Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий направленных на совершенствование системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы системы менеджмента качества, в частности рассмотреть структуру, содержание и основные инструменты улучшения системы менеджмента качества;
- провести анализ системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»;

Файлы: 1 файл

текст курсовой работы.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

 

С внедрением системы менеджмента качества, основанной на принципах ХАССП, комбинат получил следующие преимущества:

- поддерживается репутация производителя качественного и безопасного продукта питания;

- существенное снизились финансовые издержки, связанные с выпуском некачественной продукции;

- обеспечивается системный подход, включающий все параметры безопасности пищевых продуктов, от сырья до конечных потребителей;

- появление дополнительных возможностей для интеграции с ISO серии 9000.

Действующая на ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» система качества ХАССП является на сегодня эффективной.

3. Рекомендации по совершенствованию системы  менеджмента качества ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»

 

3.1. Система менеджмента безопасности пищевых продуктов по стандарту ISO 22000:2005

Сегодня все острее становится проблема контроля над безопасностью и качеством пищевых продуктов при производстве: исключительно на готовой продукции, или точном соблюдении параметров технологического процесса. Поэтому актуальной темой для ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» как предприятию пищевой промышленности является внедрение Системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) на основе ИСО 22000:2005. Стандарт охватывает широкую область, включая качество, персонал и безопасность продукции в пищевой отрасли. Он одновременно направлен на соблюдение интересов и требований к производителям продуктов питания, поставщикам, производителям упаковок, продавцам. [2]

Стандарт ISO 22000:2005 входит в линейку стандартов Международной организацией стандартизации (ISO) и определяет требования к безопасности пищевых продуктов по всей цепочке от производителя сырья до конечного потребителя в магазинах и ресторанах. Организации, внедрившие ISO 22000, объективно доказывают безопасность своей пищевой продукции.

Данный международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности пищевых продуктов, которая включает следующие основные признанные элементы:

- интерактивный обмен информацией;

- систему менеджмента;

- программы создания предварительных условий;

- принципы анализа опасностей по критическим контрольным точкам (ХACCП).

Путем использования проверочных требований стандарт ISO22000:2005 сочетает программы создания предварительных условий с планом ХACCП. Анализ опасностей является ключом к эффективной системе менеджмента безопасности пищевых продуктов, поскольку его выполнение помогает систематизировать знания, необходимые для создания эффективной комбинации мер контроля. Данный стандарт требует идентификации и оценки всех опасностей, которые могут обоснованно ожидаться в цепи производства и потребления пищевых продуктов, включая опасности, которые могут быть связаны с видом используемого технологического процесса или оборудования. Таким образом, он предоставляет средство для определения и документирования причин, по которым некоторые идентифицированные опасности должны контролироваться конкретной организацией, а другие не должны. При анализе опасностей организация определяет стратегию, используемую для обеспечения контроля опасности с помощью комбинации программ создания предварительных условий, оперативных программ создания предварительных условий и плана HACCP.[2]

Как и все стандарты серии ISO, стандарт 22000:2005 разработан с учетом так называемой «петли Деминга», которая просто и наглядно демонстрирует суть процессного подхода в управлении.

Рис. 3.1.1 Петля Деминга

 

Главным достоинством документа является его способность облегчить организации внедрение системы ХАССП, требования которой гармонизированы для применения на предприятиях пищевой промышленности любой страны, и не зависят от вида продукции. Разработанный специалистами пищевой отрасли, стандарт ИСО 22000 гармонично сочетает в себе принципы ХАССП и требования ключевых стандартов.

Еще одним плюсом стандарта ИСО 22000 является расширение с его помощью возможностей применения стандарта ИСО 9001:2000, который успешно внедряется на предприятиях всех секторов экономики, однако конкретно для обеспечения безопасности пищевых продуктов не применим [2].

МС ИСО 22000:2005 заполняет нишу между МС ИСО 9001:2000 и НАССР, и объединяет их требования.

Основные стандарты ИСО серии 22000:

- ИСО 22005:2005 «Прослеживаемость в пищевой цепи - Общие принципы и рекомендации для проектирования и разработки системы».

- ИСО/ТС 22003:2007 «Системы менеджмента пищевой безопасности -Требования для органов проводящих аудит и сертификацию систем менеджмента пищевой безопасности». Он даст гармонизированное руководство по аккредитации (одобрению) сертификационного органа ИСО 22000 и определит правила по аудиту системы менеджмента пищевой безопасности на соответствие стандарту.

- ИСО/ТС 22004:2005 «Системы менеджмента пищевой безопасности - Руководство по применению ИСО 22000:2005». Он дает важные рекомендации, которые могут помочь маленьким и средним организациям во всем мире [2,3].

Таким образом, рассмотрим, что же представляет собой Система менеджмента безопасности пищевой продукции ИСО 22000:2005.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции является полезным инструментом для обеспечения соответствия требованиям, установленным законодательством, уставом, регламентом и/или потребителями.

На проектирование и внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции организации влияют переменные факторы, в частности, опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, производимая продукция, используемые процессы, а также размер и структура организации. Технические условия по применению международного стандарта ИСО 22000 основаны на принципах ХАССП, разработанных Комиссией «Кодекс Алиментариус», и предназначен для использования совместно с соответствующими стандартами, изданными данной организацией.

ИСО 22000 пропагандирует использование подхода, основанного на учете взаимодействий в цепочке создания пищевой продукции, при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, а также улучшения ее результативности и эффективности. ИСО 22000 требует, чтобы при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции организация рассматривала взаимодействия в цепочке создания пищевой продукции как до, так и после её собственных операций.

