Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

текстовый и табличный варианты ответов, 19 стр.

Оглавление

1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………..
1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ………………………………………
1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ) МОДЕЛЬ…………………….
1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ…………………………………………………..
2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША…………….
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ  УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………..

1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ………………………………………

1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ) МОДЕЛЬ…………………….

1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ…………………………………………………..

2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША…………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Местное самоуправление как  самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно  существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного  мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления.

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов  организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное или муниципальное  самоуправление - это такая система  управления местными делами, которая  осуществляется специальными выборными  органами, непосредственно представляющими  население той или иной административно-территориальной  единицы данной страны. Европейская  хартия о местном самоуправлении, принятой Постоянной конференцией местных  и региональных органов власти Европы от 15 октября 1985 года, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением  Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

Для нормального функционирования демократического государства в  целом необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Понятие "местное  самоуправление" в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей администранивно-территориальной  единицы и принимающий решения  по наиболее важным местным вопросам, а также исполнительный орган (мэр, бургомистр и т.д.), обычно призванный в первую очередь выполнять решения  представительного органа и осуществлять оперативное управление.

В зарубежных странах существует несколько типов организации  и функционирования муниципальных  учреждений:

- Англо-саксонская модель;

- Континентальная (французская)  модель;

- Смешанная модель

 

1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Эта модель получила распространение  в Великобритании, США, Канаде, Австралии  и во многих других странах с англосаксонской  правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как  действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и  прямое подчинение нижестоящих органов  вышестоящим отсутствует. Наряду с  представительными органами в странах  с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно  населением могут избираться некоторые  должностные лица. Значительными  полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в  подготовке и принятии отдельных  решений.

Контроль за деятельностью  местных органов в англосаксонских  странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные  министерства, а также через суд. Принятый в законодательстве этих стран  термин "местное управление" для  обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает  на их локальный характер.

 

1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ) МОДЕЛЬ

 

В большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная  Африка, Латинская Америка, Ближний  Восток) получила распространение континентальная (французская) модель. Она присуща  Франции, Италии, Польше, Болгарии, Турции и др. странами. Основная её черта - сочетании  прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция.

Континентальная модель напоминает пирамиду, где происходит передача различной информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется  также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая  соподчиненность выражается, в частности, в предусмотренном Конституции  от 1948 года, принятой Учредительным  Собранием праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.

В рамках французской системы  представительные органы порой создаются  лишь в административно-территориальных  единицах, признанных законодателем  в качестве территориальных коллективов. В отдельных подразделениях, таким  образом, представительные органы могут  вообще отсутствовать (например, в округах  и кантонах Франции).

        В развитых демократиях различия между двумя рассмотренными выше моделями не носят принципиального характера, и даже есть определенное сближение между ними. Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов здесь являются местные представительные органы, формирующиеся населением в результате свободных и состязательных выборов.

По другому функционируют  модели в ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская или же континентальная  модель местного управления выступает  лишь в качестве декорации авторитарного  политического процесса, в рамках которого волеизъявление граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный  характер.

 

1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ

 

Местное управление в ряде стран (Австрия, Германия, Япония) существуют как с англосаксонской, так и  с континентальной моделями, обладая  при этом и специфическими чертами, что говорит о "смешанных" формах управления на местах.

Принципиальное отличие  от двух вышеуказанных моделей имеет  советская модель, к настоящему времени  во многом отошедшая в историю  и представляющая собой поэтому  не практический, а академический  интерес. Данная модель была характерна для Советского Союза и других стран "мировой системы социализма", а также для некоторых развивающихся  государств, ориентировавшихся на социализм. Сейчас она продолжает сохраняться  лишь в немногих странах, все еще  считающих себя социалистическими, таких, как Китай, Куба, КНДР.

Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой  Испании её уже нет. При иберийской системе местного самоуправления и  управления население административно-территориальной  единицы избирает совет и главное  должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидор, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных  лиц. В некоторых странах главное  должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета.

Таким образом, алькальд сосредоточивает  в своих руках местное руководство  и обладает большой властью. Опека  почти не применяется: алькальду  как председателю совета предоставляются  широкие возможности не принимать  в совете решения. Именно в этом проявляется  сущность рассматриваемой системы  местных органов.

Особые формы местного управления существуют в условиях военных  режимов. В административно-территориальные  единицы, особенно крупные, назначаются  военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь назначают  офицеров в нижестоящие административно-территориальные  единицы. Назначенные должностные  лица осуществляют управление на основе единоначалия с применением методов  военного регулирования.

Весь рассмотренный и  проанализированный свидетельствует  о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, в определенной степени  автономен (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного  аппарата, институте муниципальной  собственности и т.д.), функционирует  под контролем центральных властей  и в значительной степени -работает вместе с государственным механизмом, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается  с расширением социальных функций  современного государства.

Зарубежный опыт организации  муниципальных учреждений свидетельствует  о том, что там сочетается местное  самоуправление и государственное  управление на местах, учитываются  исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Особенностью управления французским  государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. Исполнительная власть представлена Президентом и  Правительством. Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент  Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность  государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и  международных договоров. Таким  образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность  за судьбу страны. Показателями широких  полномочий Президента Франции могут  служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность  ее территории или выполнение ее международных  обязательств оказываются под серьезной  и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных  государственных властей прекращено, Президент Республики принимает  меры, которые диктуются этими  обстоятельствами, после официальной  консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с  Конституционным советом. Он информирует  об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституции  усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в  соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления  чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального  собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним  их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции  является право проводить национальный референдум. В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью  формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров). Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах  и комитетах национальной обороны. Являясь центральным органом  исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством, Президент председательствует в Совете Министров, подписывает  декреты и ордонансы, принятые в  нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает  на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

Центральным коллегиальным органом  Исполнительной власти во Франции является Правительство. В состав Правительства  входят Премьер-министр и министры. Конституция различает два понятия: Совет министров - как собрание министров  под представительством Президента Республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством  Премьер-министра. Совет министров  осуществляет полномочия, принадлежащие  по Конституции правительству. Все  акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр  может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях  и только на основании специальных  полномочий, предоставленных Президентом  по определенной повестке дня. Деятельность Правительства регламентирована в  разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает Правительству  также высокий авторитет: "Правительство  определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся  администрация и вооруженные  силы". В статье 21 Конституции  говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью  Правительства. Он несет ответственность  за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением  статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает  на гражданские и военные должности. В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15"."В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня". Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий ив палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой из палат Парламента. В разделе Конституции "Об отношениях между Парламентом и Правительством", в статье 34 ограничена законодательная компетенция Парламента. Вместе с тем. Фактически Премьер-министр выступает как законодатель. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами. Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает. Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран