Формы государства зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;
— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;

Оглавление

1. Введение. 3
2. Унитарное государство. 4
3. Формы государственных объединений. 6
4. Формы автономного государства. 21
5. Заключение 25
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Формы государств в зарубежных странах.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

Важно отличать протекторат  государств от сходных ему явлений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между этими понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протекторат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, протекторат может быть результатом вооруженного насилия.

Вхождение в состав государства  представляет собой добровольное присоединение к нему, в результате которого другое государство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протекторате государства сохраняют свой суверенитет.

Аннексия есть включение  в состав государства дополнительных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам национального и, возможно, международного права. Аннексируемая территория является объектом внешнего воздействия, тогда как протекторат представляет собой правоотношения между государствами-субъектами .

Оккупация представляет собой  временное насильственное занятие  территории одного государства другим государством, находящимся с ним  в состоянии войны. Оккупация  — это переходное состояние, которое может завершиться аннексией, установлением протектората и даже освобождением территории. Протекторат — это постоянное или установленное на заранее определенный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.

Международный протекторат (опека) устанавливается мировым сообществом, международными организациями над территориями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сходства с протекторатом государств, поскольку осуществление международной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекторат государств, напротив, устанавливается над странами, где имеется суверенная государственность. Например, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и переданные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под международной опеки и, будучи государствами, заключили с США соглашения, которыми оформляются отношения уже не международного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").

В протекторате участвуют  две стороны — государство-протектор и подопечное государство. Причиной установления протектората могут быть насильственные действия одного государства в отношении более слабых стран, в результате которых господствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заключению неравноправного договора, сохраняя, однако, государственность последней. Возможно также, что протекторат устанавливается над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществления всех присущих государству функций. В этом случае государству становится выгодно принять опеку могущественной державы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране политические услуги.

Протекторат может установиться как промежуточное состояние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало самостоятельным, независимым членом мирового сообщества.

Протектор осуществляет за подопечное государство часть его  суверенных прав. Он может потребовать  от своего "подзащитного" отказа от содержания собственной армии, осуществления внешней политики, от самостоятельного осуществления законодательной власти и прочее. Так, контроль над законодательной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осуществляла Англия — законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, международная торговля. Результаты неоднократно проводимых референдумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависимым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхождении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г.

Прямые и косвенные  финансово-экономические выгоды являются одним из факторов образования и существования протектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа также имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зеландией, которой уступлены внешние сношения этого государства, за исключением участия в деятельности ООН17.

Учреждение протектората предполагает соблюдение прав и интересов  обеих участвующих в нем сторон. Гарантии прав зависимой стороны содержатся в самой формуле протектората, суть которой заключается в сохранении ее государственности и дополнении недостатка внутренних ресурсов за счет иностранной поддержки. Вероятнее всего, интересы протектора обеспечиваются более надежно. Например, пуэрториканский губернатор (глава государства и правительства) не вправе без разрешения госдепартамента США принимать на своей территории руководителей иностранных государств. Имея в виду практику прежних протекторатов, можно предположить, что протектор способен применить к зависимому государству силовые меры, вплоть до вооруженного вмешательства, с целью принудить подопечного нарушителя к исполнению принятых им обязательств.

Установление протектората не отменяет и не сокращает суверенитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суверенных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет право распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частности, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика содержит многочисленные примеры не только распада, но и относительно мирного, легального расторжения протекторатов. Власти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свободно присоединившегося государства".

Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает  наличие гражданства, общего для  участвующих в нем сторон. В  отличие от федерации это объединение  не создает общего центра, обладающего государственной властью и нуждающегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэтому нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. Итак, протекторат — это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

 

  1. Формы автономного государства.

 

Государства иногда соглашаются  с требованиями местных сообществ  о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они  могут приобрести форму автономии.

В большинстве случаев  автономии создаются в унитарных  государствах, где она используется для наделения территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма, позволяющая территориям получить необходимую свободу, — это форма субъекта союзного государства. Вместе с тем и в сложном государстве автономные права могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта федерации, находящимися под прямой юрисдикцией союзного государства. В Индии, например, автономиями являются союзные территории, хотя само государство представляет собой федерацию и образовано объединением штатов.

Фактические основания, побуждающие  к образованию автономий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколько видов автономий:

— автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается  на территориях с особенностями национального состава населения, возможно — со спецификой языка, местными диалектами и наречиями. Например, Страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос — баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования национальных автономий зачастую отражают имя этносов, ставших основой их образования, — к примеру, Шотландия является автономией, образованной на основе шотландской национальности.

Не исключено, что учреждение подобных автономий способствует сохранению национальных общностей и языков на их традиционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культуры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;

— автономии, образованные в результате исторических событий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных экономических и политических последствий.

Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управлением Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, достигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий составляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо национально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми между Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами;

— автономии как общий  принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной  автономии означает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятельность в решении местных дел. В сущности, административно-территориальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили своими законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий18.

Учреждая автономию, признавая  ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение интересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.

Права автономии в области  внутреннего регулирования являются производными, а не собственными. Источником этих прав является акт власти государства, центра. Так, первоначально автономия Шотландии была закреплена Актом об Унии, изданным Британским парламентом 1 мая 1707 г. По этому закону отношения простой унии между двумя странами и последующая аннексия Шотландии О.Кромвелем были завершены, а Шотландия включена в состав единого государства на правах автономии.

Права автономии могут  быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут издавать правовые акты, специально посвященные правовому положению автономной территории. В 50—60-е годы положения о национальных автономиях в Китае принимались народными правительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

Бывает также, что автономия  сама разрабатывает статут, закрепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государственностью и не имеет учредительной власти, статут об автономии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сардинии и некоторых других областей. Ясно, что возможность самостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает правовое положение автономии и меру ее самостоятельности в отношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивление, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.

Возможно, однако, более широкое  понимание автономии как территории, нуждающейся в обособленном правовом режиме.

Иными словами, под автономией подразумевается не только то пространство, где имеются свободы и привилегии, а просто часть, изъятая из целого. Тогда автономными следует считать  и те территории, права которых  ограничены в сравнении с правами других частей государства. Например, Франция признает автономные права своих заморских департаментов и заморских территорий. Однако до 80-х годов нашего столетия Французская Полинезия, Французская Гвиана, Новая Каледония не имели выборных представительных органов, тогда как обычные, неавтономные департаменты во Франции уже давно избирают свои советы. Автономный Курдистан в Ираке едва ли находится в привилегированном положении по сравнению с другими территориями этого государства. Верховная Рада (парламент) Украины приняла в 1995 г. закон об Автономной Республике Крым, который установил строгую подчиненность непокорного региона центральной власти и существенно ограничил самостоятельность Крыма.

Информация о работе Формы государства зарубежных стран