Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа
Исходя из актуальности работы, целью работы является максимально точно и полно раскрыть специфику и особенности административного наказания как выражения реакции государства на административные правонарушения; показать полную картину мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного наказания;
2) рассмотреть основные цели административного наказания;
Введение
Вопросы административной ответственности, связанные с теорией административных наказаний, всегда находились и в области различных научных интересов.
Данная работа показывает попытку автора по-другому взглянуть на проблему административных наказаний в праве. В ней с максимальной полнотой освещаются особенности административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение. В работе потенциал административного наказания показывает допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Но не только само административное наказание, но и его виды дали возможность по-новому увидеть значение административного наказания, порядок его применения и степень его сравнительной репрессивности.
Специфику работы отражают также подробный анализ категории "административное наказание" и выявление ряда вытекающих из этого анализа существенных характеристик, обобщение и систематизация которых позволили создать научно обоснованную систему административных наказаний с другими мерами административного воздействия.
Тема установления и применения административного наказания актуальна в наши дни, так как в связи с различными политическими, экономическими, социальными обстоятельствами в Российской Федерации наблюдается различная динамика в данном направлении.
Это касается всех отраслей жизнедеятельности, а также особое внимание к тенденции применения административной ответственности уделяется несовершеннолетним. Таким образом, выбор темы данной дипломной работы обусловлен прежде всего назревшей необходимостью совершенствования деятельности органов административной деятельности по применению административного законодательства в целом и по назначению и исполнению наказаний, в частности.
Для более успешной борьбы с правонарушениями в будущем, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько действенны наказания, какой итог они оказывают на сознание и поведение социума. Это все требует глубоких знаний в области административных наказаний, что позволит получить достоверные знания об эффективности административных наказаний для оптимизации практики их применения и совершенствования действующего законодательства об административной ответственности.
Исходя из актуальности работы, целью работы является максимально точно и полно раскрыть специфику и особенности административного наказания как выражения реакции государства на административные правонарушения; показать полную картину мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного наказания;
2) рассмотреть основные цели административного наказания;
3) выделить основные виды административных наказаний;
4) разобрать общие правила и принципы наложения административных наказаний на различных категорий лиц.
Объектом исследования являются административные правоотношения, возникающие вследствие назначения административных наказаний, которые урегулированы главами 3 и 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Методология исследования. Основу исследования работы составили изученные юридическими науками методы раскрытия объективной действительности, такие как исторический, правовой, статистический, логический и др. Для анализа материалов применялись различные методы исследования: анализ и синтез, наблюдение, изучение документов.
В процессе исследования проанализированы федеральное законодательство, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, относящиеся к исследуемой проблеме, а также научные труды, монографии, статьи таких авторов как Гуев А.Н., Бахрах Д.Н., Суворова Ю.В., Максимов И.В., Хаманева Н.Ю. и др.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В процессе работы выстраивается объективная картина мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера, выявляются и интегрируются элементы, присущие понятию "административное наказание". Заключенная в них характеристика, будет способствовать более детальному познанию содержания института административных наказаний, в котором нашел свое выражение ряд ценностей правового государства, что формирует адекватное представление о назначении указанных мер в механизме государственно- властной деятельности, а также совершенствованию правотворческой, правоприменительной деятельности органов государственной власти.1 Все вышесказанное равной мере послужит прочной основой развития правовой мысли по тематически определенным данным исследованием проблемам и дальнейшем совершенствовании административных наказаний в праве.
1. Общая характеристика административных наказаний
1.1 Понятие административного наказания
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, это санкция административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания – кара, определенное возмездие за неблагоприятное общественное поведение, имеющее своей целью предупреждения совершения новых правонарушений.2
Понятие "административное наказание" обрел свое самостоятельное значение в административном законодательстве недавно (с принятием КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание"3.
На современном же этапе отказ законодателя от понятия "административное взыскание" различными учеными объясняется по-разному. Более подробно объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности: лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, отражает общие черты этих видов ответственности", к числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости".
