Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

текстовый и табличный варианты ответов, 19 стр.

Оглавление

1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………..
1.1 АНГЛО-САНКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ………………………………………
1.2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ) МОДЕЛЬ…………………….
1.3 СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ…………………………………………………..
2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША…………….
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Органы исполнительной власти

 Совет министров

Совет министров, то есть польское правительство, состоит из более десятка министерств  и центральных ведомств. Совет  министров является органом исполнительной власти. Закон о деятельности государственной  администрации дает премьер-министру, стоящему во главе Совета министров, большие возможности в формировании кадрового состава правительства.

Премьер-министр имеет право  создавать, объединять или ликвидировать  ведомства, менять масштаб их полномочий, а также подавать президенту РП предложения  о расширении Совета министров путем  включения в его состав так  называемых министров без портфеля, координаторов части работ Совета министров, например реформы системы  образования или реформы здравоохранения.

Получить назначение в Совет  министров могут также председатели определенных в законодательстве комитетов, например Комитета Европейской интеграции.

Состав Совета министров предлагает премьер и передает соответствующее  по этому вопросу предложение, адресованное президенту РП, который назначает  Совет министров и принимает  от правительства присягу на верность Конституции и другим законам  Республики Польша.

В настoящее время Совет Министров состоит из Премьер-министра и 21 министров:

Совет министров в своей деятельности руководствуется текущей политикой  государства, обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной  администрации, обеспечивает государству  внутреннюю и внешнюю безопасность, а также общественный порядок, защищает интересы Государственного казначейства, а также утверждает проект бюджета  и руководит его исполнением. В полномочия Совет министров  входит заключение международных договоров, требующих ратификации и расторжение  международных договоров.

Члены Совета министров несут коллективную ответственность перед Сеймом за деятельность правительства, но могут  также нести индивидуальную ответственность  за деятельность, доверенную им премьером  или находящуюся в сфере полномочий возглавляемых ими ведомств. За нарушение  законодательства или совершение должностного преступления каждого министра может  судить Государственный трибунал - специальный суд, назначенный Сеймом, где функции судей исполняют  депутаты.

.Сравнительный анализ смешанной республики в Польше и во Франции.

Основания сравнения

Польша

Франция

1. порядок назначения президента

Прeзидeнт Peспублики избирaeтся  Народом нa всeoбщих, рaвных, прямых выбoрaх  и тaйным гoлoсoвaниeм.Прeзидeнт Peспублики избирaeтся нa пятилетний срок полномочий и пoвтoрнo мoжeт быть избрaн тoлькo oдин рaз. Прeзидeнтoм Peспублики мoжeт  быть избрaн пoльский грaждaнин, достигший  нe позднее дня выбoрoв пoлных 35 лeт и в полной мере пoльзующийся избирательными прaвами на выборах в Ceйм. Kaндидaт выдвигaeтся нe мeнee 100 000 грaждaн, oблaдaющих прaвoм избирaть в Ceйм.

Прeзидeнтoм Peспублики избирaeтся  кaндидaт, пoлучивший бoлее пoлoвины поданых  дeйствитeльных гoлoсoв. Eсли ни oдин  из кaндидaтoв нe пoлучит трeбуeмoгo бoльшинствa, нa чeтырнaдцaтый дeнь пoслe пeрвoгo гoлoсoвaния прoвoдится пoвтoрнoe гoлoсoвaниe.

При пoвтoрнoм гoлoсoвaнии  выбoр прoизвoдится из числa двух кaндидaтoв, кoтoрыe при пeрвoм гoлoсoвaнии пoлучили самое большое в пoрядкe oчeрeднoсти  число гoлoсoв. Eсли любoй из этих двух кaндидaтoв снимeт свoe сoглaсиe бaллoтирoвaться, утрaтит избирaтeльнoe прaвo или скoнчaeтся, нa eгo мeстo при  пoвтoрнoм гoлoсoвaнии на выборах  дoпускaeтся кaндидaт, кoтoрый при  пeрвoм гoлoсoвaнии пoлучил очередное самое большое число гoлoсoв. В этом случae дaтa пoвтoрнoгo гoлoсoвaния oтклaдывaeтся еще нa 14 днeй. Прeзидeнтoм Peспублики избирaeтся кaндидaт, пoлучивший при пoвтoрнoм гoлoсoвaнии больше гoлoсoв.

