Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность качества. Его роль в повышении эффективности производства………………………………………………………………4
1.1 Характеристика и показатели качества…………………………4
1.2 Методы управления качеством………………………………...17
Глава 2.Защита прав потребителей……………………………………..23

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

- поставка продукции потребителям  в установленные сроки;

- основными критериями достижения  целей в области качества продукции  является удовлетворение требований  потребителей и выпуск конкурентоспособной  продукции;

- признание и реализация комплексного  и системного подходов к УКП ,как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в области качества продукции;

- использование при производстве  конкурентоспособной продукции  средств труда высокого качества;

- непрерывное и систематическое  обучение и специализированная  профессиональная подготовка высококвалифицированных  кадров в области обеспечения и УКП;

- постоянная, добросовестная и  творческая работа всех работников  по повышению, обеспечению и  улучшению качества выпускаемой  продукции; 

- воспитание у каждого изготовителя  продукции, исполнителя, у всех  работников уважительного отношения  к потребителю, заказчику;

- создание атмосферы уважительного  отношения к работникам любой  должностной категории и внимания  к их нуждам, запросам, быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Защита прав потребителей

7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

После образования СНГ  и принятия входящими в него странами актов о суверенитете во многих государствах Содружества было создано собственное  потребительское законодательство. Анализируя его, можно отметить различия в подходах к регулированию проблем, связанных с защитой прав потребителей. Они касаются трех аспектов:

1) права граждан на гарантированный минимум потребления. Украина, Казахстан и Кыргызстан включили это право в свое законодательство, заимствуя его из Закона СССР "О защите прав потребителей". Оно не нашло реального применения. В России при принятии Закона "О защите прав потребителей" право на гарантированный минимум потребления после бурных обсуждений было из проекта исключено;

2) степени детализации механизмов применения Закона. Так, если сравнить, например, Законы России и Молдовы, то первый подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленного им прав и не требует принятия дополнительных нормативных актов; второй же содержит значительное количество отсылочных норм. О преимуществе первого подхода свидетельствует обширная судебная практика применения Закона "О защите прав потребителей" в России, которая дважды была предметом обсуждения на Пленуме Верховного Суда РФ;

3) государственного регулирования потребительского рынка. Большинство стран СНГ предпочли передать функции по защите прав потребителей уже действующим структурам. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей и позднее на Украине в Законе появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального Государственного комитета по защите прав потребителей. Российский Закон предусматривает двухуровневую систему государственной защиты потребителей: федеральными органами и специально создаваемыми органами при местной администрации. Аналогичная система государственных органов предусмотрена в Грузии.

Законодательство стран  СНГ "О защите прав потребителей" - одно из самых жестких в мире. Для государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь при формировании рыночных отношений требует законодательного закрепления.

Жесткое потребительское  законодательство является в этот период единственным барьером для проникновения  на рынок некачественных и небезопасных товаров.

 Уже начался и будет  продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей".

Закон о правах потребителей регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже  товаров, исполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг).

В соответствии с Законом  о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иное могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

Под работами законодательство понимает деятельность (работу) исполнителя, осуществляемую за плату по заданию  потребителя, имеющую материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

Под услугами понимаются совершение за плату определенных действий или  осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных  и т.п.). Еще один, ключевой нюанс  в определении статуса потребителя: приобретаемый товар или услуга должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных  с извлечением прибыли.

Например, если частный предприниматель (физическое лицо) приобретает картофель  для личного (семейного) потребления - это потребительские отношения, если же картофель приобретается для дальнейшей реализации - это предпринимательские отношения. Когда речь идет о личном потреблении, человек является потребителем, когда же продукт (услуга) приобретаются в предпринимательских целях, человек-покупатель - такой же "хищник", что и продавец, он равен с ним в правах.

Какое это имеет значение для нас, потребителей? Данный критерий позволяет сделать вывод о  содержании отношений, складывающихся между продавцом и покупателем. Отношения между акулами рынка  регулируются прежде всего договором между сторонами. И та и другая стороны таких отношений ставит своей целью получение прибыли. В отношениях с простыми гражданами у предпринимателя все та же цель - извлечение прибыли, тогда как у гражданина - удовлетворение личных бытовых потребностей.

Товары (работы, услуги) могут  приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом  микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для  организаций и за их счет с целью  использования этих товаров в  производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка  полов и т.д.). Однако потребителем является гражданин, пользующийся услугой  личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услугой по перевозке, по проживанию в гостинице во время командировки).

Законодательством в отдельных  случаях предусматривается, что  пользоваться товаром, результатом  работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться  услугой по договору перевозки железнодорожным  транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом  может только гражданин, который  указан в билете. Именно этот гражданин  является стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае является потребителем. При  покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют  установленные законодательством  ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение. При этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

Различия значения целей (нужд) можно показать на следующем  примере. Одна девушка-студентка (платного отделения) из города N подала иск о защите прав потребителя к учебному заведению, в котором обучалась. Она считала, что ее некачественно обучают и тем самым нарушают ее права как потребителя. Иск был принят судом, начался процесс. Однако на процессе истице был задан вопрос, поставивший ее в тупик: "С какой целью Вы обучаетесь в вузе?" Истица, недолго думая, ответила, что хотела бы устроиться на престижную работу, получать высокую зарплату. Это был роковой ответ. Судью склонили к мнению, что истица не могла подать иск о защите прав потребителя, т.к. целью получения образовательных услуг были не бытовые нужды, как того требует действующее законодательство о защите прав потребителей, а получение высокой заработной платы. В удовлетворении требований истицы было отказано.

Законодательство о защите прав потребителей распространяется не на все отношения, связанные с  потреблением гражданами товаров, работ  и услуг. В случае, когда один гражданин  продает другому какую-либо вещь, например автомобиль, законодательство о защите прав потребителей не действует (в таком случае применяются общие  нормы гражданского законодательства). Когда же автомобиль приобретается  у компании-продавца, поставляющей автомобили, покупатель приобретает  статус потребителя, и на такие отношения  распространяется законодательство о  защите прав потребителей.

Суды не вправе руководствоваться  законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

Если переходить к конкретным видам сделок, то следует заметить, что отношения, регулируемые законодательством  о защите прав потребителей, могут  возникать из договоров розничной  купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров.

Не регулируются законодательством  о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением  товаров, выполнением работ, оказанием  услуг.

Отношения, вытекающие из безвозмездных  гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются (например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК РФ)). К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает в собственность  другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона о защите прав потребителей.

Информация о работе Управление качеством