Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности работы, целью работы является максимально точно и полно раскрыть специфику и особенности административного наказания как выражения реакции государства на административные правонарушения; показать полную картину мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного наказания;
2) рассмотреть основные цели административного наказания;

Файлы: 1 файл

Диплом Адм. наказание.docx

— 192.58 Кб (Скачать)

Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории нашего государства и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, или в случае прекращения разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также сокращения срока пребывания в Российской Федерации. Поэтому, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение следует отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения.

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять экономическую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-административные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим экономическую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью общества, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или иной катастрофы, причинения значительного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотиков, психотропных веществ, в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и спонсированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих экономическую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов недвижимости, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Назначается этот вид административного наказания только судьей тогда, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания15.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, и таможенных органов.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение этих мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при организации и проведении официальных спортивных мероприятий. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей16.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет17.

Можно сказать, что сейчас в России, в соответствии с новыми поправками, заметно, что административное право, как отрасль права развивается – добавляются новые наказания, утрачивают силу более неэффективные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок наложения административных наказаний

 

2.1 Общие принципы наложения административных наказаний

 

Основным принципам (правилам), которыми должны руководствоваться правоприменители при назначении административного наказания физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, отведены нормы главы 4 КоАП РФ. При этом должны соблюдаться и общие принципы, присущие юридической ответственности в целом. Это: принцип равенства перед законом, принцип ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли, принцип ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя и др.18

Часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ формулирует принцип законности применительно к назначению административных наказаний: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение, и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это означает, что правоприменитель при назначении административного наказания виновному в совершении административного правонарушения лицу не может выйти за пределы закрепленной в ст. 3.2 КоАП РФ системы административных наказаний, за пределы наказаний конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за то или иное противоправное деяние, и за рамки закрепленной за ним нормами раздела III КоАП РФ подведомственности по разрешению дел об административных правонарушениях и назначении административных наказаний. В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться степень совершенного административного правонарушения, личность виновного в этом физического лица, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Такой принцип именуется как принцип индивидуализации административного наказания.

Назначение административного наказания не освобождает субъекта от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Можно привести пример за привлечение гражданина Российской Федерации к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ за проживание без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и уплата им соответствующего административного штрафа как меры наказания за это противоправное бездействие вовсе не означает, что в дальнейшем он может и далее проживать без паспорта или регистрации.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность несколько раз за одно и то же административное правонарушение. Этот принцип также является общеправовым и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому ответственности (карательной санкции, например, штрафу), могут быть применены и восстановительные санкции. К примеру лицо, из хулиганских побуждений разбивший стеллаж магазина, не только подвергается штрафу или административному аресту по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), но и обязывается возместить причиненный материальный ущерб.

Такой пример нельзя путать с предыдущим принципом, закрепляющим правовую позицию законодателя на случай, когда правонарушение умышленно совершается с целью уклониться от исполнения какой-то обязанности. Принцип «не дважды за одно» нельзя также сравнивать с таким принципом, как принцип двусубъектности ответственности, сформулированному в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, который гласит: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот.

Недопустимость удвоения административной ответственности как принцип раскрывается и в том, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно правонарушение может быть назначено только одно основное либо одно основное и дополнительное административное наказание, предусмотренное санкцией определенной статьи Особенной части КоАП РФ19. Иными словами, назначение двух основных наказаний недопустимо, потому что в таком случае ответственность удваивается. Невозможно также и назначение двух дополнительных наказаний без основного20.

Ст. 4.4 КоАП РФ закрепляет один из основополагающих принципов назначения административного наказания — принцип назначения наказания при совершении субъектом нескольких административных правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается следующее разъяснение:

- в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией определенной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже тогда, когда дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно;

- если лицом совершено  одно деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и разбирательство дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.

При привлечении нарушителя к административной ответственности должны учитываться и сроки давности назначения административного наказания, предусмотренные ст. 4.5 КоАП: по общему правилу административное наказание не назначается позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, при проживании без прописки и т. п.) — позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.21 В то же время за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, а также законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей и о рекламе такой срок установлен в один год со дня совершения административного правонарушения. Подобный подход  применяется и для административных правонарушений, повлекших за собой применение административного наказания в виде дисквалификации: лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении это время один год со дня его обнаружения22.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, к которому применяется административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Такой срок, именуемый еще сроком погашения административного наказания или сроком административной наказуемости, является единым и не разграничивается в зависимости от вида и размера административного наказания. При конкретных условиях (а именно — при совершении повторного административного правонарушения до окончания данного срока) срок административной наказуемости может рассматриваться как момент, отягчающий административную ответственность, и являться квалифицирующим признаком для применения к лицу более строгой меры административного наказания.

Административное правонарушение может быть связано с причинением различного ущерба. В связи с этим правила назначения административных наказаний регулируют и механизм возмещения имущественного и морального вреда, причиненных административным правонарушением, предусматривая в ст. 4.7 КоАП РФ обязательность для правонарушителя возместить такой вред или ущерб. Так, например, судья, разрешая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного вреда одновременно с назначением административного наказания решить вопрос и о возмещении такого ущерба. При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть указан размер имущественного ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. По делу же об административном правонарушении, рассматриваемому иными, кроме судей, субъектами административной юрисдикции, споры о возмещении имущественного ущерба аналогично решаются только исключительно в рамках гражданского судебного процесса, но уже отдельно от рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административное наказание может быть назначено в рамках, установленных санкцией соответствующей нормы права; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания.

При назначении административного наказания всегда должны применяться два основных показателя:

- объективный, заключающийся в том, что наказание назначается в соответствии с КоАП. При этом должны быть учтены особенности совершенного деяния: причиненный им вред имущественного и неимущественного характера, общественная опасность;

- субъективный, предполагающий оценку личных особенностей правонарушителя — физического лица, его имущественного положения, учет обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершенный проступок (см. соответственно ст. 4.2, 4.3 КоАП).

Информация о работе Административное наказание