Формы государства зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;
— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;

Оглавление

1. Введение. 3
2. Унитарное государство. 4
3. Формы государственных объединений. 6
4. Формы автономного государства. 21
5. Заключение 25
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Формы государств в зарубежных странах.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ульяновский государственный  педагогический университет 

имени И.Н. Ульянова»

 

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Выполнил: студент 1 курса

заочного отделения

группы ЮРз -12-4

Терёхин Антон Алексеевич

 

Проверил:

кандидат юридических

наук, доцент кафедры

государственно-правовых

дисциплин Ильин Алексей 

Анатольевич

 

 

 

Ульяновск

2013

Содержание

 

 

1. Введение. 3

2. Унитарное государство. 4

3. Формы государственных объединений. 6

4. Формы автономного государства. 21

5. Заключение 25

Литература: 26

 

 

 

  1. Введение.

 

В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:

— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;

— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;

— статус территориальных  органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;

— статус нормативных актов, издаваемых органами территорий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;

— юридическое определение  статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;

— система распределения  полномочий между территориями и  территориально-политическим образованием, в которое они входят;

— система привлечения  финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения.

Таким образом, форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

По форме государственного устройства государства различаются на:

1. Федерации и унитарные  государства.

2. Государства, участвующие  в политических объединениях  и не участвующие в них. Причем  встречаются два вида политических объединений — союзы государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.

3. Государства, признающие  автономию территорий и не  имеющие таковой.

 

  1. Унитарное государство.

 

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму  территориального устройства. Оно воплощает  классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.

Единый государственный  суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон  закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.

Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих  там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение' фактически возникшего, учрежденного народом государства.

Например, арабы, проживающие  на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне возможно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не является формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отделения территории от государства юридически не существует.

В унитарном государстве  местным сообществам добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст.З французской конституции сказано: "Национальный суверенитет принадлежит народу... Никакая часть народа... не может присвоить себе его осуществление". Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха)1.

Унитарная форма ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнения по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...»2.

Политически единое государство  не всегда становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права и свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

Учреждается одна система  высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения — глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.

В унитарном государстве  действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

Системы налогообложения, применяемые  в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.

В унитарном государстве  установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин  области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного  гражданства. Обычно в унитарном  государстве устанавливается единая судебная система.

Унитарная форма государственности  широко распространена. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Африки.

 

  1. Формы государственных объединений.

 

Политически обустроенные территории иногда входят в состав государственных объединений. Участие в объединении сказывается на условиях осуществления власти в государствах и определяет особенности формы государственного устройства.

Юридические последствия  вхождения в объединение различаются. В одних случаях результатом объединения территорий является создание союзного государства (федерации); в других — возникает союз государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат).

Федерация. Она представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, в единое союзное государство. В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. В то же время федерация отличается от иных объединений тем, что она обладает государственностью, а конфедерация, уния и протекторат государствами не являются.

Сложная политическая природа  федерации обусловлена тем, что  в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и ее члены.

Источником федеративной государственности является суверенитет нации, образующей ее население, и (или) монарха, возглавляющего союз. Например, конституция США учредила федеративное государство от имени всего народа Соединенных Штатов. "С самого начала предполагалось, что Конституция создает национальное правительство с огромными, хотя и ограниченными законодательными полномочиями, источником которых является сама Конституция'"3. В 1871 г. на основе немецких монархий (княжеств, королевств) было образовано федеративное государство — Германская Империя, возглавляемая кайзером (наследственным императором).

Нация в федеративном государстве  политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она  состоит из народов, каждый из которых  претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что  эти народы через референдум или  своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративном государстве. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.

Таким образом, государственность  субъекта федерации также происходит из суверенитета народа, занимающего  его территорию. Ее источником может быть суверенитет монарха, если субъект федерации имеет монархическую форму правления. Так, Объединенные Арабские Эмираты образованы в результате отчуждения эмирами доли суверенитета в пользу союза. Однако каждый из эмиров отчасти сохраняет права главы своего государства.

И федерация, и сами участники (субъекты) союза имеют источник государственности. Из этого следует, что на одном политическом пространстве сосуществуют суверенитеты как федерации, так и ее членов. Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимно ограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверенитетом4.

При том что суверенитет федерации абсолютен, существуют некоторые принципиальные отличия федерации от унитарного государства.

Суверенитет — это политическая, а не просто административная правоспособность территории, обладающей государственностью. Так, основатели США имели вполне определенный замысел в области государственного устройства. В 1760 г. американские колонисты в ответ на попытку британского парламента заявить о его верховенстве возразили, что даже его верховенство существует лишь до тех пор, пока это необходимо для объединенной политики.

Швейцарская конституция  признает суверенитет кантонов. Ст. 4 Конституции штата Нижняя Калифорния провозглашает его суверенным за изъятиями, установленными мексиканской конституцией. В США конституции  штатов прямо заявляют о своем  суверенитете. «Штаты получают общую (plenary) власть из существа изначально принадлежащего им суверенитета».

Разделенный суверенитет  определяет все существенные свойства федерализма. Федерация образуется на договорных или квазидоговорных (подразумеваемых договор) началах. Иными словами, в основе федерации лежит соглашение между центром и территориями о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Это соглашение может быть выполнено в форме договора, заключаемого независимыми государствами. Так, до образования федерации в Швейцарии ее кантоны являлись самостоятельными.

Федеративное соглашение может существовать в виде отдельного акта. Например, Учредительный акт о создании Мексиканских Соединенных Штатов. Соглашения об учреждении федераций нередко включены в основной закон (конституцию), который принимается с участием субъектов федерации (штатов, земель, султанатов, кантонов, провинций и проч.).

Акт об учреждении федерации  оформляет два типа государств. Территория субъекта федерации составляет пространство, на которое распространяется не только его власть, но и власть федеральных органов. Эта территория является также и территорией союзного государства5.

Если в федерациях на одной  территории сосуществуют два типа государственности, отношения между ними должны быть упорядочены, а полномочия государственных органов союза и его участников — разграничены. Компетенция и федерации, и ее субъектов является собственной, выражает государственность, присущую им обоим. Если права административно-территориальной единицы основаны на законе, изданном центральной властью, то компетенция члена союзного государства определена актом об учреждении федерации и основным законом, принятым самим членом союза.

Информация о работе Формы государства зарубежных стран