ОГЛАВЛЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………..
1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ………………………………………
1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ)
МОДЕЛЬ…………………….
1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ…………………………………………………..
2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША…………….
- КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Местное самоуправление как
самостоятельное явление общественной
жизни и институт гражданского общества
зародилось в глубокой древности. Оно
существовало как общинное самоуправление
общества, прошло этапы античного
мира, средних веков и нового времени.
В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление
становится постоянным объектом теоретического
научного осмысления.
Местное самоуправление является
непременным атрибутом любого современного
демократического общества. Зарубежный
муниципализм знает громадное количество
разнообразных моделей и типов
организации местного самоуправления.
Различия в построении систем местного
самоуправления зависят от многих факторов:
политического режима, доминирующей
в стране идеи организации власти
и управления на местах, государственного
устройства и административно-территориального
деления государства, национальных
традиций и пр.
В большинстве современных
государств управление всеми делами
на местах осуществляется специальными
органами местного самоуправления, формируемыми
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании, а также специально
назначенными из центра органами местного
управления.
Местное или муниципальное
самоуправление - это такая система
управления местными делами, которая
осуществляется специальными выборными
органами, непосредственно представляющими
население той или иной административно-территориальной
единицы данной страны. Европейская
хартия о местном самоуправлении,
принятой Постоянной конференцией местных
и региональных органов власти Европы
от 15 октября 1985 года, дает общее определение
местного самоуправления, фактически
ставшее универсальным и принятое
всеми демократическими государствами.
Под местным самоуправлением
Хартия понимает «право, действительную
способность местных сообществ контролировать
значительную часть общественных дел,
управлять ею в рамках закона под свою
ответственность и на благо населения».
Для нормального функционирования
демократического государства в
целом необходимо наличие эффективного
местного самоуправления. Понятие "местное
самоуправление" в странах современного
мира обычно охватывает два вида органов:
местный представительный орган, избираемый
населением соответствующей администранивно-территориальной
единицы и принимающий решения
по наиболее важным местным вопросам,
а также исполнительный орган (мэр,
бургомистр и т.д.), обычно призванный
в первую очередь выполнять решения
представительного органа и осуществлять
оперативное управление.
В зарубежных странах существует
несколько типов организации
и функционирования муниципальных
учреждений:
- Англо-саксонская модель;
- Континентальная (французская)
модель;
- Смешанная модель
1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Эта модель получила распространение
в Великобритании, США, Канаде, Австралии
и во многих других странах с англосаксонской
правовой системой. Местные представительные
органы формально выступают как
действующие автономно в пределах
предоставленных им полномочий и
прямое подчинение нижестоящих органов
вышестоящим отсутствует. Наряду с
представительными органами в странах
с данной системой (и в первую
очередь в США) непосредственно
населением могут избираться некоторые
должностные лица. Значительными
полномочиями здесь зачастую наделяются
комиссии (комитеты) местных представительных
органов, играющие весомую роль в
подготовке и принятии отдельных
решений.
Контроль за деятельностью
местных органов в англосаксонских
странах осуществляется в основном
косвенным путем: через центральные
министерства, а также через суд.
Принятый в законодательстве этих стран
термин "местное управление" для
обозначения организации и деятельности
местных органов обычно указывает
на их локальный характер.
1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ)
МОДЕЛЬ
В большинстве стран мира
(континентальная Европа, франкоязычная
Африка, Латинская Америка, Ближний
Восток) получила распространение континентальная
(французская) модель. Она присуща
Франции, Италии, Польше, Болгарии, Турции
и др. странами. Основная её черта - сочетании
прямого государственного управления
на местах и местного самоуправления.
Родоначальницей данной модели является
Франция.
Континентальная модель напоминает
пирамиду, где происходит передача
различной информации и где на
центральные власти активно работает
целая серия агентов на местах.
Указанная модель характеризуется
также определенной подчиненностью
нижестоящих звеньев вышестоящим.
В Италии подобная иерархическая
соподчиненность выражается, в частности,
в предусмотренном Конституции
от 1948 года, принятой Учредительным
Собранием праве областей осуществлять
контроль за законностью актов провинций,
коммун и иных местных образований.
В рамках французской системы
представительные органы порой создаются
лишь в административно-территориальных
единицах, признанных законодателем
в качестве территориальных коллективов.
