Формы государственного устройства зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:48, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть формы государственного устройства зарубежных стран.
Задачи работы – дать понятие форме государственного устройства, рассмотреть виды государственного устройства, а именно: унитарное государство, государственные объединения, автономные государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.26 Кб (Скачать)

 

1. Конфедерация образуется на  основе соответствующих договоров.  Договорной была и первая общенациональная  конституция США — Статьи о  конфедерации 1781 г., для ратификации  которой требовалось согласие  всех американских штатов.    

 

2. Субъекты конфедерации имеют   право свободного выхода. В отличие  от федераций, где попытка сецессии  рассматривается как мятеж, выход  из состава конфедерации означает  только расторжение договорной  связи с союзом.    

 

3. Суверенитет в конфедерации  принадлежит  государствам, входящим  в ее состав. Никакие решения  союзной власти не имеют силы  без согласия субъектов конфедерации. Фактически  суверенитет конфедераций  не признается и международным  правом, поскольку конфедерации  лишены   суверенной власти  над своей территорией   и  населением.  Международные    договоры   с конфедерациями   носили  ограниченный характер  и заключались, главным  образом,  для решения   вопросов войны  и мира.    

 

4. В предметы ведения  конфедерации  входит  небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны   и мира, внешней политики, формирования  единой   армии, общей системы  коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.    

 

5. В   конфедерациях образуются  только те государственные   органы, которые необходимы для  осуществления задач, особо выделенных  по договорным актам. В частности,  нет судебных органов. Ограничен  круг органов исполнительной  власти.    

 

6. Парламент конфедерации формируется  представительными органами ее  субъектов, которые обязывают  своих делегатов неукоснительно  следовать выданным им инструкциям  и указаниям.    

 

7. Постоянно действующие государственные  органы конфедерации  лишены  властных полномочий. Как правило,  акты конфедеративной власти  не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам,  а органам власти субъектов  конфедерации.    

 

8. Субъектам   конфедерации  принадлежит  право нуллификации, т.е. отказа в признании либо  отказа в применении актов  союзной власти.    

 

9. Бюджет   конфедерации  формируется   за счет добровольных  взносов   ее субъектов. Правом   непосредственного  налогообложения, как и возможностью  принудительного  взыскания   взносов, конфедерация не обладает.   

 

10. Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению  лиц, товаров, услуг  и капиталов.    

 

11. Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.    

 

12. Воинские формирования набираются  субъектами конфедерации, причем  нередко сохраняется двойное  их подчинение государственным  органам конфедерации и ее субъектов.    

 

3. В конфедерациях нет союзного  гражданства.     Федерация  -  это единое государство, состоящее  из нескольких государственных  образований, объединившихся для  решения центральной властью  общих для всех членов федерации  задач.      В состав  современных федераций входит  различное число субъектов: в  США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии  - 9, ФРГ - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии -  2 и т.д.     В большей части государств  федеративное устройство не служит  формой решения национального  вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде  и Нигерии территориально-политическая  организация государства в той  или иной мере отражает многонациональный  состав населения.

 

 Субъекты   федераций имеют   собственные территорию, конституции  и органы власти, которые в  пределах предоставленных им  прав обладают высокой степенью  независимости.   

 

 Федеральные конституции включают  в предметы ведения федерации   важнейшие  вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю  политику, финансы, налогообложение,  организацию высших органов власти, разрешение   конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование  торговли, развитие транспорта и  коммуникаций. В ведение субъектов  федерации входит более широкий  круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного  регулирования. В их числе - организация местных органов  власти, общественный порядок и  охрана окружающей среды, общественно  необходимые работы и службы.    

 

 Конституции федеративных государств  по-разному, с учетом уровня  развития экономики, исторических  традиций, соотношения политических  сил определяют объем предметов  ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности.      Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение   вопроса охраны окружающей  среды, ставшей   в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.      В целом взаимоотношения между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений - задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

 

 Развитие современного федерализма  свидетельствует о том, что  преобладающей является тенденция  к интеграции (при сохранении  определенных  гарантий прав и  интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются  и весьма серьезные всплески  сепаратизма. Причем они имеют  место и в высокоразвитых странах  (Австралии, Канаде), и в странах  со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых  государствах (Нигерии).

 

 

 

3.3. Квазиконфедерации

 

 Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.

 

 Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

 

 ·        между  бывшей метрополией и ее бывшими  колониями, которые уже не колонии,  но и не государства, и желают  сохранить экономическую и политико-правовую  связь с метрополией, но в  то же время обладать суверенитетом;

 

 ·        в силу  давних исторических традиций.

 

 ·        В качестве  примеров квазиконфедеративных отношений можно привести:

 

 ·        Данию  и Фарерские о-ва, Гренландию;

 

 ·        Голландию  и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

 

 ·        США и  Пуэрто-Рико

 

 ·        Великобританию  и о-ва Пролива, о-в Мэн.

 

 

 

4. Формы автономного государства

 

 Государства иногда соглашаются  с требованиями местных сообществ  о расширении прав и свобод  территорий. При таком обособлении  они могут приобрести форму  автономии.

 

 В большинстве случаев автономии  создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения  территориальных единиц самостоятельностью  в вопросах местного управления. В федерациях же имеется форма,  позволяющая территориям получить  необходимую свободу, - это форма  субъекта союзного государства.  Вместе с тем и в сложном  государстве автономные права  могут быть закреплены за территориями, не имеющими статуса субъекта  федерации, находящимися под прямой  юрисдикцией союзного государства.  В Индии, например, автономиями  являются союзные территории, хотя  само государство представляет  собой федерацию и образовано  объединением штатов.

 

 Фактические основания, побуждающие  к образованию автономий, различны. Поэтому принято условно разграничивать  несколько видов автономий:

 

 автономии, образованные по  национально-лингвистическим признакам.  Этот тип автономии создается  на территориях с особенностями  национального состава населения,  возможно - со спецификой языка,  местными диалектами и наречиями.  Например, Страна Басков является  автономией в составе Испании,  учрежденной на территории, которую  традиционно занимает определенный  этнос - баски. Аналогичные автономии  образованы Испанией для каталонцев, галисийцев. Наименования национальных  автономий зачастую отражают  имя этносов, ставших основой  их образования, - к примеру, Шотландия  является автономией, образованной  на основе шотландской национальности.

 

 Не исключено, что учреждение  подобных автономий способствует  сохранению национальных общностей  и языков на их традиционной  территории, сглаживанию межэтнических  разногласий и конфликтов, поддержанию  местных обычаев в области  культуры, языка, политики, религии.  Автономия арабов на территории  Израиля преследует именно эти  цели; автономии, образованные в  результате исторических событий  и обстоятельств. История развития  и фактическое состояние отдельных  территорий не позволяют применять  к ним общие правила местного  государственного управления. Особый  правовой статус требуется им  для того, чтобы избежать отрицательных  экономических и политических  последствий.

 

 Более сотни лет Гонконг  (Сянган) находился под управлением  Великобритании, а Макао (Аомынь) состоял в аренде у Португалии. Обе эти территории подлежат  передаче Китаю. Однако в них  выросли целые экономические  комплексы, достигнут высокий  уровень жизни, сложились традиции  местного управления. Основную часть  населения этих территорий составляют  китайцы, которые не могут ссылаться  на национальные отличия в  обоснование особых местных прав. Вместо национально-языкового действует  исторический фактор образования  автономии. В соответствии с  соглашениями, достигнутыми между  Китаем и уходящими владельцами  Сянгана и Аомыня, они получат автономию, сохранят сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами; автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. Применение административно-территориальной автономии означает, что государство признает необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятельность в решении местных дел. В сущности, административно-территориальная автономия едва ли отличается от таких понятий, как местное самоуправление, децентрализованное управление. Однако такие страны, как Коста-Рика, Япония закрепили своими законами принцип автономии своих территорий. И поэтому приходится выделить для них отдельное место в ряду других, действительных автономий.

 

 Учреждая автономию, признавая  ее права, государство, естественно,  ограничивает пределы применения  своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории  появляется государственность. Возможно, автономия обеспечивает уважение  интересов местных сообществ,  но ее нельзя считать формой  национального государства.

Информация о работе Формы государственного устройства зарубежных стран