Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность качества. Его роль в повышении эффективности производства………………………………………………………………4
1.1 Характеристика и показатели качества…………………………4
1.2 Методы управления качеством………………………………...17
Глава 2.Защита прав потребителей……………………………………..23

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

Оцениваемая продукция выступает  базовым образцом, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;

Оцениваемая продукция превосходит  базовый образец, если она превосходит  его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;

Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех его показателей совпадают со значениями базового образца.

Результат сопоставления оцениваемой  продукции совокупностью базовых  образцов на этом этапе формируется  следующим образом:

Продукция превосходит мировой  уровень, если она превосходит каждый образец;

Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;

Продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

В приведенных выше ситуациях продукцию  относят к одной из трех градаций. В случае, когда оцениваемая продукция:

Превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец - она не уступает мировому уровню;

Уступает хотя бы по одному, но не каждому  базовому образцу - она не превосходит  мировой уровень.

В том и другом случае имеется  неопределенность отнесения к одной  из трех градаций. Если в результате сопоставления оцениваемой продукции  с каждым базовым образцом и с  совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения  продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.

В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается  соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально  новыми техническими решениями, которые  защищены авторскими свидетельствами  и (или) патентами.

В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов  подготавливают предложения для  принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию  продукции.

Чтобы обеспечить необходимый уровень  качества продукции, необходимо его  поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.

Жизненный цикл - это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения  состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания  ее эксплуатации или потребления.

Первый уровень жизненного цикла  можно разделить на стадии: исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение; эксплуатация.

Исследование и разработка продукции. Цель данной стадии - формирование перспективных  требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и  других видах документов технических  решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции.

Общая схема разработки продукции. Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и  постановки продукции на производство»  предусматривает:

    • разработку технического задания;
    • разработку технической и нормативной документации;
    • изготовление и испытания образцов продукции;
    • приемку результатов разработки.

Изготовление продукции состоит  из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства.

Обращение и реализация - часть  жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения  потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и  нормативной документацией, в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.

Эксплуатация продукции - стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается  ее качество. Эксплуатация изделия  включает в общем случае использование  по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Необходимость контроля качества с  целью получения данных об объекте  управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление  качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».

Контроль продукции состоит  из двух этапов: получение информации о фактическом состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т.е. получение  вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим  требованиям осуществляется управляющее  воздействие на объект контроля с  целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

Статистические методы анализа  качества широко применяется в отечественной  и зарубежной системах управления качеством продукции.

Статистический анализ - это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Источником данных при осуществлении  анализ и контроля качества служат следующие мероприятия:

1) Инспекционный контроль: регистрация  данных входного контроля исходного  сырья, материалов; регистрация данных  контроля готовых изделий; регистрация  данных промежуточного контроля  и т. д.

2) Производство и технология: регистрация  данных контроля процесса; повседневная  информация о применяемых операциях,  регистрация данных контроля  оборудования (наладки, ремонт, техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической печати и т.д.

3) Поставки материалов и сбыт  продукции: регистрация движения  через склады; регистрация сбыта  продукции (данные о получении  и выплате денежных сумм, контроль  срока поставок) т.д.

4) Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация  возвращенной продукции; регистрация  обслуживания постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; материалы  анализа рынка и т. д.

5) Финансовые операции: таблица  сопоставления дебета и кредита;  регистрация подсчета потерь; экономические  расчеты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы управления качеством

Что же представляет собой управление? Как в повседневной жизни. Так  и в условиях предприятия управление является круговым циклом: планирование - осуществление - контроль - управляющее  воздействие.

Управление качеством на предприятии  является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и  анализа конструкций изделий  и является основой в управлении качеством.

Функция планирования, подразумевающая  проектирование, заключается в использовании  руководством предприятия стратегии  и тактики при анализе и  учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных  затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение  уровня качества изделий.

Функция осуществления - это воплощение запроектированного качества конструкции  в готовую продукцию. Она предусматривает  проектирование технологических процессов, определение вида используемого  оборудования, машин, инструментов, а  также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются  обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексе  преследует цель - сохранить степень  соответствия продукции техническим  требованиям или по возможности  улучшить эти показатели.

Функция контроля осуществляется как  на стадии изготовления продукции, так  и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.

Функция управляющего воздействия  подразумевает меры по реализации продукции  и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный  товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности  улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для  внесения необходимых изменений  в процессе производства.

Для четкого управления перечисленными функциями планирования - осуществления - контроля - управляющего воздействия  необходимо, чтобы все службы и  отделы предприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о  важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.

Таким образом, можно утверждать, что  управление качеством на предприятии - это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы  потребителей».

"Управление качеством" имеет  три варианта реализации.

Первый вариант "А" предполагает системный подход, когда первостепенное значение приобретает общее качество управленческой деятельности, а затем - качество технологии производства. Второй вариант "Б" предусматривает комплексный подход. Он основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции. Третий вариант "В" - локальный подход, в котором основное внимание уделяется технологии производства. Вариант "В" самый распространенный и методически хорошо разработан. Вариант "Б" только внедряется и для него существует набор стандартов как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции например, ISO 9000. А Вариант "А" - это перспектива развития компании.

В систему управления качества продукции (УКП) входят следующие подсистемы:

- оценка опытного производства;

- планирование качества продукции  и производственного процесса;

- контроль , оценка и планирование качества поставляемого материала;

- получение обратной информации  о качестве продукции;

- оценка качества продукции  и производственного процесса  и их контроль;

- определение аппаратуры, позволяющей  получить информацию о качестве  продукции;

- обучение методам обеспечения  качества, ориентация и повышение  квалификации персонала;

- гарантийное обслуживание;

- руководство работами в области  качества продукции;

- проведение специальных исследований  в области качества продукции.

В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми  другими видами деятельности, влияющими  на качество продукции, и взаимодействовать  с ними. воздействие системы распространяется на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном соответствующей спирали качества.

Этапы УКП:

1 - маркетинг, поиск и изучение  рынка;

2 - проектирование и (или) разработка  технических требований, разработка  продукции;

3 - материально-техническое снабжение;

4 - подготовка и разработка производственных  процессов;

5 - производство продукции;

6 - контроль, проведение испытаний  и обследований;

7 - упаковка и хранение;

8 - реализация и распределение  продукции;

9 - монтаж и эксплуатация;

10 - техническая помощь в обслуживании;

11 - утилизация после использования  продукции.

Среди всех этапов УКП наибольшее значение, особенно для развития международной  торговли, имеет маркетинг (выявление  потребностей рыночного спроса в  определённые сроки на продукцию  и её стоимости, требований потребителей, информирование об этом руководства; а  также вопросы проектирования и  разработки продукции).

Использование международных стандартов ИСО по УКП на предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на международный рынок.

Обобщая передовой опыт УКП в  промышленно развитых странах можно  отметить следующее:

- цели и задачи в области  повышения, обеспечения и улучшения  качества продукции находятся  в центре экономической политики  каждой фирмы, компании, концерна... При этом, считается главным - удовлетворение запросов и требований потребителей;

- достижение требуемого качества  продукции (с учётом цены) с  минимальными издержками;

Информация о работе Управление качеством