Административное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности работы, целью работы является максимально точно и полно раскрыть специфику и особенности административного наказания как выражения реакции государства на административные правонарушения; показать полную картину мер юридической ответственности за нарушение норм административно-правового характера.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного наказания;
2) рассмотреть основные цели административного наказания;

Файлы: 1 файл

Диплом Адм. наказание.docx

— 192.58 Кб (Скачать)

Нужно выяснить, за какие правонарушения чаще всего несовершеннолетние привлекаются к ответственности. Кроме кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), самыми распространенными правонарушениями являются распитие спиртных напитков в общественных местах, в общественном транспорте, в учреждениях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, а также появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Обычно высок среди молодежи уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается уделом как раз- таки молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относят повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков.  При этом необходимо учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение таких действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма незначительна35.

Для несовершеннолетних лиц мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Такие как: неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении, являются судьи (федеральные и мировые), комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел. Этот перечень не исчерпывающий, в нем указаны наиболее актуальные органы и должностные лица.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в открытом режиме, кроме нескольких случаев, не имеющих отношение к теме нашей статьи. Открытый процесс означает, что при рассмотрении дела может присутствовать не только сам «виновник» слушания, но и его родители, иные родственники, друзья и т.д36. На практике ни суд, ни любой другой орган, рассматривающий такие дела, не приветствует присутствие в зале заседания посторонних лиц, поэтому следует ограничиться узким кругом – родителей или иных ближайших родственников вполне хватит. И уж тем более присутствующим не следует высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу, только если лица не вызваны в качестве свидетеля.

Необходимо знать, что в отношении несовершеннолетних их родители, будучи законными представителями своих детей, имеют право осуществлять их защиту. Для этого достаточно паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка. Присутствие законного представителя при рассмотрении дела может быть признано обязательным. При этом защиту наряду с законным представителем может осуществлять и адвокат37.

Также при рассмотрении такого дела может принимать участие и прокурор. Прокурора необходимо известить о месте и времени рассмотрения.

Существуют следующие виды принудительного воздействия на лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения. Доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-либо причинам невозможно38.

Административное задержание (не арест) – краткосрочное ограничение свободы, применяемое в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать трех часов. О задержании несовершеннолетнего уведомляются его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются необходимые отдельные протоколы.

Нужно отличать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении. Протокол фиксирует сам факт совершения противоправного деяния и обстоятельства совершения, а постановление-это итоговый документ, аналог приговора в рамках уголовного дела39.

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после выявления самого правонарушения. Возможны случаи увеличения этого срока. Протокол составляется не всегда. Если за совершение административного проступка назначается наказание в виде предупреждения или штрафа, то постановление по делу выносится сразу, в нем отражается назначение наказания в виде предупреждения либо штрафа.

На практике показано, что зачастую оформление документов дела, а конкретно протокола об административном правонарушении, осуществляется с нарушениями требований закона. Такие незначительные недостатки становятся или причиной прекращения дела при его рассмотрении по существу, или причиной отмены вынесенного ранее постановления при рассмотрении документа.

Поэтому форма протокола об административном правонарушении должна предусматривать краткое изложение позиции лица, в отношении которого составляется протокол. Эту графу обязательно нужно заполнять собственноручно, уполномоченные органы не могут отказать в этом40.

Постановление, вынесенное по делу, может быть обжаловано. Жалоба не облагается госпошлиной. Она подается в течение десяти дней со дня получения копии постановления. Важный момент– это отсчет срока начинается не от даты вынесения постановления, а от даты, когда лицо получило это постановление41.

Многие составы административных правонарушений предусматривают более серьезное наказание, если это правонарушение совершено тем же лицом неоднократно. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Необходимо обратить внимание, что не со дня вынесения постановления, а со дня его исполнения (если был назначен штраф – то со дня его уплаты). По истечение одного года нельзя указывать, что правонарушение совершено повторно42.

На практике все моменты привлечения к административной ответственности негласно принимаются во внимание как обстоятельства, характеризующие личность, и уж если несовершеннолетнее лицо привлекался к административной ответственности, то это может так или иначе усугубить обстоятельства его жизни в дальнейшем43.

 

 

 

 

 

3. Полномочия  компетентных органов Ивановской  области 

по установлению и применению административных наказаний к несовершеннолетним

 

3.1 Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних

 

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в Ивановской области в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г ( с изменениями на 21 января 1969 года). Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии44.

Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП.

К составам, непосредственно направленным на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, относятся следующие статьи КоАП: ст. 6.7 - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 - вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 - появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах45.

Комиссии в соответствии со ст. 17 Положения могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений46.

Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.47

КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Существующее Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующее в настоящий момент, принятое 3 июня 1967 г., нуждается в новом осмыслении.

Поэтому В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительство Российской Федерации вынесло постановление об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (Постановление правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995). В законную силу постановление не вступило, но тем не менее в нем наиболее ярко и точно отражена деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в соответствии с реалиями настоящего времени.

Расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм;

разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

закрепление в КоАП порядка обжалования незаконных постановлений по делам несовершеннолетних48.

Анализ результатов деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссия) города Иванова и Ивановской области показывает, что постановления комиссий, вынесенные по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, когда объективную сторону правонарушения составляет противоправное деяние родителей - исполнение ненадлежащим образом или неисполнение родительских обязанностей, а также по ч. 3 ст. 6.10, ст. 20.22 КоАП РФ, когда деяния несовершеннолетних могут являться результатом ненадлежащего воспитания детей их родителями, обжалуются крайне редко. Например, за период с 2013 по 2014 год включительно ни одно постановление комиссии Ленинского района города Иваново, вынесенное по указанным делам, не обжаловалось. Такая ситуация существует в большинстве районах города и области.

Таким образом, характерной чертой стадии пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, являются редкие случаи обжалования подобных постановлений.

Основой сложившейся на практике ситуации является качественная доказательственная база, подготовленная комиссией для рассмотрения дела, а также всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом, что дает основание лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, соглашаться с вынесенным решением.

Практика деятельности комиссий Ивановской области складывается таким образом, что в деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, кроме протокола о правонарушении, находятся следующие документы: определение о передаче дела в комиссию; объяснение лица, в отношении которого составлен протокол; объяснения двух свидетелей; бытовая характеристика, представленная участковым уполномоченным; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; обзорная справка на правонарушителя, предоставленная инспектором отдела по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) отдела полиции; характеризующий материал, представленный органами и учреждениями системы профилактики, осуществляющими проведение индивидуальной профилактической работы с членами семьи; копия паспорта родителя (лица, его заменяющего); копия свидетельства о рождении ребенка; данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица; извещение о явке лица, в отношении которого составлен протокол, на заседание комиссии; протокол заседания комиссии; постановление комиссии о начале (продолжении) индивидуальной профилактической работы с семьей; постановление комиссии о назначении административного наказания (о прекращении производства по делу)49.

Информация о работе Административное наказание