Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Оглавление

Введение

1.Понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах

2.Порядок формирования палат парламента

3.Структура и внутренняя организация палат парламента

4.Вспомогательные органы при зарубежных парламентах

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.07 Кб (Скачать)

 

Верхняя палата формируется  различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и  др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США, (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов выбирается сенат во Франции, где избирательную  коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной  единице) составляют члены нижней палаты от данного региона и советники  различных муниципальных округов. В Испании сочетаются прямые и  косвенные выборы: часть сенаторов  избирается непосредственно гражданами, а часть – представительными  органами автономий. В Бельгии часть  сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами – провинциальными  советами. Полностью назначаются  верхние палаты главой государства  в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе. В Зимбабве часть  сенаторов избирается нижней палатой, часть назначается президентом. Своеобразен порядок формирования германского Бундесрата, который  хотя фактически выполняет функции  верхней палаты парламента, формально  такой не считается (равно как  и Сенат в Польше). Бундесрат  состоит из членов правительства  германских земель, делегируемых этими  правительствами. Смена правительства  в той или иной земле автоматически  влечет смену представительства  этой земли в Бундесрате. В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие  титул не ниже барона (с 1963 г. – и  женщины), а также лица, которым  такой титул был пожалован  королевой по представлению кабинета министров, епископы и архиепископы, члены, избираемые шотландскими и ирландскими  лордами, апелляционные (судебные) лорды.

 

Срок полномочий членов верхних  палат обычно более длительный, чем  у нижних палат, обновление членов верхних  палат обычно происходит по частям (в США на 6 лет с обновлением  на 1/3 через два года, во Франции  на 9 лет с обновлением на 1/3 через  три года). Хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии, Польше) когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.8

 

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии  отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой) но не воспрепятствовать  ему, поскольку ее вето – отказ  согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолен последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон  не может быть принят (Италия, США).

 

Некоторые особенности имеет  внутренняя структура парламентов  с монократическими режимами. В них формирование внутрипарламентских органов зависит преимущественно от главы государства либо высших партийных органов. Пост председателя парламента, как правило, занимает один из представителей руководства партии. Иногда он входит в состав руководства по должности. Специальные контрольные органы за исполнительной властью в таких парламентах обычно не создаются. Деятельность постоянных комиссий носит по существу чисто формальный характер, так как они лишь одобряют предложения партийного руководства.

 

В большинстве парламентов  после их созыва создаются партийные  фракции (группы). В современный период в ряде новых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламентских фракций.

 

Партийные фракции занимают важное место в парламентском  механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры  в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представительства от парламентских фракций.

 

Фракции оказывают большое  влияние на работу представительного  органа. На уровне фракций ведутся  переговоры об образовании правительства. Но значение фракций выходит за рамки  чисто парламентской деятельности, поскольку они активно влияют на формирование руководящих органов  своих партий и на проводимую ими  политику.

 

Ведущую роль в деятельности парламента играет его руководящий  орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.

 

Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. Но в некоторых странах имеются свои особенности.9

 

Пост председателя верхней  палаты замещается по-разному. В одних  странах он избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В некоторых  президентских республиках председателем  верхней палаты по должности становится Вице-президент. В Великобритании Палатой  лордов руководит лорд-канцлер –  представитель исполнительной сласти. В Канаде Спикер Сената назначается  актом генерал-губернатора по рекомендации Премьер-министра.

 

Компетенция руководящего органа распространяется на все аспекты  парламентской деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем  или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит  прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом.

 

Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских  полномочий, либо на каждой сессии. Почти  во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии. Наиболее распространенная среди последних – согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу. Постоянные комиссии имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению нескольких комиссий (смешанные).

 

По существу постоянные комиссии являются не вспомогательными органами парламента, а органами, которые  присвоили себе ряд парламентских  полномочий. Их роль неодинакова в  различных странах, не все они  обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом.

 

 

4.Вспомогательные органы  при зарубежных парламентах

 

 

 В парламентах создаются  и различные, так называемые, вспомогательные  органы. В странах, в которых  парламент осуществляет контроль за правительством и администрацией, имеются специальные парламентские органы контроля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые представительства и др. Финансовым ревизорам принадлежит, например, право проверки счетов и отчетности о расходовании государственных средств.

 

В ряде стран некоторые  полномочия парламента при определенных обстоятельствах осуществляются более  узкими коллегиями депутатов. Так, в  Испании в палатах парламента создаются депутатские комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление  властных полномочий палат в период между сессиями и в некоторых  других случаях. В Швеции в случае войны или непосредственной опасной  войны Риксдаг может заменять его военная делегация.10

 

Для оказания помощи председателю парламента (палаты) могут создаваться  советы старейшин, конференции при  председателе и т.д. В них кроме  председателя парламента входят вице-председатели, представители парламентских фракций, иногда также председатели постоянных комиссий парламента.

 

В некоторых странах создаются  для контроля за исполнительной властью и иные органы. Так, во Франции в 70-80 – е г.г. были образованы специальные парламентские представительства: по делам Европейских сообществ, по планированию, по демократическим вопросам и др. Они образуются из депутатов обеих палат на основе пропорционального представительства от партийных фракций. Первое из таких  представительств получает всю необходимую документацию о деятельности институтов Европейского Союза, заслушивает министров, дает правительству свои рекомендации.11

 

Для организации выборов  во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются  специальные комитеты по подготовке выборов на основе пропорционального  представительства от партийных  фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных  комиссий, а также иных органов, и  если не возникает возражений среди  депутатов, то предложения комитетов  одобряются обычно без голосования.

 

Большую помощь депутатам  в их работе и всему парламенту оказывают различные парламентские  службы (канцелярии, секретариаты, административные конторы), состоящие из профессиональных чиновников и работающие под руководством генерального секретаря парламента. Контроль за их деятельностью осуществляют председатель парламента (палаты) и некоторое число избранных депутатов, образующих бюро или управление.

 

Заключение

 

 

 В данной работе  мы рассмотрели одну из основных  структур законодательной власти  – парламент, раскрыли понятие  парламента и виды парламентов  в зарубежных странах, изучили  порядок формирования палат парламента, их внутреннюю структуру и  организацию, рассмотрели вспомогательные  органы при зарубежных парламентах.

 

Детальное изучение данной темы раскрывает мировой опыт парламентской  деятельности, ее позитивные и негативные стороны. Знание этого опыта особенно важно для сегодняшней России, которая только встала на путь построения правового государства. Нам сегодня  необходимо обобщить опыт, накопленный  мировым сообществом по конституционному праву, выделить позитивные стороны  этого опыта, чтобы затем с  учетом конкретных условий, применить  в нашей стране.

 

Список использованных источников

 

 

Автономов А.С. Конституционное  право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2005.

 

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Проспект, 2007.

 

Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. - Питер, 2002.

 

Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. – М.: Изд-во «НОРМА», 2007.

 

Залесский В.В. Учебное пособие  по конституционному праву зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2002.

 

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник/ отв. ред. проф. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 2002.

 

Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / под  ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М Энтина. – М.: Норма, 2005.

 

Конституционное право зарубежных стран: курс лекций /авт.- сост. А.В Якушев. – М: ПРИРОР, 2002.

 

Кузнецов М.Н. Конституционное  право зарубежных стран. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Михалева Н.А. Конституционное  право зарубежных стран. Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003.

 

Сухарев А.Я. Правовые системы  стран мира. Энциклопедический справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

 

Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2002.

 

1 Конституционное право  зарубежных стран: курс лекций /авт.- сост. А.В Якушев. – М: ПРИРОР, 2002.с. 247

 

2 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Проспект, 2007.с. 284

 

3 Автономов А.С. Конституционное  право зарубежных стран. –  М.: ИНФРА-М, 2005.с. 271

 

4 Кузнецов М.Н. Конституционное  право зарубежных стран. –  М.: ЮНИТИ, 2005.с. 245

 

5 Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. – М.: Изд-во «НОРМА», 2007.с. 215

 

6 Сухарев А.Я. Правовые  системы стран мира. Энциклопедический  справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.с. 195

 

7 Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. – С-Петербург: «ПИТЕР», 2004. с. 245

 

8 Конституционное право  зарубежных стран. Учебник для  вузов / под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М Энтина. – М.: Норма, 2005.с. 237

 

9 Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. Учебник  в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. – М.: Издательство БЕК, 2002. с. 106

 

10 Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран. –  М.: Юристъ, 2002. с. 85

 

11 Михалева Н.А. Конституционное  право зарубежных стран. Учеб. посо-бие. – М.: Юристъ, 2003. с. 97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исполнительная власть во Франции.

 

Содержание

 

Внутренняя структура  и полномочия парламентов в зарубежных странах

Исполнительная власть во Франции

Сравните партийные системы  Франции и ФРГ; дайте характеристику политических партий этих стран, указав степень их влияния

Приведите содержание статей Конституций США и Бельгии, регулирующих порядок внесения изменений и  дополнений в основной закон каждой из названных стран

Список используемой литературы

 

1. Внутренняя структура  и полномочия парламентов в зарубежных

странах

 

Современный парламент –это высший орган народного представительства,выражающий суверенную волю народа,призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями.Он формирует другие высшие органы государства,например, в некоторых странах избирает президента,образует правительство,назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством,объявляет амнистию и т.д.

Значение парламента в  современном обществе огромно.Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов.В ряде случаев,однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи. Мировой опыт показывает,что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа),когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов,выражающие интересы значительных слоев общества.

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента.В англосаксонском праве парламент– это триединое учреждение,включающее главу государства(монарха в Великобритании,президента в Индии), верхнюю и нижнею палаты(при этом закон может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата парламент рассматривается как двуединое учреждение,состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии,Франции, под парламентом понимаются две его палаты,глава же государства не является составной частью парламента.Наконец, в некоторых странах (Египет)глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

Информация о работе Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах