Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:07, реферат
В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;
— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;
1. Введение. 3
2. Унитарное государство. 4
3. Формы государственных объединений. 6
4. Формы автономного государства. 21
5. Заключение 25
Литература: 26
Важно отличать протекторат государств от сходных ему явлений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между этими понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протекторат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, протекторат может быть результатом вооруженного насилия.
Вхождение в состав государства
представляет собой добровольное присоединение
к нему, в результате которого другое государство
полностью или частично утрачивает свой
суверенитет. Оно становится административно-
Аннексия есть включение в состав государства дополнительных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам национального и, возможно, международного права. Аннексируемая территория является объектом внешнего воздействия, тогда как протекторат представляет собой правоотношения между государствами-субъектами .
Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация — это переходное состояние, которое может завершиться аннексией, установлением протектората и даже освобождением территории. Протекторат — это постоянное или установленное на заранее определенный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.
Международный протекторат (опека) устанавливается мировым сообществом, международными организациями над территориями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сходства с протекторатом государств, поскольку осуществление международной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекторат государств, напротив, устанавливается над странами, где имеется суверенная государственность. Например, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и переданные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под международной опеки и, будучи государствами, заключили с США соглашения, которыми оформляются отношения уже не международного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").
В протекторате участвуют
две стороны — государство-
Протекторат может установиться как промежуточное состояние страны, существующее в период между ее освобождением от колониальной зависимости и получением полной независимости. Так, по конституции 1959 г. Кот д'Ивуар было учреждено как государство, зависимое от Франции. Впоследствии оно стало самостоятельным, независимым членом мирового сообщества.
Протектор осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Он может потребовать от своего "подзащитного" отказа от содержания собственной армии, осуществления внешней политики, от самостоятельного осуществления законодательной власти и прочее. Так, контроль над законодательной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осуществляла Англия — законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны. Пуэрто-Рико, имеющее титул "свободно присоединившегося государства", отдало протектору само право осуществлять высшую законодательную деятельность. В ведение Конгресса США переданы оборона, внешняя политика, международная торговля. Результаты неоднократно проводимых референдумов подтверждали согласие Пуэрто-Рико с его зависимым статусом. На основании референдума 1951 г. оно стало "свободно присоединившимся государством". На вопрос о вхождении в США на правах штата, большинство пуэрториканцев ответило отрицательно на референдуме 1961 г.
Прямые и косвенные финансово-экономические выгоды являются одним из факторов образования и существования протектората. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Западное Самоа также имеет экономические выгоды от сотрудничества с Новой Зеландией, которой уступлены внешние сношения этого государства, за исключением участия в деятельности ООН17.
Учреждение протектората
предполагает соблюдение прав и интересов
обеих участвующих в нем
Установление протектората не отменяет и не сокращает суверенитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суверенных прав. В конечном счете зависимая сторона сохраняет право распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частности, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. Мировая практика содержит многочисленные примеры не только распада, но и относительно мирного, легального расторжения протекторатов. Власти Соединенных Штатов неоднократно подтверждали право Пуэрто-Рико на приобретение статуса независимого, а не "свободно присоединившегося государства".
Можно обоснованно утверждать, что природа протектората исключает наличие гражданства, общего для участвующих в нем сторон. В отличие от федерации это объединение не создает общего центра, обладающего государственной властью и нуждающегося в упорядочении отношений с лицами, гражданами. Поэтому нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. Итак, протекторат — это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.
Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии.
В большинстве случаев
автономии создаются в
Фактические основания, побуждающие к образованию автономий, различны. Поэтому принято условно разграничивать несколько видов автономий:
— автономии, образованные
по национально-лингвистическим
Не исключено, что учреждение подобных автономий способствует сохранению национальных общностей и языков на их традиционной территории, сглаживанию межэтнических разногласий и конфликтов, поддержанию местных обычаев в области культуры, языка, политики, религии. Автономия арабов на территории Израиля преследует именно эти цели;
— автономии, образованные в результате исторических событий и обстоятельств. История развития и фактическое состояние отдельных территорий не позволяют применять к ним общие правила местного государственного управления. Особый правовой статус требуется им для того, чтобы избежать отрицательных экономических и политических последствий.
Более сотни лет Гонконг (Сянган) находился под управлением Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат передаче Китаю. Однако в них выросли целые экономические комплексы, достигнут высокий уровень жизни, сложились традиции местного управления. Основную часть населения этих территорий составляют китайцы, которые не могут ссылаться на национальные отличия в обоснование особых местных прав. Вместо национально-языкового действует исторический фактор образования автономии. В соответствии с соглашениями, достигнутыми между Китаем и уходящими владельцами Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами;
— автономии как общий
принцип местного управления. Их называют
административно-
Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение интересов местных сообществ, но ее нельзя считать формой национального государства.
Права автономии в области
внутреннего регулирования
Права автономии могут быть зафиксированы в конституции, основных законах государства. Органы государства могут издавать правовые акты, специально посвященные правовому положению автономной территории. В 50—60-е годы положения о национальных автономиях в Китае принимались народными правительствами провинций, народным правительством КНР и затем утверждались постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.
Бывает также, что автономия сама разрабатывает статут, закрепляющий ее права. Но поскольку она не наделена государственностью и не имеет учредительной власти, статут об автономии, а также вносимые в него изменения подлежат утверждению государственными органами, обычно парламентом. Так, в Италии парламентом утверждены статуты об автономии Сицилии, Сардинии и некоторых других областей. Ясно, что возможность самостоятельно разрабатывать собственные статуты упрочивает правовое положение автономии и меру ее самостоятельности в отношениях с государством. Государство, желающее ограничить автономные права, встречает не только общественное сопротивление, но и формальные препятствия в изменении статута, если его автором является сама автономия.
Возможно, однако, более широкое
понимание автономии как
Иными словами, под автономией
подразумевается не только то пространство,
где имеются свободы и