Принципы и пoрядoк выдвижeния  кaндидaтoв и прoвeдeния выбoрoв, a тaкжe услoвия дeйствитeльнoсти выбoрoв  Прeзидeнтa Peспублики oпрeдeляются зaкoнoм. Срoк пoлнoмoчий Прeзидeнтa Peспублики нaчинaeтся в дeнь вступлeния его в дoлжнoсть.

 

Выбoры Прeзидeнтa Peспублики нaзнaчaeт Maршaл Ceймa нa дeнь, прихoдящийся  нa пeриoд нe рaнее 100 днeй и нe пoзднее 75 днeй дo истeчeния срoкa пoлнoмoчий  испoлняющeгo дoлжнoсть Прeзидeнтa Peспублики, a в случae oсвoбoждeния должности  Прeзидeнтa Peспублики - нe пoзднее чeтырнaдцaтого дня пoслe oсвoбoждeния должности, устанавливая дaту выбoрoв нa нeрaбoчий дeнь, прихoдящийся  нa 60-дневный пeриoд сo дня нaзнaчeния  выбoрoв.

Дeйствитeльнoсть выбoрoв  Прeзидeнтa Peспублики подтверждается Вeрхoвным Cудом.

 

Избирaтeлю на принципах, определенных законом, принaдлeжит прaвo обратиться в Вeрхoвный Cуд с прoтeстом прoтив  дeйствитeльнoсти выбoрoв Прeзидeнтa Peспублики.

 

В случae устaнoвлeния нeдeйствитeльнoсти  выбoрoв Прeзидeнтa Peспублики прoвoдятся  нoвыe выбoры нa принципaх, прeдусмoтрeнных ч. 2 ст. 128 на случaй oсвoбoждeния должности  Прeзидeнтa Peспублики.

Eсли Прeзидeнт Peспублики  нe мoжeт врeмeннo испoлнять свoю  дoлжнoсть, oн уведомляет oб eтoм  Maршaла Ceймa, кoтoрый врeмeннo принимaeт  на себя oбязaннoсти Прeзидeнтa Peспублики. Кoгдa Прeзидeнт Peспублики нe в сoстoянии  уведомить Maршaла Ceймa o нeвoзмoжнoсти  испoлнять свoю дoлжнoсть, тo  о констатации прeпятствия испoлнeнию  Прeзидeнтoм Peспублики eгo дoлжнoсти  рeшaeт Koнституциoнный Трибунaл  пo прeдлoжeнию Maршaлa Ceймa. В случae признaния врeмeннoй нeвoзмoжнoсти  испoлнения должности Прeзидeнтoм  Peспублики Koнституциoнный Трибунaл  пoручaeт Maршaлу Ceймa врeмeннo испoлнять  oбязaннoсти Прeзидeнтa Peспублики.

 

Maршaл Ceймa врeмeннo, дo момента  избрaния нoвого Прeзидeнта Peспублики, испoлняeт oбязaннoсти Прeзидeнтa Peспублики  в случae:

 

кoнчины Прeзидeнтa Peспублики,

 

oткaзa Прeзидeнтa Peспублики  от должности,

 

устaнoвлeния нeдeйствитeльнoсти выбoрoв Прeзидeнтa Peспублики или иных причин eгo нeвступлeния в дoлжнoсть пoслe избрaния,

 

признaния Нaциoнaльным Coбрaниeм  стойкой нeспoсoбнoсти Прeзидeнтa Peспублики испoлнять дoлжнoсть ввиду сoстoяния здoрoвья пoстaнoвлeниeм, принятым бoльшинствoм  нe мeнee 2/3 гoлoсoв прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм  числa члeнoв Нaциoнaльнoгo Coбрaния,

 

oтрeшeния Прeзидeнтa Peспублики oт дoлжнoсти рeшeниeм Гoсудaрствeннoгo  Трибунaлa.

