Формы государственного устройства зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:48, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.26 Кб (Скачать)

Введение

 

 В мире периодически появляются  сильные политики и талантливые  полководцы, происходят войны и  ведется межгосударственная дипломатическая  игра, возникают сепаратистские  или объединительные идеологические  течения, монархи и их наследники  вступают в браки. Эти обстоятельства  существенно, иногда решающим  образом влияют на объединение  территорий либо способствуют  их разобщению.

 

 Взаимодействие вышеназванных  тенденций более или менее  точно выражается в форме государственного  устройства. Необходимо, однако, иметь  в виду, что форма государственного  устройства описывает лишь внешнюю  сторону территориальной организации.  От нее в известной мере  зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности  только по формальным признакам  невозможно.

 

 Цель работы – рассмотреть  формы государственного устройства  зарубежных стран.

 

 Задачи работы – дать понятие  форме государственного устройства,  рассмотреть виды государственного  устройства, а именно: унитарное  государство, государственные объединения,  автономные государства.

 

 

 

1. Понятие и виды форм государственного  устройства зарубежных стран

 

 Форма государственного устройства - национально-территориальная организация  государства, а также взаимоотношения  центральных и региональных органов.

 

 В отличие от формы правления,  форма государственного устройства  рассматривается с точки зрения  распределения государственной  власти и государственного суверенитета  в центре и на местах, их  разделения между составными  частями государства.

 

 Формы государственного устройства  зарубежных стран разнообразны  и сугубо индивидуальны. Тем  не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.

 

 Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной  организации государственной власти, который выражается в национально-государственном  и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

 

 Проблема территориальной организации  власти характерна именно для  государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются  не непосредственно (как это  было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись  по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся.  Первая и непосредственная задача  государства - наладить жизнь,  организовать социальный процесс  на своей территории. Государственная  власть и государственное управление  строятся но территориальному принципу.

 

 На форму государства влияют  разнообразные факторы: тип государства,  экономический строй общества, национальный  состав населения, исторические  традиции, территориальные размеры  государства и др.

 

 

 

2. Унитарное государство

 

 Простым является унитарное  государственное устройство. Унитарное  (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

 

 Унитарному государственному  устройству свойственны следующие  черты:

 

 ·        единый  властный «центр» - единая, общая  для всей страны система высших  и центральных органов государственной  власти (один парламент, одно правительство,  один верховный суд);

 

 ·        одна конституция,  единая система законодательства, единая судебная система, одно  гражданство;

 

 ·        единая  денежная система, одноканальная  система налогов;

 

 ·        территориальные  элементы унитарного государства  (области, департаменты, округа, графства  и т. п.) не обладают государственным  суверенитетом, не имеют никаких  атрибутов государственности.

 

 Унитарные государства допускают  внутри себя национально-территориальную  и законодательную (административно-территориальной  единице предоставляется право  законодательствовать) автономию.

 

 Унитарная форма ограничивает  права территорий и их органов  преимущественно решением местных  дел. Обычно территории не имеют  права участвовать в государственной  политике. «Если местные учреждения  должны получить политический  характер, то это поведет к  раздроблению государства. Даже  в свободных государствах им  запрещается выражать мнения  по политическим вопросам, ибо  это искажает истинное их значение...».

 

 Политически единое государство  не всегда становится централизованным  в административном отношении.  В этой форме устройства за  гражданами, общественными ассоциациями  и другими субъектами могут  быть признаны различные права  и свободы. Не являются исключением  и территории. Права территорий  в унитарном государстве являются  более или менее обширными,  вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные  свободы и привилегии принадлежат  территориям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в большинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.

 

 Учреждается одна система  высших государственных органов.  Ими являются только центральные  политические учреждения - глава  государства, правительство, парламент,  верховные судебные инстанции.  Представительные и административные  учреждения территорий не относятся  к числу высших государственных  органов.