Закон определяет административное наказание как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). 4Из данного определения можно выделить несколько признаков административного наказания:
1) административное наказание- это установленная государством мера ответственности;
2) административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;
3) административное наказание может быть применено только к тому лицу, которое уполномоченными органами признано виновным в совершении данного правонарушения;
4) административное наказание является карой, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод нарушителя;
5) административное наказание всегда носит только личный характер и не может затрагивать интересы третьих лиц;
6) административные наказания применяются широким кругом органов и должностных лиц, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Все перечисленные признаки административного наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что они носят условный характер, поскольку связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно.
С содержательной же стороны административное наказание может считаться законно установленным только тогда, когда законом зафиксированы так называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают на то, что административное наказание:
1) устанавливается и применяется государством в интересах большинства;
2) применяется только от имени государства;
3) содержит определенно установленный объект ограничений с указанием количественных пределов вмешательства в правовой статус правонарушителя;
4) выражает характер именно административной ответственности, что и обеспечивается рядом других присущих административным наказаниям признаков.
В целом, административное наказание как прерогатива государства выражает прежде всего официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный характер административного наказания означает также и то, что оно устанавливается и применяется государством в социально значимых интересах5.
КоАП РФ определяет также административное наказание как меру именно административной ответственности. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание является "измерением" административной ответственности лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Определяя основные параметры административного воздействия на правонарушителя, административное наказание является критерием, завершающим административное преследование, и заключительным показателем административной ответственности.
Вторым признаком административного наказания является то, что оно накладывается только за совершение административного проступка. Этот признак используется вместе с таким основным институтом науки административного права, как административное правонарушение, что является существенной особенностью данного элемента.
Закон с необходимостью связывает с правонарушением и наказание; в понятии правонарушения, подразумевается его противоположность – наказание. То, что составляет содержание правонарушения, - нарушение субъективного и (или) объективного права – выступает одновременно основанием для наказания. В последнем – суть диалектической связи административного правонарушения и административного наказания. А они, будучи самостоятельными понятийными единицами административно-деликтного законодательства, таким образом, взаимодействуют друг с другом в рамках административной ответственности, элементарными и категориями которой они же и выступают. Говоря по-другому, ситуация, при которой у статьи, содержащей состав административного правонарушения, отсутствовала бы связанная с ней ответственность, просто нелепа, а о наличии административной ответственности не следует даже и говорить. Таким же образом ситуация оценивается и при обратной связи6.
Административное правонарушение и административное наказание - это понятия взаимозависимые и взаимообусловленные, это не отменяет различия между ними. Административное правонарушение определяется административным законом с целью обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности7.
Третьим признаком административного наказания является то, что оно применяется только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Суть указанного признака в контексте административного наказания состоит в том, что административное наказание назначается при наличии вины лица в совершении административного правонарушения. Это означает, что административное наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены законом в качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного наказания является совершение им общественно вредного деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью доказана.
В этом признаке административного наказания реализуются такие принципы законодательства, как принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), принцип справедливости (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ) и, самое главное, принцип вины (ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ)8.
Четвертый признак административного наказания – это то, оно является карой, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Именно в этом выражается сущность наказания, его содержание. Кара – традиционный признак наказания.
Можно сказать, что административное наказание всегда причиняет лицу, совершившее административное правонарушение, лишение и ограничение прав и свобод, но нарушить принцип гуманизма оно не стремиться.
Пятый призак означает, что административное наказание всегда носит личный характер и не должно ущемлять интересы третьих лиц. Этот признак выступает отличительным признаком карательных мер юридической ответственности, поскольку это положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может произойти, например, и после смерти. Кроме того, он находится в диалектическом согласии с третьим признаком административного наказания, в соответствии с которым оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения, а не к кому- либо другому.
Индивидуальный характер административного наказания не умаляет своего значения и в случаях привлечения к юридической ответственности организации. В таком случае юридическое лицо по своей сути является объединением, которое создано гражданами для совместной реализации как личных, так и политических, социально-экономических и (или) культурных прав. Особенность юридических лиц проявляется через корпоративную обособленность физических лиц, совокупность их имущества, выраженного в реализации конституционных прав и свобод граждан, являющихся его членами.