Чтобы организация могла функционировать результативно и эффективно, она должна идентифицировать и управлять многочисленными взаимосвязанными действиями. Деятельность, включающая использование ресурсов и управляемая с целью преобразования «входы» и «выходы», рассматривается как процесс. Часто выходы одного процесса непосредственно формируют вход к следующему процессу.

Применение системы процессов в рамках организации, включая идентификацию взаимодействий и управление этими процессами, можно считать «процессным подходом».

Преимуществом процессного подхода является постоянный контроль за стыковкой отдельных процессов в рамках системы процессов, а также за комбинациями процессов и их взаимодействием.

Когда процессный подход используется в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции, он подчеркивает важность:

- понимания требований и их выполнение;

- потребности рассмотреть процессы в отношении безопасности пищевой продукции и прослеживаемости;

- получение результатов о выполнении процесса и его результативности;

- непрерывного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Заинтересованные стороны играют существенную роль в поредении требований, являющихся входными данными. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных трон требует оценки информации, касающейся их восприятия степени удовлетворения организацией их требований.

ИСО 22000 был разработан так, чтобы он согласовывался с ИСО 9001 и дополнительными стандартами этой серию ИСО 9001 содержит требования к системе менеджмента качества, которую организации могут использовать для внутреннего применения, сертификации или в условиях контракта. Стандарт ориентирован на обеспечение результативности системы менеджмента качества при удовлетворении требований потребителей. ИСО 22000 содержит существенные элементы системы менеджмента безопасности пищевой продукции, предназначенной для применения в тех же целях.

ИСО 22000 позволяет организации привести в соответствие или интегрировать свою систему менеджмента безопасности пищевой продукции с другими системами менеджмента. Организация может адаптировать свою существенную систему менеджмента таким образом, чтобы внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции, отвечающим требованиям ИСО 22000.

В соответствии с ИСО 22000 организация должна использовать документы внешнего происхождения, которые важны для обеспечения безопасности пищевой продукции при осуществлении различных видов деятельности, например, в целях удовлетворения юридических и обязательных требований, а также требований потребителей. В некоторых случаях обязательным требованием может быть ведение документации в электронном виде.

Обычно в состав документации системы включают нормативно-техническую документацию на пищевую продукцию, планы по ХАССП, производственные программы обязательных предварительных мероприятий, программы обязательных предварительных мероприятий и другие документы на необходимые рабочие процессы.

Руководитель группы по безопасности пищевой продукции является центральным лицом системы менеджмента безопасности пищевой продукции любой организации. Рекомендуется, чтобы руководитель группы по безопасности пищевой продукции обладал знаниями в области менеджмента гигиены и применения принципов ХАССП.

По ИСО 22000 следует учитывать происхождение сырьевых материалов, компонентов и материалов, с которыми пищевая продукция входит в контакт, если оно может повлиять на оценку возникновения опасностей и уровни этих опасностей.

В течение определенного времени необходимо проводит верификацию системы менеджмента. Периодическая верификация включает полную оценку системы. Она включает рассмотрение всех свидетельств за проверяемый период времени для того, чтобы установить, функционирует ли и актуализируется ли система, как было запланировано, или необходимо ее улучшение. Такая верификация всей системы должна проводиться, как минимум, ежегодно.

Внедрение ИСО 22000:2005 на ОАО «Нижнекамский Хлебокомбинат» даст в будущем следующие дополнительные преимущества:

- современный системный подход к управлению безопасностью продукции;

- выполнение обязательных законодательных и регламентирующих требований;

- создание автономной Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов на базе существующих гигиенических программ и планов производственного контроля;

- замена общепринятого выборочного контроля готовой продукции на предупредительный полный контроль процессов производства;

- применение Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, построенной на всемирно признанных требованиях;

- исключительно высокая степень гармонизации со стандартом ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»

- повысит безопасность продукции и усовершенствует систему пищевой безопасности;

- принесет признание предприятий розничной торговли;

- повысит доверие потребителей к безопасности, качеству продукции и компании в целом;

- снизит количество аудитов второй стороны;

- возможность выхода на международный рынок;

- обеспечение декларируемого качества и безопасности продукции в соответствии с ожиданиями заказчиков;

- снижение производственных издержек;

- демонстрация приверженности работников производству безопасных пищевых продуктов;

- укрепление авторитета торговой марки и корпоративного имиджа;

- повышение мотивации персонала;

- снижение количества ошибок персонала за счет повышения уровня его подготовки;

- повышение ответственности менеджмента и результативности работы;

- повышение уровня доверия со стороны надзорных органов

- повышение инвестиционной привлекательности;

- признание страховыми компаниями при различных видах страхования и уменьшения расходов на их услуги и др. [3].

Таким образом, система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации. При этом легче и безболезненнее проходит процесс внедрения нововведений на предприятии: за счет использования постановки системы менеджмента качества как «легенды изменений» при проведении реорганизации предприятия достигается существенное снижение сопротивления изменениям со стороны персонала.

 

 

 

3.2. Проект внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции

При внедрении ИСО 22000:2005 рекомендуются следующие этапы:

Этап 1. Планирование работ.

Цель – определение ресурсов, необходимых для проведения работ.

Ожидаемый результат – создание команды и графика работ.

Проводимые мероприятия:

- сбор и анализ фактических данных о состоянии системы пищевой безопасности;

- совещание у генерального руководителя компании;

- формирование команды СМБПП у заказчика с обязательным назначением руководителя команды (координатора СМБПП) и распределением обязанностей между членами группы и утверждением состава команды руководством;

- составление графика работ.

Этап 2. Проектирование системы менеджмента пищевой безопасности.

Цель – создание комплекта документации по СМБПП.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»