Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность качества. Его роль в повышении эффективности производства………………………………………………………………4
1.1 Характеристика и показатели качества…………………………4
1.2 Методы управления качеством………………………………...17
Глава 2.Защита прав потребителей……………………………………..23

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

Не регулируются законодательством  о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения  возникают в связи с членством  граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения  по поводу предоставления этими организациями  гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена  обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг  гражданам, то на отношения, возникающие  по поводу предоставления указанных  услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством  о защите прав потребителей отношения  между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством  возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении  судом правосудия; отношения, возникающие  при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при  осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством  административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов  местного самоуправления по благоустройству  территории, содержанию и ремонту  автомобильных дорог и др.). Например, вы решили оформить заграничный паспорт, и если оформление паспортно-визовыми службами паспортов не регулируется законодательством о защите прав потребителей, то деятельность коммерческих организаций, которые "способствуют" получению паспортов, уже регулируется таким законодательством.

Рассмотрим некоторые  понятия, касающиеся защиты прав потребителей, используемые законодателем. Так, Закон о защите прав потребителей раскрывает следующие термины.

Потребитель. Как видно  из преамбулы названного Закона, он регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами. Разъясняя  эти понятия, Закон определяет потребителя  как гражданина, который имеет  намерение приобрести или заказать либо который заказывает, приобретает  товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением  прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК РФ потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.

Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" понятие "потребитель" приведено в соответствие с текстом ст. 492 ГК РФ, дающей определение договора розничной купли-продажи. Изменения коснулись формулировки целей использования приобретаемого товара (работы, услуги): товар должен приобретаться и использоваться исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет решающее значение для определения области применения законодательства о защите прав потребителей или иного законодательства.

Прежняя редакция понятия "потребитель", предусматривавшая в качестве определяющего  критерия отсутствие прибыли от использования  товара, необоснованно исключала  из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг), приносивших потребителю  прибыль (доход), хотя они приобретались  и использовались исключительно  для личных нужд, например приобретение сельскохозяйственной техники для  обработки огорода, в результате чего образовывался доход и т.п. Очевидно, что подобные действия не могут считаться предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является именно получение прибыли.

Включение в понятие "потребитель" граждан, которые еще только имеют  намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.

Таким образом, действие Закона не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд. Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.

Режим использования имущества  может измениться, поэтому при  возникновении спора следует  исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами. В некоторых  случаях пользоваться товаром (услугой), а значит, считаться потребителем, может только тот гражданин, который  заключил договор с продавцом (исполнителем), например, при покупке оружия, при  поездке железнодорожным транспортом  или самолетом, когда требуется  индивидуализация гражданина.

Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК), утвержденным приказом председателя ГАК от 20 мая 1998 г. N 160 (зарегистрированы Минюстом РФ 28 декабря 1998 г. N 1669), не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем, например командированный, проживающий в гостинице.

Изготовитель, исполнитель, продавец. При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель (в  редакции 1996 г.) отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", - предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК РФ. Согласно Кодексу (ст. 50) юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность согласно ст. 2 ГК РФ является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они, в принципе, не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.

Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная  ст. 50 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.), вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические  лица.

Однако как потребителям, так и организациям следует иметь  в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные  государственные и муниципальные  предприятия в отличие от иных коммерческих предприятий могут  совершать лишь те сделки, которые  вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Большинство  коммерческих организаций обладают общей правоспособностью, т.е. могут  совершать любые не запрещенные  законом сделки.

Все организации для занятия  определенными видами деятельности, установленными законом, должны иметь  лицензии. Сделка, совершенная юридическим  лицом с нарушением его специальной  правоспособности (внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке.

Контрагентом потребителя  также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой  предпринимательской деятельностью  с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются  правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

С другой стороны, если гражданин  совершил разовую сделку (продажу, работу) и не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные  обязанности, предусмотренные законодательством, в том числе Законом о  защите прав потребителей, для предпринимателей.

Для всех контрагентов потребителя  установлено, что Закон на них  распространяется независимо от организационно-правовой формы организации.

Изготовитель согласно Закону о защите прав потребителей должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для  комплектации его изделия, не может  руководствоваться в этом случае нормами Закона.

Исполнителями согласно Закону являются организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами  вышеуказанного Закона.

Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд, потребителям по договору купли-продажи независимо от вида последнего.

Стандарт. Согласно определению, данному в Законе о защите прав потребителей, под стандартом понимаются не только собственно государственные стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с Законом устанавливаются обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), в частности санитарные нормы и правила, утверждаемые Минздравом РФ, строительные нормы и правила, утверждаемые Госстроем РФ и др.

Согласно положению о  Министерстве здравоохранения и  социального развития РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, одной из основных задач данного органа является разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая разработку и утверждение федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждение в пределах своей компетенции государственных стандартов (фармакопейных и временных фармакопейных статей) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) под санитарными правилами понимаются государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Под гигиеническим нормативом указанный Закон понимает установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Недостаток товара, работы, услуги. В содержании этого понятия  в редакции Закона о защите прав потребителя (1996 г.) произошли существенные изменения. В первоначальном тексте недостаток определялся как несоответствие требованиям к качеству товара (работы, услуги) в соответствии с теми критериями, по которым согласно Закону определяется качество. При этом определение понятия "недостаток" излагалось в полном соответствии с критериями качества, содержащимися в статье, посвященной качеству товара. В новой редакции Закона эта необходимая логика была нарушена как в последовательности изложения, так и по существу.

Недостаток определяется как несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям  к качеству. В то же время критериями качества выступают договор, цель использования  товара (обычная и указанная потребителем) и обязательные требования стандарта. К этому следует добавить, что  из критериев качества (и из определения  понятия "недостаток") исключена  информация о товаре, хотя обязательные требования к этой информации и ответственность  за их нарушение в Законе сохранены.

Информация о работе Управление качеством