 

 В унитарном государстве  действует единая система законодательства. Только акты центральных органов  власти имеют ранг закона - акта  высшей юридической силы. Это  не исключает права местных  органов осуществлять правовое  регулирование по вопросам, имеющим  локальное значение. Вместе с  тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции,  установленной государством, и не  могут противоречить законам.

 

 Системы налогообложения, применяемые  в унитарных государствах, различаются.  Однако первичным монопольным  правом налогообложения обладает  государство, а не территории. Взимание местных налогов, как  правило, допускается с санкции  государства. Территории, в отличие  от государства, не вправе по  своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги.

 

 В унитарном государстве  установлено единое гражданство  (подданство). Лица, пребывающие на  территориях, являются для них  не гражданами, а жителями. Такие  понятия, как гражданин области,  провинции, города, не употребляются,  если не считать символического, почетного гражданства. Обычно  в унитарном государстве устанавливается  единая судебная система.

 

 Унитарная форма государственности  широко распространена. Ее использует  большинство стран Западной, Центральной  и Восточной Европы и Африки.

 

 

 

3. Формы государственных объединений

 

3.1. Федерация

 

 Федерация - сложное (союзное)  государство, состоящее из государственных  образований, обладающих юридической  и определенной политической  самостоятельностью.

 

 Эта форма, в отличие от  унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

 

 Характерные признаки:

 

 ·        территория  федеративного государства в  политико-административном отношении  не представляет собой единого  целого, она состоит из территорий  субъектов федерации;

 

 ·        субъект  федерации, как правило, наделяется  учредительной властью, т.е. ему  предоставляется право принятия  собственной конституции;

 

 ·        субъекты  федерации наделяются в пределах  установленной для них компетенции  правом издания законодательных  актов;

 

 ·        субъект  федерации может иметь свою  собственную правовую и судебную  систему;

 

 ·        наличие  двойного гражданства;

 

 ·        двухпалатная  структура союзного парламента (бикамерализм).

 

 Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).

 

 Федерализм как форма решения  вопроса о территориально-политической  организации общества и разграничения  предметов ведения между союзом  и входящими в его состав  государственными образованиями  вызывает особый интерес в  силу той роли, которая принадлежит  федеративным государствам в  современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США,   Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).   

 

 

 

3.2. Конфедерация

 

 Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части  конфедерации продолжают быть  суверенными государствами, но  между ними существует тесное  единство.

 

 Конфедерация - это непрочное  образование, которое создается,  как правило, либо с целью  дальнейшей интеграции и трансформации  в федерацию, либо с целью  «мягкого» развода составных  частей федерации.

 

 Примером конфедерации были:

 

 Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась  в федерацию;

 

 ОАР - Объединенная Арабская  Республика - конфедерация Сирии  и Египта, созданная в 1958 г.  по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

 

 Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

 

 Конфедерация  как форма союза  государств, сохраняющих суверенитет  практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась  в истории. Конфедерациями были  Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и  Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты  Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария  в период с 1815 по 1848 г. Попытки  создания конфедераций предпринимались  в различных регионах мира  и в XX столетии. Одной из них  была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал - в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику - конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.    

 

 Опыт  истории   конфедераций  свидетельствует  о том, что  эта форма является переходной  либо к полному распаду союза,  либо к федеративной форме  государственного устройства. Совмещая   в  себе черты   как международно-правовой, так и государственной организации,  она, под воздействием тех или  иных причин, зачастую теряет  равновесие, необходимое для ее  сохранения. Характерно то, что к  федеративной форме устройства  перешли только конфедерации  с мононациональным составом  населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия  и ряд других) распались. При  переходе к федеративной форме  государственного устройства огромное  значение приобретают экономические  факторы. Фактически только они  могут сбить волну центробежных  тенденций и интегрировать конфедерацию  в единое целое.      Для конфедеративной формы   государственного устройства характерны  следующие черты.    

Информация о работе Формы государственного устройства зарубежных стран