Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности работы, целью работы является максимально точно и полно раскрыть специфику и особенности административного наказания как выражения реакции государства на административные правонарушения; показать полную картину мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного наказания;
2) рассмотреть основные цели административного наказания;

Файлы: 1 файл

Диплом Адм. наказание.docx

— 192.58 Кб (Скачать)

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье нужно учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных правовой нормой, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение с учетом степени совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), материального положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией конкретной статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Но, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного деяния, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ может освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу23. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу24.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее особенного нарушения охраняемых общественных правоотношений25.

Такие обстоятельства, как личность и материальное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного вреда, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Рассматривая обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение или отягчающие указанную ответственность, орган или должностное лицо, участвующие в производстве по делу, обязаны исходить из принципа равенства (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), означающим неотвратимость применения санкций ко всем гражданам, совершившим правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.

При оценке личности виновного физического лица в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП учитываются его гуманные особенности: отношение лица к обстоятельствам совершенного проступка, причиненного этим деянием вреда. В целях объективной квалификации проступка должны быть рассмотрены не только данные самого правонарушителя, но и показания родственников, его сотрудников, подтверждающие или опровергающие их.

При выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного правонарушения, позволяющие определить признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность26.

При оценке имущественного положения правонарушителя — физического лица, юридического лица должна быть выявлена причинно- следственная связь между материальным положением, статусом лица и совершенным проступком. Так несоблюдение юридическим лицом правовых норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, обусловленное отсутствием необходимых имущественных и финансовых предпосылок, не может быть вменено в вину юридическому лицу (ср. ч. 2 ст. 2.1 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП).

 

 

 

2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административное наказание

 

При установлении обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение, выявляются признаки, позволяющие квалифицировать характер и степень общественной опасности проступка, наличие которых допускает назначение не столь обременительных наказаний к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение. Раскаяние- это негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном миропонимании, характеризующем его отрицательное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих наказание.

К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным негативных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:

1. предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может лишь в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т. е. до его совершения;

2. если другим способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка; производство по делу об административном правонарушении в этом случае исключается (см. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП);

3. в отличие от этих особенностей предотвращения вреда, возмещение вреда, причиненного противоправным деянием, или его устранение возможны только в случае уже совершенного административного правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует осознанно, без внешнего принуждения.

В соответствии с этой статьей в этом случае подразумевается физическое или юридическое лицо, вина которого установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания — должностное лицо или орган при назначении административного наказания должны учесть возмещение виновным вреда или иного ущерба;

4. общественно опасные последствия правонарушения отождествляются КоАП с моральным, либо материальным вредом или моральным вредом, причиненным организации (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.2, ч. 1 ст. 25.2 КоАП).

Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, зачастую всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение деяния несовершеннолетним в качестве обстоятельства, которое смягчает ответственность27.

При рассмотрении дел о правонарушениях, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей маленького ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности субъекта, не всегда позволяющие предвидеть вред, причиняемый проступком28.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело о правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, которые не указаны в статьях КоАП или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Иногда противоправное действие физического лица может быть следствием состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может квалифицировать совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Важнейший признак аффекта — сиюминутная реакция лица, необычное психоэмоциональное состояние субъекта и внезапность его действий, приводящих к причинению вреда.

Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) имеет право назначить дополнительную экспертизу.

Необходимо учитывать особенности, смягчающие административную ответственность физического лица при квалификации трудных личных обстоятельств. Под такими обстоятельствами понимаются материальные трудности, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, расположены в части 1 статьи 4.3 КоАП. Их перечень является исчерпывающим и к таковым относятся:

- продолжение противоправного поведения, невзирая на требование уполномоченных на то лиц его прекратить;

- неоднократное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого субъект уже подвергался административному наказанию, по которому не прошел одногодичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания;

- вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного проступка;

- совершение административного деяния группой лиц;

- совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения29.

В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены. К таким обстоятельствам относятся только деяние нарушителя, способные увеличить общественную опасность последствия проступка.

Для административных правонарушений физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом учитываются признаки противоправного умышленного действия. Это представляет собой целенаправленный акт правонарушителя, следствием которого причиняется ущерб пострадавшему либо государству. Правонарушитель осознает, о противоречивости действий не только нормам морали, но и нормам права30.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из обманного предположения о его значимости с точки зрения защиты какого-либо блага. Это может осуществляться при не знании правонарушителя действующих нормативно-правовых актов, что не освобождает его от ответственности.

Увеличивают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних31.

Признаки группового правонарушения квалифицируются при совместном участии двух или нескольких лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников административного проступка определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении деяния. Эта статья предусматривает особенные признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния всех соучастников административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности организатора и иных соучастников могут быть на основе анализа косвенных признаков: к примеру, действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают разную степень общественной опасности субъекта, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора) либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего правонарушение или участвовавшего в совершении правонарушения (исполнителя).

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указывается последующее совершение однородного административного проступка, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже привлекалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом нужно знать, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

Обстоятельства не могут учитываться как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного проступка. По смыслу данного предписания любой из шести признаков, указанных в ч. 1 ст. 4.3 КоАП, уже определенный диспозицией правовой нормы КоАП, тем самым и предполагает применение более серьезных административных наказаний, и поэтому нет нужды в квалификации этих признаков в качестве отягчающих обстоятельств32.

 

 2.3 Административная ответственность несовершеннолетних

 

Чаще всего субъектами нарушения норм административного права являются несовершеннолетние. И российское законодательство всячески стремиться обеспечить объективность и точность в наложении административного наказания к таким лицам.

К административной ответственности несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет.33 Но 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.

Предусмотрено множество видов административных наказаний. Но в отношении несовершеннолетних правонарушителей применяется в основном предупреждение или штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного заработка, не является самым действенным видом наказания, но большинство статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказание именно в виде штрафа. А вот наказание в виде административного ареста нельзя применять к лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Имеется общее правило, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Но имеются исключения, увеличивающие этот срок, но все они не всегда могут быть применены по отношению к несовершеннолетним, слишком уж особенны те нарушения, по которым срок давности увеличен. Если срок истек, то дело об административном правонарушении прекращается. Зачастую нарушители пытаются искусственно отложить рассмотрение дела, и часто это удается34.

Информация о работе Административное наказание