Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания 2-й мировой войны и в 80-е годы прошлого века.
Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений".

Оглавление

1. Общий сравнительный анализ организации налогообложения в зарубежных странах.
2. Налоговая система США.
3. Налоговая система Европейских стран.
4. Налоговая система Японии.
5. Избежание двойного налогообложения.

Файлы: 1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

План: 
1. Общий сравнительный анализ организации налогообложения в зарубежных странах. 
2. Налоговая система США. 
3. Налоговая система Европейских стран. 
4. Налоговая система Японии. 
5. Избежание двойного налогообложения. 
 
Дополнительная литература 
1. Мамбеталиев Н.Т. Робоев М.Р. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы его гармонизации // Налоговый вестник №4. 2001. с.119. 
2. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник №2/2001.с.135  
3. Оськин Н.Н. Налоговые льготы для резидентов Кипра и российских компаний с их участием // Налоговый вестник №9. 2000.с.89.  
4. Петрова Г.В. Мировая практика налогообложения доходов и недвижимого имущества физических лиц // Юридический мир №1. 1998.с.22. 
5. Черник Д.Г. Налоги Швеции // Финансы, №3/2001. С.34. 
 
1. Общий сравнительный анализ организаций налогообложения в зарубежных странах 
Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания 2-й мировой войны и в 80-е годы прошлого века. 
Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений".  
Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок. В большинстве развитых стран в системе налогообложения преобладают прямые налоги. Например в Великобритании взимаются общегосударственные и местные налоги". На долю местных, в основе которых лежит обложение имущества, приходится около 10% налоговых доходов. В Великобритании налог на имущество взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и вносящие квартирную плату. Стоимость недвижимого имущества оценивается обычно раз в 10 лет и представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах. Поэтому ставка заметно колеблется по графствам и городам Великобритании. 
Налог на имущество предприятий в Германии подвергается серьезной критике. Фактически имущество подлежит тройному обложению: промысловым налогом, поземельным налогом и налогом на собственность. В отличие от других местных налогов данный налог нельзя относить на издержки производства и вычитать из налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае, если фирма завершит финансовый год с убытками. 
У физических лиц обложению подлежат недвижимое имущество, денежные средства на банковских счетах, ценные бумаги, вклады в страховые компании, драгоценности, предметы роскоши, яхты, частные самолеты. 
Наиболее давние традиции в Германии имеет налог на собственность. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1 января 1995 года поднята до 1%. До этого была на уровне 0,5%. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. При увеличении ставки налога был поднят и необлагаемый минимум. Ранее не облагалось налогом имущество стоимостью до 70 тыс. марок, теперь - до 120 тыс. марок. При достижении владельцем собственности возраста 60 лет льготный потолок повышается еще на 50 тыс. марок. 
Для юридических лиц необлагаемый минимум составляет 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйствах. Переоценка имущества происходит каждые три года. 
Во Франции крупные доходы бюджету приносят налоги на 
собственность, НДС, налоги взимаемые с физических лиц. 
Налогообложение прибыли корпораций отражено в данной таблице1:

Страна Ставка налога (в %) на уровне правительства центрального
Аргентина 33
Бразилия 35
Великобритания 35 (для малых  компаний - 25)
Греция 40 (по торговым  корпорациям - 46)
Нидерланды 42
Египет 40
Ирландия 50 (для малых  компаний - 40)
Португалия 30-35
Франция 42
ЮАР 50 (в пром-ти по добыче алмазов - 56)
Япония 35-40

 
Отношение налоговых поступлений  к валовому внутреннему продукту по анализируемым странам колеблется от 28.9% в США до 55.3% в Швеции, в  среднем по Европе оно -39.9%. 
По структуре налоговых поступлений страны можно разделить на следующие группы, в которых: 
а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 28-35% (Испания, Италия, Германия, Бельгия, Западная Европа в среднем) 
б) наибольшей является доля подоходных налогов ( от 37 до 58%) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше. 
в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту ( от 38 до 46%) в Австрии, Франции, Нидерландах. 
г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1%) в Португалии, Греции, Ирландии. 
В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают: 
1. Налог на имущество (недвижимость); 
2. Земельный налог; 
3. Налог на застройку городских территорий; 
4. Налог на приобретение транспортных средств. 
5. Налог на строение и сооружения; 
6. Налог с владельцев транспортных средств; 
7. Налог на наследование и дарение первые четы налогов уплачивают физические и юридические лица, последние три - только физические лица. 
Среде прямых налогов преобладают налогов на доходы и имущество физических лиц, в системе косвенного налогообложения выделяются НДС и акцизы.

                                        2. Налоговая система США 
Налоги в США служат одним из важнейших инструментом развития экономики страны. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Налоговая система США развивается и совершенствуется уже более двухсот лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не только фискальным - обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. 
Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет (табл. 2.1).

 
Структура доходов федерального бюджета  в США в 1992 г. Таблица 2.
      

Вид доходов Размер дохода, Млрд. долл. Удельный вес, %
Подоходный  налог с физических лиц 529,5 45,5
Отчисления  в фонды социального страхования  429,3 36,8
Налог на прибыль корпораций 101,9 8,7
Акцизы 47,8 4,1
Налог с наследства и дарения 13,3 1,1
Таможенные  пошлины 19,3 1,7
Прочие  доходы, включая государственные  пошлины 23,9 2,1
Всего доходов 1165,0 100

Самой крупной  статьей доходов является подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается по прогрессивной  шкале. Имеется не облагаемый налогом  минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо доходы отдельного человека, либо семьи. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. 
Интересно проследить эволюцию ставок подоходного налога в США. До 1986 г. действовала сложная прогрессивная система из 14 ставок от 11 до 50%. После реформы 1986 г. было введено 5 ставок: 11%, 15, 28, 35 и 38,5% в зависимости от размера облагаемого дохода и семейного положения налогоплательщика. Основное направление развития подоходного обложения имеет целью упрощение шкалы ставок, снижение максимального уровня налога, увеличение необлагаемого минимума. Но одновременно уменьшается и количество налоговых льгот. 
Отчисления в фонды социального страхования - вторая по величине статья доходов бюджета. Эти взносы уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В США действуют две государственные системы социального страхования: федеральная пенсионная система и федерально-штатная система страхования по безработице, в которых аккумулируются названные взносы. В отличии от России, где единый социальный налог платят только работодатели, в США взнос уплачивается в равных долях как работодателем, так и работником. Ставка меняется при формировании бюджета, но при этом имеет тенденцию к росту. Так, в 1980 г. комбинированная ставка для предпринимателей и лиц наемного труда составляла 12,3% (уплачивали они по 6,15%), в 1988 г. - 15,02%, в 90-х годах - 15,3% фонда заработной платы. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50,1 тыс. долл. В год в расчете на каждого занятого. В России ставка единого социального налога существенно выше (см. ст.241 НК РФ). 
Третье место по степени доходности занимает налог на прибыль корпораций. Основная ставка налога 34 %. В ряде отраслей применяются ускоренные нормы амортизации оборудования. До реформы 1986 г. налог на прибыль корпораций составлял 46%, в 1987 г. - 40%. Среди косвенных налогов преобладает налог с продаж.В России ставка аналогичного налога с 1.01.2002 г. установлена в размере 24% (см. ст. 284 НК РФ). 
                             3. Налоговые системы Европейских стран 
Со второй половины XX века налоговые системы западноевропейских стран во многом унифицированы. Этому способствовали экономические условия послевоенной Европы, образование Общего рынка, развитие международного разделения труда, взаимное проникновение капитала и стремление в связи с этим избежать двойного налогообложения. 
В Англии, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, на первом месте среди доходных источников стоят налоги с населения. Основные общегосударственные налоги в Англии - это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог с наследства, налог на добавленную стоимость, пошлины, акцизы, гербовый сбор. Перечисленные налоги обеспечивают более 90% поступлений. На долю местных налогов, в основе которых лежит обложение имущества, приходятся остальные 10% налоговых доходов. 
Почти две трети прямых налогов в федеральный бюджет Англии дает подоходный налог с физических лиц (для сравнения: в России ~ 13%). Впервые он был введен в 1799 г. как временный, а затем окончательно утвердился в налоговой практике и стал основным доходным источником государства. В стране до сих пор действует шедулярная формула построения подоходного налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода. Каждая шедула облагается особым порядком. Такое раздельное обложение доходов преследует цель уплачивать налог у источника. Ранее подобная система функционировала во многих европейских странах, с 1.02.2000 введена в России (см. ст.244 НК РФ). 
В Англии три ставки подоходного налога: при облагаемом доходе до 2500 фунтов стерлингов - 20%; от 2501 до 23 700 фунтов стерлингов - 25%; свыше 23 700 фунтов стерлингов - 40%. В России основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. 
До 1965 г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью. 
Ставка налога на прибыль корпораций составляет 33%. Причем 10 лет назад она была 52%, а в начале 90-х годов - 35% (в России - 24%). 
При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все затраты на научно-исследовательские работы. 
В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. В России эта проблема находится на "высоте" научных обсуждений.  
Налог на прирост капитала уплачивается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и др.). Цель налога - ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. 
Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. 
Главное место среди косвенных налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. По своему "весу" в доходной части бюджета он занимает второе место после подоходного налога и формирует около 17% бюджета страны (для сравнения: в России его доля существенно "тяжелее" - 34%). 
Акцизами облагаются алкогольные напитки, горючее, табачные, изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (литра). 
Структура налогов Франции выглядит следующим образом:

Таблица 2.2  
Доля налогов в доходах государственного бюджета Франции

Виды  налогов Сумма налога, млн. франков Удельный вес, %
Налог на добавленную стоимость 669 962 41,4
Подоходный  налог с физических лиц 293110 18,1
Налог на предприятия 170140 10,6
Пошлины на нефтепродукты 118618 7,3
Прочие  налоги 245 120 15,2
Неналоговые поступления 120 267 7,4
Всего доходов 1617217 100

Ведущим звеном систем налогов Франции выступает  налог на добавленную стоимость. Налогом облагаются все товары и  услуги, потребляемые или используемые на территории страны. Операции, связанные  с экспортом товаров и услуг, от налога на добавленную стоимость  освобождены. Как и вежде этот налог сугубо территориальный. 
Действует 4 ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога равна 18,6%, повышенная ставка - 22% - применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши. До недавнего времени повышенная ставка была 33,33%. Пониженная ставка - 7% - установлена на товары культурного обихода. Самая низкая ставка - 5,5% - применяется для товаров и услуг первой необходимости. 
Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. 
Подоходный налог уплачивают предприятия и физические лица. 
У предприятий обложению подоходным налогом подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка подоходного налога 34%. В отдельных случаях она повышается до 42% (в России - 24%). 
Подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего года. Субъектом налогообложения признается фискальная единица - семья, состоящая из супругов и лиц, находящихся у них на иждивении либо один человек. Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом доходы до 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода более 246 770 франков. В России применяется пропорциональная или одинаковая для всех (плоская) ставка налога - 13%. 
Во Франции важное место в бюджете, как и в Англии, занимают налоги на собственность. Обложению налогом на собственность подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности, по состоянию на 1 января. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога. Применяются прогрессивные ставки налога, размер которых приведен в таблице:

Ставки  налога на собственность во Франции 

Стоимость имущества, франки Налоговая ставка, %
До 4260000 0
От 4 260 001 до 6 920 000 0,5
От 6 920 001 до 13 740 000 0,7
От 13 740 001 до 21 320 000 0,9
От 21 320001 до 41 280000 1,2
Свыше 41 280001 1,5

Сумма подоходного  налога и налога на собственность  не должна превышать 85% всего дохода. 
 
Налоговая система Германии 
Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста, бывшего министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда. Он выступал поборником свободных рыночных отношений. Рынок требовал высокой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, что несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожелания всех граждан и хозяйствующих кругов снижать налоговое бремя. Но при этом важны средства достижения цели: если удастся добиться требуемой "стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы"1. 
Основные виды доходов в Германии - это подоходный налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, акцизы.  
Значительный вес в налоговой системе Германии имеет прогрессивный подоходный налог с доходов населения. 
Его минимальная ставка -19%, максимальная - 53%. Необлагаемый минимум - 1 536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам. Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3 700 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок или 240 тыс. марок для семейной пары. 
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит налог на добавленную стоимость. Его доля в доходах бюджета равна примерно 28% - второе место после подоходного налога. Ставка налога - 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагается по пониженной ставке - 7%. Пониженная ставка налога не распространяется на обороты кафе и ресторанов. 
Предприниматели, работающие в области малого бизнеса, имеют существенные льготы по налогу на добавленную стоимость - вплоть до регрессивного налогообложения. 
В Германии действуют две основные ставки налога на прибыль корпораций. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1996 г. была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль установлена ставка 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров и облагаются подоходным налогом. В среднем с учетом налоговых льгот ставка составляет 42%. Широко используется ускоренная амортизация. 
Основами налогами Швеции являются: налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 28%. В 80-е годы она доходила до 52%. 
НДС имеет стандартную ставку 25%, по ряду товаров и услуг применяются пониженные ставки: по продовольственным товарам 21%; туристические и гостиничные услуги - 12%; книжная продукция, издания СМИ, товары культурного обихода - 7%. 
Подоходный налог с физических лиц взимается по ставкам от 27% до 34%. Необлагаемый минимум составляет 8,7 тыс. крон. 
Но по пенсиям необлагаемый минимум увеличен до 50 000 крон, то есть до уровня минимальной пенсии. Из всей суммы налогов 19% идет в бюджеты коммун, остальная часть направляется лэнам (Швеция состоит из 24 ленов и 289 коммун). На местном уровне решаются вопросы финансировании школ, больниц, органов социального обеспечения. 
Налог на наследство и дарение ступенчатый - от 10% до 60%.Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственником и при стоимости, превышающей 8 млн. крон. 
Общая сумма начисления на заработную плату составляет 38%.1 
                                        4.Налоговая система Японии 
Основу налоговой системы Японии составляют государственные и местные налоги. 
При этом более 64% налоговых поступлений дают государственные налоги, а остальные 36% - местные налоги. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3 045 городов, поселков, районов, каждый их которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. 
В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84%, а неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. 
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, и городской подоходный налог в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли. 
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. Сверх того, каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3 200 иен в год. 
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что существует довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает также семейное положение человека, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. 
Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. Объектом налога является: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. 
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%. 
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, с гостиниц, за питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. 
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти. Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран