактически только первый вариант. К настоящему времени принято 27 поправок к конституции. Поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации.

Конституция Франции 1958 года предусматривает две процедуры изменения основного закона. Инициатива пересмотра осуществляется либо президентом, либо парламентом (президент вносит проект пересмотра, а парламентарии - предложение о пересмотре). В соответствии с первой процедурой проект или предложение должны быть одобрены в идентичной редакции обеими палатами парламента. Вторая процедура является более суммарной. Президент может представить свой проект пересмотра конституции парламенту, созванному в качестве конгресса. "В этом случае проект пересмотра считает одобренным только тогда, когда он получит большинство в три пятых общего числа поданных голосов". Таким образом, второй вариант пересмотра конституции исключает обращение к избирательному корпусу (референдум).

Двойные процедуры изменения конституций предусмотрены основными законами Италии, Индии, Японии и некоторых других стран. В ст. 138 Итальянской конституции сказано: «Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором 45 голосовании». Принятые в таком порядке поправки могут быть вынесены на референдум по требованию одной пятой членов одной из палат парламента, пяти областных советов или пятисот тысяч избирателей. Если при втором голосовании в парламенте поправка к конституции была одобрена квалифицированным большинством в две трети голосов, то референдум не проводится. Таким образом, речь идет о двух процедурах изменения конституции - чисто парламентской и смешанной, допускающей возможность обращения к избирательному корпусу.

Конституция Индии в качестве основной предусматривает чисто парламентскую процедуру изменения основного закона (ст.368). Однако в тех случаях, когда поправка затрагивает исполнительную власть Союза, судебную власть Союза, высшие суды штатов, отношения между Союзом и штатами, правовое положение штатов и самою ст. 368, поправка должна быть ратифицирована легислатурами не менее половины штатов. В некоторых странах (ФРГ, Греция) применяется чисто парламентская процедура изменения конституции. Основной закон ФРГ может быть изменен только законом, который должен быть принят большинством двух третей голосов бундестага и бундесрата (ст. 79).

Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Почти всегда в новые конституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (в ряде стран - республиканскую форму правления, в Португалии — право на демократическую оппозицию, в Германии — принципы правового, демократического и федеративного государства, в Мавритании — принципы многопартийности). В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Нередко запрещается изменение конституции в период чрезвычайного положения (например, в Испании), иногда — в течение определенного срока после ее принятия (в Бразилии, Греции, Португалии — 5 лет). В иных же странах в конституциях, согласно установленным ими правилам, некоторые положения могут изменяться упрощенным образом, без квалифицированного большинства (Индия и др.).

В большинстве случаев конституционные поправки не подлежат вето главы государства (его требованию вторично рассмотреть закон) и должны быть опубликованы, но в некоторых странах вето главы государства распространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан), хотя на практике не применяется.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

Делая вывод, важно отметить, что изменение конституции это процесс необратимый, так как с течением времени, меняется и правительство, и сам народ, поэтому внесение различного рода поправок необходимый процесс для любого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, — с другой, а также основы организации самого государства. Конституция – это запись, отражение баланса социальных интересов.

Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле «более чем закон» — нечто первичное, основное. Это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою особую юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее положения.

Важность регулируемых конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов, соответствия иных актов и их норм нормам конституции требует и ее особой правовой охраны. Такая охрана направлена на достижение прежде всего незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в основном законе соответствующей страны, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права: государственными организациями и их должностными лицами, общественными организациями, юридическими и физическими лицами, т.е. на достижение конституционности правоприменительной практики.

Поэтому, если мы будем знать, что такое конституция и будем уметь пользоваться своими знаниями на практике, мы сможем не только отстаивать свои интересы в обществе, но и бороться с произволом в стране.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Официальные документы и нормативные акты
    1. Конституция Соединенных Штатов Америки (Constitution of the United States of America) принятая 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии;
    1. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года;
    2. Конституция Великобритании (Извлечения из законодательных актов);
    1. Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
    1. М.В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004.;
    2. А. Д. Градовский Государственное право важнейших европейских держав. СПб., 1895. С. 3.;
    3. Ч.О. Бирд Американское правление., 1949 г. С. 9.;
    4. А. В. Малько Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методический комплекс.- М.: НОРМА, 2004г.;
    5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. С.371;
    6. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.;
    7. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что дальше? СПб., 1905. С. 33-34.;
    8. Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб.,1863.С.79.;
    9. В. Е. Чиркин Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристь, 1997. С. 40-41.;
    10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1999;
    11.   Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1998.;
    12. А. А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. - М. Юстицинформ, 2009.;
    13. А. И. Сизько, Н. М. Чепурнова Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие. – М. 2007.;
    14. Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. - М. 1998.;
    15. Ганин О. В., Захаров В.В. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. – Тамбов. ТГТУ, 2006.

 

 

    1. Интернет-ресурсы
      1. Свободная энциклопедия http://www. wikipedia.org;
      1. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/13.htm Электронная библиотека.

 

 

 

1 М.В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004.

2 А. Д. Градовский Государственное право важнейших европейских держав. СПб., 1895. С. 3.

3 Ч.О. Бирд Американское правление., 1949 г. С. 9.

4 А. В. Малько Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методический комплекс.- М.: НОРМА, 2004г.

5 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. С.371

6 http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/13.htm Электронная библиотека.

7 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.

8 Лассаль Ф. Сущность конституции. Что дальше? СПб., 1905. С. 33-34.

9 Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб.,1863.С.79.

10 В. Е. Чиркин Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997. С. 40-41.

11  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1999    

12 Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1998.

13 А. А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. - М. Юстицинформ, 2009.

14 Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1998.С. 123. 

15 А. И. Сизько, Н. М. Чепурнова Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие. – М. 2007.

16 Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. - М. 1998.

 

 


Информация о работе Конституции зарубежных стран: понятие и сущность