Введение
В мире периодически появляются
сильные политики и талантливые
полководцы, происходят войны и
ведется межгосударственная дипломатическая
игра, возникают сепаратистские
или объединительные идеологические
течения, монархи и их наследники
вступают в браки. Эти обстоятельства
существенно, иногда решающим
образом влияют на объединение
территорий либо способствуют
их разобщению.
Взаимодействие вышеназванных
тенденций более или менее
точно выражается в форме государственного
устройства. Необходимо, однако, иметь
в виду, что форма государственного
устройства описывает лишь внешнюю
сторону территориальной организации.
От нее в известной мере
зависит реальный статус территорий.
Но выявить объем их самостоятельности
только по формальным признакам
невозможно.
Цель работы – рассмотреть
формы государственного устройства
зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие
форме государственного устройства,
рассмотреть виды государственного
устройства, а именно: унитарное
государство, государственные объединения,
автономные государства.
1. Понятие и виды форм государственного
устройства зарубежных стран
Форма государственного устройства
- национально-территориальная организация
государства, а также взаимоотношения
центральных и региональных органов.
В отличие от формы правления,
форма государственного устройства
рассматривается с точки зрения
распределения государственной
власти и государственного суверенитета
в центре и на местах, их
разделения между составными
частями государства.
Формы государственного устройства
зарубежных стран разнообразны
и сугубо индивидуальны. Тем
не менее можно выделить две основные
формы - унитарную и федеративную.
Форма государственного устройства
- это способ (форма) территориальной
организации государственной власти,
который выражается в национально-государственном
и административно-территориальном
устройстве государства, в характере взаимоотношений
между частями государства, а также между
центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации
власти характерна именно для
государственно-организованного общества,
поскольку в нем люди управляются
не непосредственно (как это
было в первобытном обществе,
где они обособлялись и объединялись
по кровнородственному признаку),
а опосредствованно - через организацию
государством социально-производственного
процесса на определенной территории:
люди управляются постольку, поскольку
они на этой территории находятся.
Первая и непосредственная задача
государства - наладить жизнь,
организовать социальный процесс
на своей территории. Государственная
власть и государственное управление
строятся но территориальному принципу.
На форму государства влияют
разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный
состав населения, исторические
традиции, территориальные размеры
государства и др.
2. Унитарное государство
Простым является унитарное
государственное устройство. Унитарное
(от лат. «унус» - один) государство -
это одно, единое государство, которое
подразделяется лишь на административно-территориальные
единицы, не включая в себя никаких государственных
образований.
Унитарному государственному
устройству свойственны следующие
черты:
· единый
властный «центр» - единая, общая
для всей страны система высших
и центральных органов государственной
власти (один парламент, одно правительство,
один верховный суд);
· одна конституция,
единая система законодательства,
единая судебная система, одно
гражданство;
· единая
денежная система, одноканальная
система налогов;
· территориальные
элементы унитарного государства
(области, департаменты, округа, графства
и т. п.) не обладают государственным
суверенитетом, не имеют никаких
атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают
внутри себя национально-территориальную
и законодательную (административно-территориальной
единице предоставляется право
законодательствовать) автономию.
Унитарная форма ограничивает
права территорий и их органов
преимущественно решением местных
дел. Обычно территории не имеют
права участвовать в государственной
политике. «Если местные учреждения
должны получить политический
характер, то это поведет к
раздроблению государства. Даже
в свободных государствах им
запрещается выражать мнения
по политическим вопросам, ибо
это искажает истинное их значение...».
Политически единое государство
не всегда становится централизованным
в административном отношении.
В этой форме устройства за
гражданами, общественными ассоциациями
и другими субъектами могут
быть признаны различные права
и свободы. Не являются исключением
и территории. Права территорий
в унитарном государстве являются
более или менее обширными,
вплоть до местного самоуправления.
Однако эти полномочия, местные
свободы и привилегии принадлежат
территориям нс по собственному праву,
а приобретаются в силу закона, изданного
государством. Наиболее свободным правовым
положением территорий может быть статус
юридического лица, а в большинстве случаев
местные органы административно подчинены
правительству.
Учреждается одна система
высших государственных органов.
Ими являются только центральные
политические учреждения - глава
государства, правительство, парламент,
верховные судебные инстанции.
Представительные и административные
учреждения территорий не относятся
к числу высших государственных
органов.
В унитарном государстве
действует единая система законодательства.
Только акты центральных органов
власти имеют ранг закона - акта
высшей юридической силы. Это
не исключает права местных
органов осуществлять правовое
регулирование по вопросам, имеющим
локальное значение. Вместе с
тем их акты являются подзаконными,
издаются в пределах компетенции,
установленной государством, и не
могут противоречить законам.
Системы налогообложения, применяемые
в унитарных государствах, различаются.
Однако первичным монопольным
правом налогообложения обладает
государство, а не территории.
Взимание местных налогов, как
правило, допускается с санкции
государства. Территории, в отличие
от государства, не вправе по
своему усмотрению устанавливать
и взимать налоги.
В унитарном государстве
установлено единое гражданство
(подданство). Лица, пребывающие на
территориях, являются для них
не гражданами, а жителями. Такие
понятия, как гражданин области,
провинции, города, не употребляются,
если не считать символического,
почетного гражданства. Обычно
в унитарном государстве устанавливается
единая судебная система.
Унитарная форма государственности
широко распространена. Ее использует
большинство стран Западной, Центральной
и Восточной Европы и Африки.
3. Формы государственных объединений
3.1. Федерация
Федерация - сложное (союзное)
государство, состоящее из государственных
образований, обладающих юридической
и определенной политической
самостоятельностью.
Эта форма, в отличие от
унитарной сложна и в каждом конкретном
случае обладает уникальными специфическими
особенностями.
Характерные признаки:
· территория
федеративного государства в
политико-административном отношении
не представляет собой единого
целого, она состоит из территорий
субъектов федерации;
· субъект
федерации, как правило, наделяется
учредительной властью, т.е. ему
предоставляется право принятия
собственной конституции;
· субъекты
федерации наделяются в пределах
установленной для них компетенции
правом издания законодательных
актов;
· субъект
федерации может иметь свою
собственную правовую и судебную
систему;
· наличие
двойного гражданства;
· двухпалатная
структура союзного парламента (бикамерализм).
Федерация до настоящего времени
является достаточно распространенной
формой государственного устройства (США,
Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия,
Мексика и др.).
Федерализм как форма решения
вопроса о территориально-политической
организации общества и разграничения
предметов ведения между союзом
и входящими в его состав
государственными образованиями
вызывает особый интерес в
силу той роли, которая принадлежит
федеративным государствам в
современном мире. В их числе такие
мощные в политическом и экономическом
отношении государства, как США,
Канада, ФРГ и Австралия, государства с
высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия)
и средним уровнем развития капитализма
(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика,
Индия, Пакистан), развивающиеся страны
(Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские
Эмираты, Коморские острова).
3.2. Конфедерация
Конфедерация - союз государств,
при конфедеративных связях части
конфедерации продолжают быть
суверенными государствами, но
между ними существует тесное
единство.
Конфедерация - это непрочное
образование, которое создается,
как правило, либо с целью
дальнейшей интеграции и трансформации
в федерацию, либо с целью
«мягкого» развода составных
частей федерации.
Примером конфедерации были:
Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась
в федерацию;
ОАР - Объединенная Арабская
Республика - конфедерация Сирии
и Египта, созданная в 1958 г.
по инициативе Г.А. Нассера, распалась
через 3 года, в 1961 г.
Сенегамбия - конфедерация Сенегала
и находящейся внутри его территории Гамбии,
существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего
распалась.
Конфедерация как форма союза
государств, сохраняющих суверенитет
практически в полном объеме,
сравнительно редко встречалась
в истории. Конфедерациями были
Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и
Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты
Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария
в период с 1815 по 1848 г. Попытки
создания конфедераций предпринимались
в различных регионах мира
и в XX столетии. Одной из них
была Сенегамбия, объединившая в 1982
г. два государства - Гамбию и Сенегал -
в конфедеративный союз. Но через несколько
лет она распалась. Такая же судьба постигла
в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику
- конфедерацию, созданную Египтом и Сирией
в 1958 г.
Опыт истории конфедераций
свидетельствует о том, что
эта форма является переходной
либо к полному распаду союза,
либо к федеративной форме
государственного устройства. Совмещая
в себе черты как международно-правовой,
так и государственной организации,
она, под воздействием тех или
иных причин, зачастую теряет
равновесие, необходимое для ее
сохранения. Характерно то, что к
федеративной форме устройства
перешли только конфедерации
с мононациональным составом
населения (США, Швейцария, Германия),
а многонациональные конфедерации
(Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия
и ряд других) распались. При
переходе к федеративной форме
государственного устройства огромное
значение приобретают экономические
факторы. Фактически только они
могут сбить волну центробежных
тенденций и интегрировать конфедерацию
в единое целое.
Для конфедеративной формы
государственного устройства характерны
следующие черты.