Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 8
1.1 Понятия «парламент и парламентаризм» 8
1.2 Структура и порядок формирования парламентов 11
1.3 Статус парламентария 15
Полномочия парламента 17
Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран 18
Глава 2 РЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 История российского парламентаризма 24
2.2 Федеральное собрание – парламент Российской Федерации 27
2.3 Статус парламентариев 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Ни один парламент в современных странах не может работать без законодательных комитетов, которые должны играть роль вспомогательных органов. Однако иногда на практике эти комитеты превращаются в нормоустанавливающие органы. Примерно такую роль играют законодательные комитеты в США, ФРГ, Италии, Франции и многих других странах.
4. Принятие законопроекта палатой, в которую он был внесен, является заключительной стадией и состоит из постатейного голосования и принятия законопроекта в целом (в однопалатных парламентах законопроект после принятия направляется главе государства для получения санкции и промульгации). Эта стадия - третье чтение - состоит из постатейного голосования и принятия законопроекта в целом. В парламентской практике применяются различные способы голосования, причем некоторые из них восходят к глубокой древности. Так, в англосаксонских и некоторых других странах применяется голосование «криком» и «ногами», которое существовало еще в Спарте. В первом случае сторонники и противники поставленного на голосование предложения по очереди кричат соответственно «да» и «нет», а председательствующий на слух определяет, кто кричит громче. Если депутаты выражают сомнение в справедливости суждения председательствующего, то проводится голосование вставанием. В США, Великобритании, Индии и ряде других стран применяется «голосование делением»: сторонники и противники предложения проходят в разные двери мимо счетчиков, которые и определяют результаты голосования. В важных случаях используется поименное голосование с занесением его результатов в протокол палаты. Проводятся голосования с вызовом на трибуну, бюллетенями, поднятием рук и т.д. В настоящее время в парламентах (Палата представителей США, Финляндия, Швеция) для подсчета голосов применяются электронные машины.
Законопроект, одобренный той палатой, в которую он был внесен, направляется вместе с сопроводительными документами в другую палату.
5. Прохождение законопроекта в другой (верхней) палате является стадией, которая свойственна только бикамеральным парламентам. Для окончательного принятия идентичный текст законопроекта должен быть одобрен обеими палатами. В случае возникновения разногласий применяются процедуры либо преодоления вето верхней палаты, либо выработки согласованного решения. Во второй палате законопроект проходит те же стадии, что и в той палате, в которую он был внесен. Следует иметь в виду, что во многих странах (США, Великобритания, Канада, Аргентина, Индия) финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижнюю палату. Для окончательного принятия идентичный текст законопроекта должен быть одобрен обеими палатами. В случае возникновения разногласий применяется процедура выработки согласованного решения.
Примирительная процедура имеет место в тех бикамеральных парламентах, где обе палаты обладают одинаковыми правами, и соглашение между ними может быть достигнуто только на основе компромисса. Если одна из палат окончательно отвергает законопроект и не идет на уступки, то такой законопроект считается отвергнутым и в силу принципа дисконтинуитета не может быть внесен вновь на той же сессии парламента. Принятие согласованного текста законопроекта осуществляются разными методами.
Метод челнока состоит в том, что спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо пока законопроект не будет, отвергнут окончательно. Процедура челнока весьма сложна и громоздка. Примирение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что отвлекает палаты от их повседневных дел и затягивает законодательный процесс.
Метод согласительных комитетов состоит в том, что процедура примирения осуществляется не самими палатами, а по их поручению особыми органами, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями. Подобный способ применяется в Конгрессе США. В случае принятия билля Палатой представителей и Сенатом в разных версиях председатели обеих палат назначают на паритетных началах согласительный комитет. О принятом решении согласительный комитет докладывает палатам, которые могут либо принять его предложение, либо отклонить целиком. За палатами сохраняется право вернуть билль согласительному комитету для повторного рассмотрения.
Процедура преодоления возражений верней палаты применяется в тех бикамеральных парламентах, где верхней палате предоставлена роль сдерживающего начала. Возражения верхних палат в этих парламентах могут быть преодолены нижними палатами в соответствии с установленными процедурными правилами.
Существует два основных способа преодоления возражений верхних палат. Возражение верхней палаты преодолевается самой нижней палатой посредством повторного принятия спорного законопроекта. Эта система применяется в подавляющем большинстве двухпалатных парламентов. Наиболее типичными являются английский и французский варианты.
6. Санкционирование и промульгация законов, принятых парламентами, представляют собой заключительную стадию законодательного процесса и осуществляются обычно главами государств. Так, ст. 73 Конституции Итальянской Республики содержит по этому вопросу следующее типичное для большинства стран положение: «Законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения. Если палаты, каждая абсолютным большинством своих членов, объявляют закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе. Законы публикуются немедленно после промульгации и вступают в силу на пятнадцатый день после их опубликования, если в самом законе не установлен другой срок».
Таким образом, парламентаризм, являясь фундаментальным понятием в государствоведении и политологии, представляет собой одно из сложнейших явлений общественно-политической жизни. Полномочия парламента в демократическом государстве важны и разнообразны: парламент является представительным органом граждан, исполняет законодательную и контрольную функции, является неотъемлемым и важнейшим элементом механизма разделения и взаимодействия властей. Однако при различных формах правления, исторических и политических традициях полномочия парламентов, их фактическая роль в жизни страны выглядят по-разному. В одних странах парламенты исполняют номинальные функции, в других их полномочия широки, и законодательные органы олицетворяют реальную политическую власть.
Глава 2. РЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 История российского парламентаризма
Проблемы теории и практики становления российского парламентаризма, его правовых, политических и организационных аспектов в последние годы стали предметом пристального внимания специальных научных исследований.
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.
Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. Хроника его становления и развития связана со следующими основными событиями жизни страны. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым провозглашалось создание Государственной Думы. 23 апреля 1906 г. были приняты Основные законы Российской империи, в которых закреплялась принадлежность императору верховной самодержавной власти. Царю принадлежала власть во всем ее объеме. В ст. 7 говорилось, что царь «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В ст. 86 указывалось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора».
Выборы в I Государственную Думу проходили в феврале-марте 1906 г. на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г. Право участвовать в выборах имели рабочие и служащие от тех фабрик и заводов, где было не менее 50 рабочих. Устанавливался ценз оседлости: для крестьян - 1 год, для рабочих - 6 месяцев. Избирательным правом не обладали: лица, не достигшие 25 лет; женщины; учащиеся; лица, состоявшие на действительной военной службе. I Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., затем она была распущена и назначены выборы во II Государственную Думу. В составе I Думы было 478 депутатов, из них 179 - от партии кадетов, 63 - автономистов (представителей групп Царства Польского, Украины, Прибалтики и т.д.), 16 - октябристов, 97 - трудовиков, 18 - социал-демократов, 105 - беспартийных.
II Государственная Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 г.
III Государственная Дума проработала полный пятилетний избирательный срок - с 1.11.1907 г. по 9.06.1912 г. К ее ведению относились следующие вопросы: принятие новых законов; изменение, дополнение и отмена действующих законов; утверждение штатов; рассмотрение государственного бюджета и финансовых смет министерств и главных управлений; утверждение уставов акционерных обществ, компаний; другие вопросы, вносимые на рассмотрение Думы царем. Законопроекты, принятые Думой, вступали в силу после одобрения их Государственным Советом и царем. Дума не имела права принимать новые законы и отменять старые, касавшиеся основных государственных законов. В III Государственной Думе работали депутаты от 11 партий и групп. Было проведено 5 сессий Думы. Государственная Дума состояла из общего собрания и канцелярии. Общее собрание образовывало постоянные и временные комиссии. Ежегодно избирались председатель Государственной Думы и два его товарища. На 5 лет избирались секретарь и товарищи, которые ведали делами Думской канцелярии.
IV Государственная Дума проработала с 15.11.1912 г. по 6.10.1917 г. Роль Верхней палаты играл Государственный Совет, который одобрял законы. Совет состоял из двух частей: одна половина членов назначалась царем, другая выбиралась сроком на 9 лет. Каждые 3 года треть выборных членов переизбиралась. Выборные члены Государственного Совета избирались от пяти курий: 1) православное духовенство; 2) губернские, земские собрания; 3) дворянские общества; 4) Академия наук и университеты; 5) комитеты и советы торговли и промышленности, биржевые комитеты, купеческие управы. В случае разногласия между Государственной Думой и Государственным Советом дело передавалось в согласительную комиссию. Законопроект считался отклоненным, если не было достигнуто соглашение, а также, если принятый Думой и Советом закон не утверждался царем. Ежегодно из членов Государственного Совета царь назначал председателя и вице-председателя Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял Государственный секретарь. 1.09.1917 г. «директория» во главе с А.Ф. Керенским, образовавшаяся из состава Временного правительства, объявила Россию республикой. 14.09.1917 г. было созвано Всероссийское демократическое совещание представителей социалистических партий, городских дум, Советов, профсоюзов, армейских организаций. На совещании был выделен предпарламент - Временный Совет республики. Своим постановлением от 6 октября 1917 г. Временное правительство распустило Государственную Думу, тогда же был упразднен Государственный Совет. 7-8 ноября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов объявил о низложении Временного правительства и переходе власти в руки Советов. Съезд образовал новое правительство России - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным, избрал ВЦИК под председательством Л.Б. Каменева. Парламентский путь развития России был прерван. Более 70 лет в России существовала система Советов - единых органов государственной власти снизу доверху.
В современных условиях государственного строительства важно учесть тот позитивный опыт парламентаризма, который зародился в России в начале XX столетия, и использовать его в становлении и деятельности российского парламента, который возродился в нашей стране в преддверии XXI века.
2.2 Федеральное собрание – парламент Российской Федерации
Впервые в истории нашей страны понятие «парламент» применительно к представительному и законодательному органу Российского государства закрепила Конституция РФ 1993 г. (ст.94).
Федеральное Собрание РФ характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России и формируется на основе участия населения во всеобщих выборах, прежде всего, депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъектов РФ: так формируется Совет Федерации, в который входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ - один от законодательной власти субъекта, другой - от исполнительной власти субъекта. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Оно законодательно регулирует жизнь страны, является единственным органом, который принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Российский парламент выполняет также некоторые контрольные функции, хотя Конституция и не определяет его как контрольный орган:
- утверждение федерального бюджета и заслушивание отчета Правительства о его исполнении;
- участие обеих палат в формировании органов государственной власти;
- решение вопроса о доверии Правительству как формы его ответственности перед Государственной Думой;
- утверждение Советом Федерации некоторых указов Президента;
- рассмотрение вопросов федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификация международных договоров.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Заседания палат проводятся раздельно. Заседания открытые. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Обе палаты образуют единственный совместный конституционный орган - Счетную палату - для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ч.5 ст.101 Конституции). Счетная палата состоит из: