Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель – изучение основных и дополнительных видов административных наказаний.
Задачи:
- изучение понятия и признаков административного наказания,
- рассмотрение основных и дополнительных видов административных наказаний.
Объект – общественные отношения в области установления и применения административного наказания.
Предмет – правовые нормы и правила регулирующие институт административного наказания.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1. Административное наказание: понятие и признаки 5
2. Основные и дополнительные виды административных наказаний 12
Заключение 22
Список литературы......................................................................................................

Файлы: 1 файл

формы гос управления.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Введение.......................................................................................................................3 

Список  литературы...................................................................................................... 
 

     Введение 

     Актуальность: Взятый с принятием Конституции РФ 1993 г. курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к проведению в жизнь основных положений административной политики. Ныне проводимые реформы в правовой системе государства имеют целью достижение такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, другие социально значимые ценности были бы реально действующим.

     Очевидно, что в условиях правового государства  юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, на защиту прав и свобод личности и, во-вторых, на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений. В зависимости от того, насколько полно и точно реализуются требования правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность, определяется степень прочности и незыблемости правопорядка в обществе и государстве. Отсюда вполне понятны первые глубокие преобразования в сферах преимущественно гражданско-правовой и уголовной охраны интересов личности, общества и государства.

     Известно, что административные правонарушения самые распространенные из всех видов  противоправных проявлений, что придает  вопросу борьбы с ними особую значимость. Причем наибольший рост противоправных посягательств на административный порядок приходится на периоды упадка экономической, политической и правовой системы государства, приводящего к ослабеванию функции охраны правопорядка и законности в обществе. При слабости постсоциалистического государства экономическая ситуация, ограниченность сферы уголовно-правового воздействия на разного рода асоциальные явления и доминирование фискальных интересов, пожалуй, не позволяют быстро разрешить внутренние противоречия в России, продемонстрировать готовность государства к существованию в новых условиях. А произошедшие в связи с этим сбои во внутриполитическом курсе страны свидетельствуют об отсутствии необходимой правовой опосредованности роли государства в социальной системе.

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), работа над которым составила в итоге семь лет, был подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а с 1 июля 2002 г. вступил в силу. Он впитал в себя все то лучшее, что было накоплено советской и российской традициями правотворчества и правоприменения в области административной ответственности. КоАП РФ разрешил многие проблемы унификации мер административной ответственности, и в частности связанные с их единообразным применением к нарушителям. Таким образом, устранены противоречия в регулировании административной ответственности, причем не только федеральными законами, законами субъектов РФ, но и рядом подзаконных нормативных правовых актов.

     Проблемы  административной ответственности, связанные  с теорией административных наказаний, всегда находились и в сфере различных научных интересов, как общетеоретических, так и отраслевых.

     В то же время сущность административного  наказания, его правовой природы  сквозь призму всей административно-деликтной  юриспруденции в лучшем случае раскрывалась на аналитико-терминологическом уровне, что не вносило предельной ясности в решение данной проблемы. Причем последняя усложнялась отсутствием в юридической науке обстоятельного исследования понятия и признаков административного наказания, что было связано не столько с новизной этой терминологии (в свете принятия нового КоАП РФ), сколько с отсутствием вообще в административно-правовой теории и практике достаточной научной проработки категориально-дефинитивного аппарата указанного правового явления.

     Цель – изучение основных и дополнительных видов административных наказаний.

     Задачи:

     - изучение понятия и признаков  административного наказания,

     - рассмотрение основных и дополнительных видов административных наказаний.

     Объект  – общественные отношения в области установления и применения административного наказания.

     Предмет правовые нормы и правила регулирующие институт административного наказания.

     Методологическую  основу  проведенного исследования составляют как общенаучные,  так  и частнонаучные методы. В работе используются приемы логического, структурного и системного анализа, методы аналогии и обобщение, а также диалектические принципы познания, применяются результаты научных изысканий, предложения и выводы основаны на анализе законодательства и практики в области установления и применения административных наказаний.

     При написании работы использовались труды  известных российских и зарубежных юристов, таких как, Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Игнатенко В.В.  и другие.

     1. Административное  наказание: понятие  и признаки

 

     Действующий КоАП РФ, по-новому определивший задачи и содержание административно-наказательной  политики государства, кардинально  изменил назначение административно-карательных  мер, придав им иной акцент в деле борьбы с административными деликтами. В связи с этим в новых подходах нуждается исследование различных аспектов проблемы административного наказания: сущности и содержания административного наказания, его функциональных возможностей и целей, а также самого определения понятия административного наказания в законе и в теории права.

     Понятие административного наказания в  отечественном административном законодательстве впервые дано в ст. 3.1 "Цели административного  наказания" КоАП РФ. Анализируя данную статью, можно сделать вывод о  том, что все дискуссии о понятии административного наказания велись через содержание целей административного наказания. Это имеет место из-за того, что авторы закона два самостоятельных понятия (определение административного наказания и его цели) рассматривают как одно понятие. Данное в КоАП РФ понятие административного наказания (как говорилось ранее) терминологически несущественно отличается от понятия административного взыскания, закреплявшегося в КоАП РСФСР, что дает право с некоторой долей условности говорить о преемственности дефиниции исследуемой правовой категории и возможности анализа дореформенной административно-правовой литературы.

     В административно-правовой литературе понятие административного наказания (взыскания) используется в самых  различных значениях:

     1) как реакция государства на совершенное административное правонарушение1;

     2) мера ответственности за административное  правонарушение2;

     3) санкция за совершение административных  проступков <1> или как применение  государством предусмотренных в  административно-правовой норме карательных (штрафных) санкций к правонарушителям3;

     4) выражение отрицательной оценки  государством совершенного правонарушения  и самого правонарушителя;

     5) кара, т.е. причинение виновному  в совершении административного  правонарушения определенных страданий, лишений и т.д.4;

     6) вид административного принуждения  или принудительная мера государственного  воздействия на нарушителя соответствующих  административных правил и т.д.

     Представляется, что каждое из указанных значений, раскрывая особую грань, особое свойство такого разностороннего явления, как административное наказание, высвечивает его разные оттенки и имеет право на существование, теоретически может быть отражено в понятии административного наказания или даже принято за основу при его определении. Но ввиду того что каждое явление обладает своей особой сущностью, которая должна найти отражение в определении, среди приведенного многообразия значений и свойств административного наказания должно быть выделено стержневое, отражающее сущность данного понятия, его наиболее важные, характерные свойства, которые определяют смысл существования административного наказания, его предназначение и роль в жизни общества.

     Вместе  с тем закон определяет административное наказание как установленную  государством меру ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания, выводимых не столько путем текстуального прочтения, сколько путем логико-юридического, научного и системного осмысления его дефиниции. Соответствие понятия "административное наказание" требованиям логики обусловлено тем, "чтобы любое понятие, - как точно замечает С.Н. Братусь, - было адекватно своему содержанию, чтобы понятия разграничивались по своим отличительным сущностным признакам"5. Из такого подхода следует, что административное наказание, как и всякая другая правовая конструкция, представляет собой наиболее высокую правовую абстракцию, охватывающую ряд однопорядковых понятий низшего уровня (в нашем случае это виды административных наказаний) и выявляющую главное, особенное и существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций Д.А. Керимов видит в том, что "соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применимые к понятиям низшего порядка". Поэтому исходя из закона гармонии, взаимосвязи и взаимообусловленности социальных явлений учитывается совокупный характер дефиниции "административное наказание", формируемый на основе общего знаменателя, выводимого из предикатных характеристик видов административных наказаний.

     Учитывая  то, что КоАП РФ - закон, положения  которого состоят в системном  единстве, следует заметить также, что  решающее воздействие на дефиницию административного наказания оказывает ряд других законоположений общерегулятивного (принципиального) значения. К таким, в частности, можно отнести положения гл. 1 и 2 КоАП РФ, определяющих задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, общее содержание и характер административно-карательной политики Российского государства. Причем за основу характеристики административного наказания берется также и учет его места в системе административно-принудительных мер как отраслевой совокупности средств государственного принуждения.

     Таким образом, из понятия административного  наказания, данного в КоАП РФ, можно  выделить следующие признаки:

     1) административное наказание есть  установленная государством мера  ответственности;

     2) административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;

     3) административное наказание может  быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении  административного правонарушения;

     4) административное наказание есть  кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;

     5) административное наказание всегда  носит личный характер и не  должно затрагивать интересы  третьих лиц;

     6) административное наказание применяется  широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

     7) административное наказание всегда  влечет последствие, при котором  нарушитель и после исполнения  административного наказания считается  подвергнутым такому наказанию.

     Все перечисленные признаки административного  наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует оговориться, что они носят условный характер, поскольку связаны между собой  внутренней связью и на практике реализуются  вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый). Процессуальные аспекты применения административных наказаний, частным выражением которых выступают, например, вопросы административного судопроизводства либо характера административных дел, являются немаловажным компонентом административно-наказательной политики государства и существенной гарантией прав и свобод участников производства по делам об административных правонарушениях. Однако подразумевающий это шестой признак носит скорее административно-процессуальный характер и на суть исследуемого явления не влияет, хотя и выражает особый differentia specifica характер применения как отдельных административных наказаний, так и в целом административных наказаний в сопоставлении с мерами иных видов юридической ответственности. Последний (седьмой) признак является последствием исполненного (примененного) административного наказания, само административное наказание, его содержание он не раскрывает, но тем не менее является его неотъемлемой частью.

Информация о работе Административные наказания