В отдельных подразделениях, таким
образом, представительные органы могут
вообще отсутствовать (например, в округах
и кантонах Франции).
В развитых
демократиях различия между двумя рассмотренными
выше моделями не носят принципиального
характера, и даже есть определенное сближение
между ними. Функционирование обеих моделей
строится на многих сходных принципах,
свойственных современному демократическому
государству. Основой системы местных
органов здесь являются местные представительные
органы, формирующиеся населением в результате
свободных и состязательных выборов.
По другому функционируют
модели в ряде развивающихся стран,
где заимствованная у развитых демократий
англосаксонская или же континентальная
модель местного управления выступает
лишь в качестве декорации авторитарного
политического процесса, в рамках
которого волеизъявление граждан на
выборах имеет во многом несамостоятельный
характер.
1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ
Местное управление в ряде
стран (Австрия, Германия, Япония) существуют
как с англосаксонской, так и
с континентальной моделями, обладая
при этом и специфическими чертами,
что говорит о "смешанных" формах
управления на местах.
Принципиальное отличие
от двух вышеуказанных моделей имеет
советская модель, к настоящему времени
во многом отошедшая в историю
и представляющая собой поэтому
не практический, а академический
интерес. Данная модель была характерна
для Советского Союза и других
стран "мировой системы социализма",
а также для некоторых развивающихся
государств, ориентировавшихся на социализм.
Сейчас она продолжает сохраняться
лишь в немногих странах, все еще
считающих себя социалистическими,
таких, как Китай, Куба, КНДР.
Иберийская система управления
на местах существует в Бразилии, во
многих испаноговорящих государствах
Латинской Америки, хотя в самой
Испании её уже нет. При иберийской
системе местного самоуправления и
управления население административно-территориальной
единицы избирает совет и главное
должностное лицо данной административной
единицы (алькальда, регидор, префекта,
мэра); иногда избирается коллегия должностных
лиц. В некоторых странах главное
должностное лицо избирается не населением,
а советом. Алькальд одновременно является
председателем совета, его исполнительным
органом и утверждается правительством
(президентом, министром внутренних дел)
как его представитель в данной административной
единице. Он обладает правом контроля
за деятельностью совета.
Таким образом, алькальд сосредоточивает
в своих руках местное руководство
и обладает большой властью. Опека
почти не применяется: алькальду
как председателю совета предоставляются
широкие возможности не принимать
в совете решения. Именно в этом проявляется
сущность рассматриваемой системы
местных органов.
Особые формы местного
управления существуют в условиях военных
режимов. В административно-территориальные
единицы, особенно крупные, назначаются
военные губернаторы и коменданты,
которые в свою очередь назначают
офицеров в нижестоящие административно-территориальные
единицы. Назначенные должностные
лица осуществляют управление на основе
единоначалия с применением методов
военного регулирования.
Весь рассмотренный и
проанализированный свидетельствует
о том, что местное управлений
представляет собой сложный механизм,
который, в определенной степени
автономен (что выражается в выборности
местных представительных органов,
наличии у них своего исполнительного
аппарата, институте муниципальной
собственности и т.д.), функционирует
под контролем центральных властей
и в значительной степени -работает
вместе с государственным механизмом,
выполняя многие функции, имеющие общенациональное
значение, число которых увеличивается
с расширением социальных функций
современного государства.
Зарубежный опыт организации
муниципальных учреждений свидетельствует
о том, что там сочетается местное
самоуправление и государственное
управление на местах, учитываются
исторические, демографические, географические
особенности той или иной страны,
формы правления государственного
устройства, политический режим, правовая
система и другие факторы.
2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
Особенностью управления французским
государством при четком в соответствии
принципу разделения власти является
некоторый приоритет исполнительной
власти перед законодательной. Исполнительная
власть представлена Президентом и
Правительством. Полномочия президента
регламентированы в Разделе II Конституции.
В соответствии со статьей 5 Президент
Республики следит за соблюдением Конституции.
Он обеспечивает нормальное функционирование
публичных властей, а также преемственность
государства. Он является гарантом национальной
независимости, территориальной целостности,
соблюдения соглашений Сообщества и
международных договоров. Таким
образом, Президенту принадлежат важные
личные полномочия и ответственность
за судьбу страны. Показателями широких
полномочий Президента Франции могут
служить положения статьи 16 Конституции:
"Когда институты Республики,
независимость нации, целостность
ее территории или выполнение ее международных
обязательств оказываются под серьезной
и непосредственной угрозой, а нормальное
функционирование конституционных
государственных властей прекращено,
Президент Республики принимает
меры, которые диктуются этими
обстоятельствами, после официальной
консультации с Премьер-министром,
председателями палат, а также с
Конституционным советом. Он информирует
об этом нацию в своем послании.
Из приведенной статьи Конституции
усматривается право Президента
на роспуск Национального Собрания.
Лишь в трех случаях: во-первых, в
соответствии со ст. 16 (последний абзац)
Президент не может распустить Национальное
собрание в период осуществления
чрезвычайных полномочий; во-вторых, не
может быть произведен роспуск Национального
собрания в течение года, последующего
после предыдущего роспуска; в-третьих,
временным Президентом республики
(т.е. когда функции Президента временно
исполняет председатель Сената). Одним
их самых серьезных полномочий Президента,
закрепленных в статье 11 Конституции
является право проводить национальный
референдум. В соответствии с Конституцией,
Президент практически полностью
формирует исполнительную власть. Он
назначает министров, всех высших чиновников
(лишь мелкие государственные служащие
назначаются декретами министров).
Президент - глава вооруженных сил,
он председательствует в высших советах
и комитетах национальной обороны.
Являясь центральным органом
исполнительной власти, во взаимоотношениях
с Правительством, Президент председательствует
в Совете Министров, подписывает
декреты и ордонансы, принятые в
нем; принимает участие в рассмотрении
законопроектов Правительства; назначает
на гражданские и военные должности,
аккредитует послов и чрезвычайных
посланников в иностранных государствах.
Центральным коллегиальным органом
Исполнительной власти во Франции является
Правительство. В состав Правительства
входят Премьер-министр и министры.
Конституция различает два понятия:
Совет министров - как собрание министров
под представительством Президента
Республики, и Кабинет министров
- как собрание министров под председательством
Премьер-министра. Совет министров
осуществляет полномочия, принадлежащие
по Конституции правительству. Все
акты, исходящие от этого органа,
подписываются Президентом. Премьер-министр
может председательствовать в Совете
министров в очень редких случаях
и только на основании специальных
полномочий, предоставленных Президентом
по определенной повестке дня. Деятельность
Правительства регламентирована в
разделе III Конституции. Хотя выше было
очень много сказано о неограниченных
полномочиях Президента Франции, статья
20 Конституции придает Правительству
также высокий авторитет: "Правительство
определяет и проводит политику нации.
В его распоряжении находятся
администрация и вооруженные
силы". В статье 21 Конституции
говорится о полномочиях Премьер-министра:
"Премьер-министр руководит деятельностью
Правительства. Он несет ответственность
за национальную оборону. Он обеспечивает
исполнение законов. С соблюдением
статьи 13 Конституции он осуществляет
регламентарные полномочия и назначает
на гражданские и военные должности.
В случае необходимости он замещает
Президента Республики в качестве председателя
на заседаниях советов и комитетов,
упомянутых в статье 15"."В исключительных
случаях он может замещать Президента
Республики в качестве председателя на
заседаниях Совета Министров по определенному
поручению Президента и с определенной
повесткой дня". Часть этих полномочий
он осуществляет лично, часть в сотрудничестве
с Президентом. В соответствии со статьей
29 Конституции по требованию Премьер-министра
может быть собран Парламент на внеочередную
сессию. Премьер-министр обладает правом
законодательной инициативы, лично участвует
в работе парламентских комиссий ив палатах
парламента. В любое время Премьер-министр
может выступить в любой из палат Парламента.
В разделе Конституции "Об отношениях
между Парламентом и Правительством",
в статье 34 ограничена законодательная
компетенция Парламента. Вместе с тем.
Фактически Премьер-министр выступает
как законодатель. Также в распоряжении
Премьер-министра находится генеральный
секретариат Правительства с его многочисленными
службами. Правительство назначается
следующим образом: Президент Республики
подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра
и назначает его. Премьер-министр подбирает
министров и представляет Президенту,
который их назначает. Полномочия Правительства
делятся на осуществляемые им коллегиально
и осуществляемые лично Премьер-министром.
Статья 23 Конституции запрещает совмещать
функции члена Правительства с осуществлением
любого парламентского мандата, с любой
должностью профессионального представительства
общенационального характера, с государственной
службой или профессиональной деятельностью.