Менеджмент качества фирмы «Тойота»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Уникальность японских методик организации труда заключается не в том, что соответствующие новации были изобретены и применены в массовом масштабе, а в том, что они оказались не обремененными высокими трансакционными издержками, не слишком затратными, т. е. жизнеспособными в конкретных институциональных условиях в длительной перспективе
Существующие проблемы качества на российских предприятиях обусловливают необходимость анализа японского опыта с целью изучения возможностей применения его на российских предприятиях.
Целью данной курсовой работы является анализ японского опыта управления качеством на примере японских корпораций.

Оглавление

Введение 4
1. Менеджмент качества фирмы «Тойота» 4
1.1 История Toyota. "Несчастливый" счастливец 5
1.1.1 Рецепт - американский, модель – европейская 5
1.1.2 Сделано в Японии 6
1.1.3 Империя Кииширо Тойоды 7
1.2 Развитие и стратегия маркетинга в Японии 8
1.3 Система управления производством 12
1.3.1 Основные принципы и структура системы.......................................................13
1.3.2 Производство по принципу «точно вовремя» 14
1.3.3 Система «канбан» 15
1.4 Идеальная организация производства 16
1.4.1 Выравнивание производства 16
1.4.2 Проблемы организации переналадки оборудования 19
1.4.3 Проектирование и организация технологических процессов 19
1.4.4 Нормирование работ 20
1.4.5 Автоматический контроль качества продукции на рабочем месте 21
1.4.6 Активизация человеческого фактора 22
1.5 Toyota в мире 23
1.5.1 Toyota в Европе 24
1.5.2 Деятельность компании в России 24
2. Применимость теории менеджмента качества фирмы «Тойота» в практике российских компаний 26
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсач ОУК.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного  
университета технологии и дизайна

 

Факультет Полиграфических технологий и оборудования

 

Специальность 261202

Форма обучения заочная

 

Кафедра

Технологии полиграфического

производства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине “Основы управления качеством печатной продукции”

 

 

Тема работы (проекта): Менеджмент качества фирмы «Тойота»

 

Студент    _______                                                                 

                 (подпись)                                                                                 (Ф.И.О.)

 

гр. ТЗ-5  

 

Руководитель

 

Ассистент кафедры  ТПП, к.т.н.                                                      

(должность, уч., зв., степень) (подпись)                                           (Ф.И.О.)


 

Дата защиты работы __________

 

Оценка          ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

Введение 4

1. Менеджмент  качества фирмы «Тойота» 4

   1.1 История Toyota. "Несчастливый" счастливец 5

          1.1.1 Рецепт - американский, модель – европейская 5

          1.1.2 Сделано в Японии 6

          1.1.3 Империя Кииширо Тойоды 7

    1.2 Развитие и стратегия маркетинга в Японии 8

    1.3 Система управления производством  12

          1.3.1 Основные принципы и структура системы.......................................................13

          1.3.2 Производство по принципу «точно вовремя» 14

          1.3.3 Система «канбан» 15

    1.4 Идеальная организация производства 16

          1.4.1 Выравнивание производства 16

          1.4.2 Проблемы организации переналадки оборудования 19

          1.4.3 Проектирование и организация технологических процессов 19

          1.4.4 Нормирование работ 20

          1.4.5 Автоматический контроль качества продукции на рабочем месте 21

          1.4.6 Активизация человеческого фактора 22

     1.5 Toyota в мире 23

          1.5.1 Toyota в Европе 24

          1.5.2 Деятельность компании в России 24

2. Применимость теории менеджмента качества фирмы «Тойота» в практике российских компаний 26

Заключение 27

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Компанию Toyota в Японии считают очень  консервативной. Японцы утверждают, что Toyota «очень консервативна даже по японским меркам». Консервативна в политике, дизайне, в финансовом отношении, в своих подходах и т.п. Разумеется, в основном речь идет о дао Toyota: культуре, которая неизменно обеспечивала ее успех.

И все же для Toyota чрезвычайно важна  инновация — никогда не останавливаться на достигнутом и всегда опережать ход событий на рынке. Речь идет об инновации на всех уровнях — от незначительных усовершенствований рабочего места в цехе до фундаментальных изменений, ведущих к перевороту в технологии производства и конструировании автомобилей.

Однако, верно и то, что по большей части в автомобильных центрах Toyota занимаются рутинной модернизацией продуктов, вводя незначительные изменения от модели к модели. Привлекательность подхода Toyota в том, что он позволяет компании время от времени отходить от этого «консервативного» шаблона и создавать новые автомобили с качественно иным подходом к разработке. Это характерно для Toyota..

Самые яркие примеры мышления Toyota в действии — это разработка Lexus и Prius. Их создание стало настоящим  переворотом в истории компании и во многом изменило Toyota как компанию. История создания этих автомобилей показывает, как принципы подхода Toyota воплощаются в жизнь [1].

Успех японской системы корпоративного управления, сложившейся в 1950-е годы, был обусловлен не только тем, что Япония заимствовала ценный организационный опыт развитых стран (это делали и продолжают делать многие государства, включая и Россию), но главным образом благодаря тому, что был обеспечен максимально эффективный синтез этих новшеств с устоявшейся системой собственных институтов, складывавшихся столетиями.

Уникальность японских методик  организации труда заключается  не в том, что соответствующие  новации были изобретены и применены  в массовом масштабе, а в том, что  они оказались не обремененными высокими трансакционными издержками, не слишком затратными, т. е. жизнеспособными в конкретных институциональных условиях в длительной перспективе

Существующие проблемы качества на российских предприятиях обусловливают  необходимость анализа японского опыта с целью изучения возможностей применения его на российских предприятиях.

Целью данной курсовой работы является анализ японского опыта управления качеством на примере японских корпораций.

1 Менеджмент качества фирмы «Тойота»

 

В этом разделе будут рассмотрены история фирмы «Toyota», особенности развития и стратегии маркетинга в Японии, особенности организации производства.

 

1.1 История «Тойота». "Несчастливый" счастливец

 

Одним из достоинств хорошего автомобиля является способность увековечить имя своего создателя: в Америке - Генри Форд, в Японии - Кииширо Тойода. Еще в 20-х годах нашего столетия собственной автомобильной промышленности Страна Восходящего Солнца не имела, хотя General Motors, Ford и Chrysler строили на ее территории свои сборочные заводы. Однако такой расклад нисколько не обескуражил предприимчивого Кииширо Тойоду, задумавшего начать собственный автомобильный бизнес. Отец оставил ему в наследство текстильную компанию Toyoda Automatic Loom Works Ltd. Дело приносило неплохой доход, и в 1933 году с капиталом в 100 000 фунтов стерлингов, вырученных от продажи английским промышленникам патентов на прядильные машины, Кииширо открыл новое отделение в своей компании. Оно должно было заниматься производством легковых и грузовых автомобилей.

Отсутствие собственного конструкторского и технологического опыта в этой области заставило прибегнуть к заимствованию. Неудивительно, что экспериментальная модель первого японского автомобиля А, изготовленная спустя два года всего в трех экземплярах, практически копировала один из самых авангардных и в то же время весьма неудачных американских автомобилей- Chrysler Airflow.

Фабрика в городке Коромо, где  разместилось основное производство, быстро разрасталась. Вместе с ней рос и город, который со временем стали называть Тойота-сити. Вскоре с конвейера сошел первый серийный автомобиль (модель АА), имевший шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель мощностью 62 л.с. За месяц было изготовлено всего 150 машин, но вера Кииширо в светлое будущее японского автомобилестроения была столь велика, что он без колебаний пожертвовал все собственные сбережения - 45 000 000 йен - на строительство нового завода Toyota Motor Co в Хонше, вступившего в строй в 1938 году.

Ответ на резонный вопрос, почему "тойода" превратилась в "тойоту", следует искать в особенностях японского языка. Чтобы написать иероглифами слово Toyoda, приходилось делать такое количество движений кисточкой, которое считалось "несчастливым". По этому поводу в руководстве фирмы шли споры, пока, наконец, не было принято название Toyota, производящее более благоприятное впечатление на покупателей. Так обладатель "несчастливой" фамилии стал основателем одной из самых процветающих в мире и здравствующей по сей день промышленной империи.

 

1.1.1 Рецепт - американский, модель - европейская

 

Из-за нехватки в Японии руд и  других полезных ископаемых, необходимых для производства автомобилей, компании пришлось создавать новые материалы и разрабатывать соответствующие технологии. Значительные средства выделялись на развитие электротехники, строительство научно-исследовательского центра. В 1941-1942 годах Кииширо создал дочерние компании: сталелитейную, металлообрабатывающих станков и автомобильных комплектующих. В это же время на свет появилась новая модель ВА. Она не была подражанием американцам: на этот раз конструкторы "позаимствовали" дизайн-идею у европейцев. Очередное творение сильно напоминало модель PV-60, выпускавшуюся фирмой Volvo.

Во время Второй Мировой войны Toyota выпускала исключительно военные грузовики с деревянными сиденьями, тормозами только на задних колесах и одной передней фарой. В послевоенный период американские оккупационные власти разрешили продолжать выпуск грузовиков. А вот возобновить производство легковых машин удалось намного позже, и лишь в 1947 году появился прототип S первой послевоенной серии. Это были малолитражки с хребтовой рамой и подвеской на витых пружинах, что для японского автомобилестроения того периода являлось необычным [2].

Недостаток средств поставил компанию на грань банкротства. Стремясь сохранить производство, руководство фирмы пыталось лавировать, задерживая выдачу зарплаты. Но это лишь вызвало серию длительных забастовок, еще более усугубивших ситуацию. Пришлось радикально менять финансовую политику, что привело к появлению Toyota Motor Sales Co. Длительные переговоры с профсоюзами помогли выработать соглашение, устраивавшее обе стороны, хотя около 2000 рабочих мест все же пришлось сократить. В начале 50-х компании удалась привлечь значительные инвестиции - Toyota вновь вставала на ноги.

Была введена "система предложений", которая поощряла сотрудников фирмы, вносивших конструктивные идеи по совершенствованию производственного цикла и технологий.

 

 

1.1.2 Сделано в Японии

 

Создатель предприятия и несомненный пионер японского автомобилестроения Кииширо Тойода скончался в 1952 году, когда начинался расцвет созданного им детища. К тому времени, накопив опыт, в отличие от других японских автомобильных фирм, Toyota не покупала лицензий у западных компаний, а активно разрабатывала собственные оригинальные конструкции. Исследования требовали больших ассигнований, но положительно влияли на имидж, а главное - обеспечили технологический прорыв в будущее. Гамма выпускаемых машин расширялась: внедорожник BJ, позднее переименованный в Land Cruiser, роскошная Toyopet Crown. B 1957 году с конвейера сошла Toyota Corona, ставшая первым японским автомобилем, экспортируемым в США. На него компания возлагала большие надежды. Специально учрежденная Toyota Motor Sales USA Inc. должна была обеспечить проникновение на американский рынок. Но японские малолитражки не годились для скоростных американских дорог и поездок на большие расстояния. Toyota извлекла урок, срочно начав шестилетнюю программу реконструкции. Ее итогом стало появление новых моделей, успешно конкурирующих с американскими.

В шестидесятых годах экономическая  ситуация в Японии продолжала улучшаться. Заметно возрос объем продаж автомобилей на внутреннем рынке. Самой популярной малолитражкой здесь стала Toyota Publica (1961 г.), а "самым желанным японским легковым автомобилем" - Toyota Corolla (1966 г.).

В 1963 году Toyota выпустила 129 000 автомобилей . К концу десятилетия 46% японского экспорта машин приходилось на ее долю, 54,4% японских машин, продававшихся в Америке, носили марку Toyota.

В 1967 году Toyota получила контроль над фирмами Hino и Daihatsu. В семидесятых годах открылись новые заводы в Майоши, Шимойаме, Тсутсуми, Кинюуре и Тахаре. К 1978 году с конвейеров фирмы сходило более 2 млн. легковых автомобилей, в том числе - первый японский автомобиль с передним приводом Toyota Tercel. Причем модели постоянно совершенствовались: агрегаты, первоначально разрабатывавшиеся только для самых дорогих машин, постепенно перекочевывали и на более дешевые. "Круиз-контроль", сначала установленный на престижной Toyota Century, немного спустя перешел на массовые серии. Электронная система контроля впрыска топлива, применявшаяся на дорогостоящей Mark-II, вскоре уже использовалась на всех "тойотах" с бензиновым двигателем. Электронная система противоскольжения, впервые установленная на Toyota Crown, позднее появилась на других моделях.

В 70-х годах серьезным испытанием для фирмы стал энергетический кризис. Несмотря на финансовые трудности, Toyota продолжала гибкую политику поощрения своих торговых агентов, всячески укрепляла "политику товарищества" внутри компании, прибегала к жесткой сырьевой экономии. Буквально из отходов производства удалось собрать материальные резервы, достаточные для выпуска новых моделей Sprinter, Carina и Celica.

Значительные средства пришлось выделить на создание более эффективной выхлопной системы, т.к. еще в 1970 году конгресс США принял законодательный акт, нацеленный на борьбу с загрязнением воздуха выхлопными газами, а в середине 70-х аналогичные законы приняла и Япония.

 

1.1.3 Империя Кииширо Тойоды

 

Выпуском в начале 80-х трехмиллионного  автомобиля Toyota Motor подтвердила свой статус крупнейшего автомобилестроительного концерна Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1984 году товарооборот фирмы составляет 5,5 млн. йен, а экспорт превышает миллион автомобилей. Особой популярностью за границей пользовалась Toyota Corolla. С 1966 по 1984 г. на экспорт пошло свыше 5,5 млн. этих машин. Под эгидой компании Toyota работает три специализированных исследовательских центра. Toyota Central Research and Development занимается исследованием процессов смазки и сгорания топлива, а также технологическим анализом и разработкой новых материалов. Technical Center специализируется на "технологиях будущего", а Head Office Technical Center внедряет новые разработки и конструкции в серийное производство автомобилей.

Информация о работе Менеджмент качества фирмы «Тойота»