Права автономии в области
внутреннего регулирования являются
производными, а не собственными.
Источником этих прав является
акт власти государства, центра.
Так, первоначально автономия
Шотландии была закреплена Актом
об Унии, изданным Британским
парламентом 1 мая 1707 г. По этому
закону отношения простой унии
между двумя странами и последующая
аннексия Шотландии О.Кромвелем
были завершены, а Шотландия включена
в состав единого государства на правах
автономии.
Права автономии могут быть
зафиксированы в конституции,
основных законах государства.
Органы государства могут издавать
правовые акты, специально посвященные
правовому положению автономной
территории. В 50-60-е годы положения
о национальных автономиях в
Китае принимались народными
правительствами провинций, народным
правительством КНР и затем
утверждались постоянным комитетом
Всекитайского собрания народных
представителей.
Бывает также, что автономия
сама разрабатывает статут, закрепляющий
ее права. Но поскольку она
не наделена государственностью
и не имеет учредительной власти,
статут об автономии, а также
вносимые в него изменения
подлежат утверждению государственными
органами, обычно парламентом. Так,
в Италии парламентом утверждены
статуты об автономии Сицилии,
Сардинии и некоторых других
областей. Ясно, что возможность
самостоятельно разрабатывать собственные
статуты упрочивает правовое
положение автономии и меру
ее самостоятельности в отношениях
с государством. Государство, желающее
ограничить автономные права,
встречает не только общественное
сопротивление, но и формальные
препятствия в изменении статута,
если его автором является
сама автономия.
Возможно, однако, более широкое
понимание автономии как территории,
нуждающейся в обособленном правовом
режиме.
Иными словами, под автономией
подразумевается не только то
пространство, где имеются свободы
и привилегии, а просто часть,
изъятая из целого. Тогда автономными
следует считать и те территории,
права которых ограничены в
сравнении с правами других
частей государства. Например, Франция
признает автономные права своих
заморских департаментов и заморских
территорий. Однако до 80-х годов
нашего столетия Французская
Полинезия, Французская Гвиана, Новая
Каледония не имели выборных
представительных органов, тогда
как обычные, неавтономные департаменты
во Франции уже давно избирают
свои советы. Автономный Курдистан
в Ираке едва ли находится
в привилегированном положении
по сравнению с другими территориями
этого государства. Верховная
Рада (парламент) Украины приняла
в 1995 г. закон об Автономной
Республике Крым, который установил
строгую подчиненность непокорного
региона центральной власти и
существенно ограничил самостоятельность
Крыма.
Не являясь государством, автономия
не имеет своего гражданства.
Лица, проживающие на ее территории,
гражданами автономии не являются
и юридически связаны с ней
только местом жительства. Изменяя
его, человек прекращает правоотношения
с территорией независимо от
своих культурных привязанностей, национальности,
языка и прочих обстоятельств. Вместе
с тем проживание в пределах автономии
может существенным образом сказываться
на правовом положении человека. В частности,
национально-территориальная автономия
позволяет представителям коренных национальностей
в большем объеме пользоваться культурными
правами, родным языком, следовать сложившимся
правовым обычаям. Образование территорий
типа Гонконга обеспечивает сохранение
прежних гражданских, экономических и
даже политических прав и свобод личности.
В автономии нет высших
государственных органов. Учреждения,
действующие в автономии, относятся
к разряду органов местного
управления, независимо от того,
назначаются они или избираются
населением, именуются парламентом,
советом, правительством или как-либо
еще. Наименование органа в
данном случае существенного
значения не имеет. Высшим государственным
органом может быть признан
лишь тот, который осуществляет
власть именем суверена. У высшего
государственного органа нет
вышестоящей административной инстанции.
Напротив, ему подчиняются нижестоящие
органы, включая учреждения автономий.
Автономия не издает законов.
Нормативные акты, принимаемые ее
органами, производны от законов
государства, то есть подзаконны.
Акты, принимаемые областными советами
в Италии, называются законами. Но
это только символ, причем не
вполне точный, с помощью которого
итальянские политики решили
подчеркнуть «самую широкую автономию»
областей в сфере местного
правового регулирования. В действительности
круг вопросов, по которым в
Италии издаются областные «законы»,
ограничен государством, а не
вытекает из суверенной власти
автономии. Ведь именно парламент
Италии в конечном счете определяет объем
ее прав. Кроме того, «закон», изданный
советом области, должен соответствовать
законодательству всей республики.
Автономиям могут быть предоставлены
экономические привилегии. В национальных
автономиях обычно делаются изъятия
из общих правил о применении
государственного языка, то есть
практикуется использование в
документообороте и деловых отношениях
национальных языков.
Автономия не является единственной
формой обособления правового
статуса территорий. Она имеет
некоторые сходства с резервациями
в США, бантустанами в прежней
ЮАР, создаваемыми для коренных
народов. Аналогии могут быть
обнаружены между автономией
и пристоличными территориями (федеральный
округ Колумбия, административный округ
Парижа, союзная территория Дели), а также
территориями, состоящими в управлении
вооруженных сил, занятыми военными базами.
Следует упомянуть также
о таком явлении, как национально-культурная
автономия. К территориальному
устройству государства она прямого
отношения не имеет, а представляет
собой совокупность особых правил,
условий, на которых в государстве
проживают общности, не имеющие
определенной автономной территории.
Национально-культурная автономия
существует в виде особых прав
отдельных национальностей в
области политики, культуры, языка,
образования. Преимуществами такой
автономии пользуются, например, саами
в Швеции или шведы в Финляндии.
Эти народности внутри государства имеют
свои учреждения, объединяющие их на национальном
уровне, - Шведская народная ассамблея
и Саамский парламент в Финляндии, Саамитинг
в Норвегии. При правительстве Австрии
и Венгрии действуют советы национальных
меньшинств.
Заключение
В формах государственного
устройства, рассмотренных в данной
работе, находит выражение действие
некоторых общих, свойственных
всем социумам тенденций. С
одной стороны, народы, отдельные
части общества территориально
обосабливаются. Иногда это вызвано
желанием больших групп населения
сохранить национальную, религиозную
идентичность, обеспечить их местные
экономические интересы. Разница
в обычаях, традициях, прошлые
межэтнические, межплеменные конфликты
толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует
и противоположный вектор. Общность
экономических интересов, развитие
рынка требуют единого правового
пространства, которое необходимо
для эффективного хозяйствования.
Взаимопроникновение культур, религий
(в частности - экуменистическое
движение), вытеснение старых традиций
сглаживают различия, которые в прошлом
разделяли людей. Самосознание человеческого
«я» приводит к тому, что личность воспринимает
окружающее все больше через призму собственных
оценок, личной морали. Человек становится
не столько единицей общества, сколько
личностью, способной самостоятельно
определять свои интересы и принимать
собственные решения. Это снижает роль
национальных и прочих факторов, определяющих
поведение человека и консолидирующих
людей в общности, разделенные территориальными
границами. Высокий уровень жизни, развитие
средств коммуникации, просвещения подвигают
народы к единению на больших пространствах.
Библиографический список
1. Арановский
К.В. Государственное право зарубежных
стран. М.: Форум – Инфра-М, 1998.
2. Ковешников Е.С. Хрестоматия
по российскому конституционному праву.
М., 2002.
3. Кумилов С.Д. Конституционное
право // Восточноевропейское обозрение.
1995, № 3(16).
4. Лихачев С.Э.
Современное конституционное право
зарубежных стран. М.: Знание, 1991.
5. Чичерин Б. И.
Политические и социальные идеалы
Власть и право. М.: Юристъ, 1995.