 

Eсли Maршaл Ceймa нe мoжeт  испoлнять oбязaннoсти Прeзидeнтa Peспублики, эти oбязaннoсти принимaeт на себя Maршaл Ceнaтa.

 

Лицo, испoлняющee oбязaннoсти  Прeзидeнтa Peспублики, нe мoжeт постановить o сoкрaщeнии срoкa пoлнoмoчий Ceймa.

(ст.127,128,129,131 Конституции Республики Польши)

Президент Республики избирается на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не получено в первом туре голосования, то в следующее  за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать  только два кандидата, которые, если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в более благоприятном положении, окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

 

Время голосования устанавливается  по решению Правительства.

 

Выборы нового Президента происходят не менее чем за двадцать и не позднее чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий Президента, состоящего в должности.

 

В случае вакантности поста  Президента Республики по какой бы то ни было причине или при наличии  препятствия к исполнению Президентом  своих обязанностей, констатируемого. Конституционным советом абсолютным большинством голосов своих членов по запросу Правительства, функции Президента Республики, за исключением предусмотренных нижеследующими

 

Статьями 11 и 12, временно осуществляются председателем Сената, а если у  последнего в свою очередь имеются  препятствия, то Правительством.

 

В случае вакантности поста  Президента Республики или если, препятствие  к осуществлению его функций  объявлено Конституционным советом  необратимым, голосование по выборам: нового Президента происходит, кроме  случая непреодолимой силы, констатируемого  Конституционным советом, не менее  чем через двадцать и не позднее  чем через тридцать пять дней после  открытия вакансии или объявления о  необратимом характере препятствия.

 

Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения  выдвижения кандидатур; одно из лиц, публично заявивших о своем решении  быть кандидатом по меньшей мере за тридцать дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то Конституционный совет может  принять решение о переносе времени  выборов.

 

Если до первого тура выборов  один из кандидатов скончается или у него возникнут препятствия, то Конституционный совет принимает решение о переносе времени выборов.

 

В случае смерти или возникновения  препятствий у одного из двух кандидатов, находившихся до этого в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет  о новом проведении всех избирательных  операций; подобным же образом он поступает  и в случае смерти или возникновения  препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

 

Во всех случаях Конституционный  совет запрашивается при соблюдении условий, установленных вторым абзацем  статьи 61, или при соблюдении условий, предусмотренных порядком выдвижения кандидатур, который определен органическим законом, предусмотренным положениями  вышеуказанной статьи 6.

 

Конституционный совет может  продлить сроки, установленные в  третьем и пятом абзацах с  тем условием, что голосование  должно состояться не позднее чем  через тридцать пять дней после даты принятия им решения. Если применение положений настоящего абзаца повлечет перенесение выборов на более позднюю дату, чем окончание полномочий Президента, находящегося в должности, то последний продолжает исполнять свои обязанности до провозглашения его преемника.

 

Не могут применяться  статьи 49 и 50, а также 

 

Статья 89 Конституции, пока пост Президента Республики остается вакантным или в период между  объявлением о необратимом характере  препятствия к исполнению своих  обязанностей, возникшего у Президента Республики, и выборами его преемника.(ст.6,7 Конституции Республики Франции)

Различия в данном пункте заключается в том, что во-первых в Польше выборы назначаются Маршалом Сейма(т.е. Парламентом), а во Франции Правительством; во-вторых различны сроки назначения выборов Президента, в Польше они значительно шире (не ранее чем 100 дней до истечения полномочий и не позднее чем 75 дней после истечения полномочий),а во Франции значительно уже (не менее, чем за 20 дней до истечения полномочий и не позднее, чем 35 дней по истечении их);в-третьих в случаях временного осуществления полномочий Президента во Франции изначально данная должность замещается председателем Сената, а если у него в вою очередь имеются препятствия, то замещается правительством  и данная процедура регулируется Конституционным Советом по запросу Правительства, а в Польше изначально замещает Маршал Сейма, если же он не может, то замещает Маршал Сената  и данная процедура регулируется Конституционным Трибуналом. Можно сделать вывод о том, что в Республике Франция в регулировании данной процедуры большую роль играет Правительство, нежели Парламент, а в Республике Польша данную процедуру регулирует Парламент.

2.полномочия президента по отношению к парламенту

Президент обладает значительными средствами воздействия на парламент, осуществляя право вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, а также направлять послания Сейму или Сенату, которые не подлежат обсуждению. Ему принадлежит право принятия решения о проведении референдума с согласия Сената.

В установленных законом  случаях Президент может распустить парламент после выяснения мнения Маршала Сейма и Маршала Сената. Такими основаниями являются: непринятие Сеймом закона о бюджете в течение  трех месяцев со дня представления  его проекта в парламент; выражение  недоверия Правительству в предусмотренных  конституционным законом случаях (ст. 62, 66), а также неизбрания Совета министров Сеймом в порядке ст. 60 Малой конституции.

Президент практически не подконтролен в своей деятельности парламенту. Полномочия парламента в  отношении Президента сводятся к 1) назначению выборов главы государства  Маршалом Сейма; 2) принятию Национальным собранием присяги президента; 3) предъявлению обвинения президенту в нарушении конституции или  законов, а также в совершении преступления (такое предъявление производится постановлением Национального Собрания большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов, что влечет за собой приостановление им своих обязанностей; к ответственности президента привлекает Государственный трибунал - ст. 50); 4) признанию Национальным собранием факта устойчивой потери способности президентом выполнять обязанности по состоянию здоровья, что является основанием для его отстранения от должности президента; 5) даче согласия на продление действия чрезвычайного положения, введенного президентом в соответствии с законодательством.

Наиболее важным личным полномочием  Президента (наряду с использованием ст. 16 конституции) является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст. 16 конституции); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится в благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает "в наследство" враждебный ему парламент также использует это оружие.

С контрассигнацией министров  осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению  палаты образуют Конгресс для ратификации  поправок.

Так же издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции Президента.

С председателями должен консультироваться  Президент республики, когда он намерен  ввести в стране чрезвычайное положение.

Президент республики формально  правом законодательной инициативы не обладает, законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям.

После принятия парламентом  законопроект передается Президенту для  промульгации. Глава государства  может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых  его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. После процедуры  в комиссии палаты акт вносится в  повестку дня. Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим  министром и публикуется в  официальном органе государства.

По отношениям между президентом  и законодательной властью можно  сделать вывод о том, что в  Польше у президента больше полномочий по отношению к парламенту, нежели чем во Франции, но во Франции право  роспуска парламента намного проще  и если это необходимо президенту, то это может произойти в любой  момент за исключением небольшого количества ситуаций, установленных Конституцией Республики Франции.

3.полномочия президента  по отношению к правительству и порядок назначения правительства.

Президент Республики Польша, как глава исполнительной власти наделен широкими полномочиями по отношению  к правительству. Президент назначает  Председателя Совета министров и  по его предложению утверждает состав правительства, по предложению Председателя Совета министров может осуществлять изменения в составе правительства, принимает присягу и отставку Совета министров или отдельных  его членов.

Председатель Совета министров  информирует президента об основных направлениях деятельности правительства. Президент обладает правом созывать заседания Совета министров и председательствовать на них по проблемам, имеющим особое значение для государства.

Конституционный закон предусматривает  институт контрассигнатуры актов главы  государства, но приказы и распоряжения Президента, изданные в пределах его  дискреционных полномочий, не требуют  подписания Председателем или членом Совета министров.

Малая конституция чрезвычайно  подробно регламентирует порядок формирования правительства. Как отмечалось ранее, Председателя Совета министров назначает  Президент, который утверждает и  его состав в течение 14 дней со дня  первого заседания Сейма нового созыва. Но назначенный Президентом  Совет министров должен получить вотум доверия Сейма. В случае несформирования правительства  в указанном порядке Сейм в  течение 21 дня должен избрать правительство. Если Сейм не выполнит этого. Президент  формирует правительство в установленном  порядке. Если в результате и этой процедуры Правительство сформировано не будет, право избрания Совета министров  переходит к Сейму. В случае получения  очередного отрицательного результата Президент распускает Сейм или назначает Совет министров сроком на 6 месяцев, в течение которого Сейм должен принять решение о доверии правительству (служебное правительство). Если такое постановление о доверии не будет принято или Совету министров будет выражен вотум недоверия. Президент распускает Сейм.

Принятие Сеймом постановления  о вотуме недоверия абсолютным большинством голосов может сопровождаться избранием  Председателя Совета министров и  его членов самим представительным органом власти (конструктивный вотум  недоверия). В случае, если такое  избрание не происходит. Президент  принимает отставку Правительства  или распускает Сейм.

Совет министров - собрание министров под председательством  Президента республики, и кабинет  министров - собрание министров под  председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции  правительству. Все акты, исходящие  от этого органа, подписываются Президентом  республики. Премьер-министр может  председательствовать в Совете министров  в очень редких случаях и только по специальному уполномочию Президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и Президента республики, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Правительство назначается  следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру на пост премьер-министра и назначает его. Последний подбирает  министров и представляет Президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра Президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании  в Национальном собрании премьер-министру не было отказано в доверии. Другими  словами, Президент должен учитывать  расстановку партийных сил в  нижней палате парламента. Вопрос о  получении доверия весьма важен, поскольку он отражает взаимоотношения  органов государственной власти. Новация Пятой республики состоит  в том, что необязательно получать доверие в момент образования  правительства, хотя статья 29 конституции  предусматривает такую возможность.

Полномочия правительства  делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся  под прямым воздействием Президента республики.

В отношениях между Президентом  и исполнительной властью в обеих  странах огромную роль играет Президент, так как и во Франции и в  Польше Президент является главой исполнительной власти. Но конечно существуют и  отличия: во-первых Конституция Польше конкретно регламентирует деятельность Правительства, а во Франции Конституция  четко определяет полномочия Парламента и Президента, и следовательно  по всем оставшимся вопросам регламентарную власть осуществляет правительство; во-вторых: правительство во Франции делится  на совет министров и собрание министров, а в Польше существует только совет министров.

4.полномочия президента  по отношению к судебной власти

Президент Польши назначает  судей по предложению Всепольского совета правосудия; назначает и отзывает председателя Высшего административного  суда и председателей Верховного суда;

Президент республики осуществляет право помилования

Полномочия президента в  сфере судебной власти охватывают его  права по назначению трех членов Конституционного совета и право помилования, а  также по руководству Высшим советом  магистратуры и назначению всех его  членов.

Во Франции взаиморегулирование  между  Президентом и Судебной властью больше, чем в Польше, потому что как уже рассматривалось  выше Конституционный совет играет важную роль на стадии назначения и  порядка выборов президента, и  еще Президент совещается с Конституционным  советом перед принятием такого решения, как введения чрезвычайного  положения, хотя мнение Конституционного совета не имеет обязательной силы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

2.Конституция Италии, принятая Учредительным Собранием  от 1948 года (статья 130) - Сборник Конституций  зарубежных государств - 2003 -статья 130

 

5.Закон «О местном самоуправлении»  Великобритании от 1972 года - Собрание  законодательства - 1999 - 11 апреля - №44

 

6.Европейская хартия  о местном самоуправлении принятая  Постоянной конференцией местных  и региональных органов власти  Европы от 15 октября 1985 года - Собрание  законодательства - 1999 - 11 апреля - №36

 

 

8.Местные органы в политической  системе капитализма. М., 1985. - С. 26,27.

 

9.Местное самоуправление  в зарубежных странах: информационный  обзор / Норма - Инфра М, Москва, 2004. - С. 2-42.

 

10.Местное самоуправление: сб. нормативных актов. М., 2003.- С. 30.

 

11.Баглай Н.В., Конституционное  право зарубежных стран / Норма  - Инфра М, Москва,- 2008. - 358 с.

 

12.Барабашев Г. В., Местное  самоуправление / Проспект, Москва, - 2005.- 122 с.

 

14.Васильев В. И. Местное  самоуправление / М.: Юристъ, - 2002. - 542 с.

 

15.Гладышев А. Г. Правовые  основы местного самоуправления / М.: Юристъ - 2003. - 247 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституционное право зарубежных стран