Формы государства зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими критериями являются:
— состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. Правовой статус территорий;
— право сецессии, то есть выхода из территориально-политического образования;
— статус территориальных органов. Являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти;

Оглавление

1. Введение. 3
2. Унитарное государство. 4
3. Формы государственных объединений. 6
4. Формы автономного государства. 21
5. Заключение 25
Литература: 26

Файлы: 1 файл

Формы государств в зарубежных странах.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

Не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства. Лица, проживающие на ее территории, гражданами автономии не являются и юридически связаны с ней только местом жительства. Изменяя его, человек прекращает правоотношения с территорией независимо от своих культурных привязанностей, национальности, языка и прочих обстоятельств. Вместе с тем проживание в пределах автономии может существенным образом сказываться на правовом положении человека. В частности, национально-территориальная автономия позволяет представителям коренных национальностей в большем объеме пользоваться культурными правами, родным языком, следовать сложившимся правовым обычаям. Образование территорий типа Гонконга обеспечивает сохранение прежних гражданских, экономических и даже политических прав и свобод личности19.

В автономии нет высших государственных органов. Учреждения, действующие в автономии, относятся к разряду органов местного управления, независимо от того, назначаются они или избираются населением, именуются парламентом, советом, правительством или как-либо еще. Наименование органа в данном случае существенного значения не имеет. Высшим государственным органом может быть признан лишь тот, который осуществляет власть именем суверена. У высшего государственного органа нет вышестоящей административной инстанции. Напротив, ему подчиняются нижестоящие органы, включая учреждения автономий20.

Автономия не издает законов. Нормативные акты, принимаемые ее органами, производны от законов государства, то есть подзаконны. Акты, принимаемые областными советами в Италии, называются законами. Но это только символ, причем не вполне точный, с помощью которого итальянские политики решили подчеркнуть "самую широкую автономию" областей в сфере местного правового регулирования. В действительности круг вопросов, по которым в Италии издаются областные "законы", ограничен государством, а не вытекает из суверенной власти автономии. Ведь именно парламент Италии в конечном счете определяет объем ее прав. Кроме того, "закон", изданный советом области, должен соответствовать законодательству всей республики.

Автономиям могут быть предоставлены экономические привилегии. В национальных автономиях обычно делаются изъятия из общих правил о применении государственного языка, то есть практикуется использование в документообороте и деловых отношениях национальных языков.

Автономия не является единственной формой обособления правового статуса  территорий. Она имеет некоторые  сходства с резервациями в США, бантустанами в прежней ЮАР, создаваемыми для коренных народов. Аналогии могут быть обнаружены между автономией и пристоличными территориями (федеральный округ Колумбия, административный округ Парижа, союзная территория Дели), а также территориями, состоящими в управлении вооруженных сил, занятыми военными базами.

Следует упомянуть также  о таком явлении, как национально-культурная автономия. К территориальному устройству государства она прямого отношения не имеет, а представляет собой совокупность особых правил, условий, на которых в государстве проживают общности, не имеющие определенной автономной территории. Национально-культурная автономия существует в виде особых прав отдельных национальностей в области политики, культуры, языка, образования. Преимуществами такой автономии пользуются, например, саами в Швеции или шведы в Финляндии. Эти народности внутри государства имеют свои учреждения, объединяющие их на национальном уровне, — Шведская народная ассамблея и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг в Норвегии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

 

  1. Заключение

 

В формах государственного устройства, рассмотренных в данной работе, находит выражение действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

С другой стороны, действует  и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий (в частности — экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Самосознание человеческого "я" приводит к тому, что личность воспринимает окружающее все больше через призму собственных оценок, личной морали. Человек становится не столько единицей общества, сколько личностью, способной самостоятельно определять свои интересы и принимать собственные решения. Это снижает роль национальных и прочих факторов, определяющих поведение человека и консолидирующих людей в общности, разделенные территориальными границами. Высокий уровень жизни, развитие средств коммуникации, просвещения подвигают народы к единению на больших пространствах.

Кроме того, в мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения; монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие вышеназванных  тенденций более или менее  точно выражается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

 

Литература:

 

    1. Comparative Legal Traditions. St. Paul, 1982;
    2. Hemphill Е.Р. European Court of Justice. // The Transnational Lawyer. Sacramento, Vol. 4, №1,1991.
    3. Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986;
    4. Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
    5. Даниелян С.А. Эволюция государственного строя Швейцарии. Автореф. канд.дис. М., 1989;
    6. Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, № 1 (14).
    7. Кортунов А. В. Дезинтеграция Советского Союза и США. М., 1993;
    8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.6.
    9. Оцпенгейм Л. Международное право. T.I,  М., 1948;
    10. Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991.
    11. Современный буржуазный федерализм. М., 1978.
    12. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
    13. Федерализм: система государственных органов. М., 1996.
    14. Федерация и зарубежных странах. М., 1993;
    15. Федерация и центр //Апф, 1990, № 33.
    16. Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995;

1 Сравнительное конституционное право. М., 1996, с.35.

2 Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы Власть и право. М., 1995, с. 58.

3 Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986, P.76

4 Федерализм: система государственных органов. М., 1996, с.38.

5 Сравнительное конституционное право. М., 1996, с.46.

6 Федерализм: система государственных органов. М., 1996, с.73.

7 Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.55.

8 Федерация и зарубежных странах. М., 1993, с. 106.

9 См.: Федерация и центр //Апф, 1990, № 33.

10 Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.57.

11 Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.75.

12 Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.77.

13 Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современности. М., 1996, с. 56.

14 Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.42.

15 Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.35.

16 Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.64.

17 Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.34.

18 Там же, с.56.

19 Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995, № 3(16), с. 32.

20 Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.83.




Информация о работе Формы государства зарубежных стран