Контроль качества работы аудиторской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

Файлы: 1 файл

Контроль качества работы аудиторской фирмы.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

1. Понятие качества  аудиторской работы

 

     В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует  ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация  по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

     Международный стандарт 50 Международной электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, юридических лиц, общества в целом). Исходя из определения аудита следует, что аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации.

     Потребность в информации - это свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информацию соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязях ных компонента:

     - потребителя информации (круг лиц,  заинтересованных в результатах  аудита, оформленных заключением); - информационный массив (информация  о финансово-хозяйственной деятельности  аудируемого лица, сконцентрированным  выражением которой является бухгалтерская отчетность);

     - информационную систему (информационный  массив, каналы связи между потребителями  и совокупность технических средств,  преобразующих и поставляющих  информацию).

     Состав  потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных. В таблице №1 представлена классификация пользователей информации, заключающейся в выраженном аудитором мнении о достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.

     Ввиду отсутствия у некоторых категорий пользователей прямого доступа к информационному массиву, существует необходимость в посреднике, который мог бы предоставить им в доступном виде требуемую информацию. Роль этого информационного канала выполняет аудит. Таким образом, можно сформулировать понятие потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствуюших решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

     - полнота (достаточность) - количество  информации в заключении должно  быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

     - точность - выводы аудитора должны  объективно отражать реальную  степень соответствия финансовой  отчетности фактическому наличию  имущества, обязательств и финансовых результатов;

     - полезность - аудиторское заключение  касается лишь существенных аспектов  финансово-хозяйственной деятельности  аудируемого лица, не затрагивая  бесполезных для потребителей  данных;

     - доступность - мнение аудитора  представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

     - однозначность - результаты аудита  излагаются в виде, не допускающем  различных толкований;

     - оперативность - заключение должно  быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям;

     - предназначение (адресность) - части  аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам)).

     Очевидно, что перечисленных в таблице  №1 пользователей интересует достоверность  данных различных статей финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением изложенных выше принципов, максимально соответствующая действительному положению дел, может соответствовать потребностям всех категорий пользователей.

     Если  исходить из существующего международного понимания качества услуги и определения аудита, приведенного в МСА, то следует, что потребители будут настолько удовлетворены результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности соответствует объективной реальности.

     Итак, качество аудита можно определить как  обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной  информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

     Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит  финансовой отчетности, т.е. Международные  стандарты аудита.  

     Таблица 1. Пользователи информации, содержащейся

     в аудиторском заключении

Категории пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении Перечень заинтересованных пользователей Примерные области  принятия решений
Внутренние  пользователи Учредители

Участники

Собственники

Исполнительный  орган Управленческий персонал Внутренние аудиторы

Другие работники

Управление  активами и капиталом; реорганизация, реструктуризация, ликвидация, смена  исполнительного органа и др.

Совершенствование системы внутреннего контроля, введение бухгалтерского учета и составления отчетности; исправление недостатков, отмеченных аудиторами

Продолжение или  прекращение трудовых отношений  с аудируемым лицом

Внешние пользователи Поставщики  и подрядчики Покупатели и заказчики

Кредитные организации

Прочие кредиторы (заимодавцы, вкладчики, держатели ценных бумаг)

Продолжение или  прекращение договорных отношений  с аудируемым лицом

Пересмотр условий  договоров на расчетно-кассовое обслуживание; выдача кредитов, возмещение ранее  выданных кредитов и процентов за пользование ими

Выдача и возврат  займов, приобретение и погашение  ценных бумаг, прочее кредитование или  погашение ранее образовавшейся задолженности

Спонсоры Выделение или  прекращение финансовой помощи, фантов и т.п.
Инвесторы Выделение или сокращение инвестиций
Аудиторские фирмы

(аудиторы)

Выбор данного  экономического субъекта в качестве возможного клиента; определение объема аудита; приоритетных направлений проверки
  Актуарии и  биржевые специалисты Оценка, покупка  и продажа ценных бумаг аудируемого лица
Органы  статистики Полнота и достоверность  принимаемой отчетности
Профессиональные  союзы Защита интересов  работников аудируемого лица
Средства  массовой информации Публикация  финансовой отчетности размещение рекламы  и освещение отдельных сторон деятельности аудируемого лица
Государственные органы Выдача и  аннулирование лицензий, разрешений, предоставление льгот, дополнительная проверка аудируемого лица, судебные разбирательства и др.
 

     Организация работы по обеспечению качества аудиторских услуг со стороны Международной федерации бухгалтеров

     В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение  о международной бухгалтерской  практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию  контроля организаций - членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм. Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности. Эти программы должны:

     - обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности;

     - предусматривать систему непрерывной  профессиональной подготовки, нацеленную  на изучение методов и процедур  контроля качества;

     - помогать в осуществлении программы проверки качества профессиональной деятельности.

     Программа МФБ предусматривает создание объединения  фирм, участвующих в оказании аудиторских  услуг в международном масштабе. Это мероприятие было проведено  в конце 2000 г. Крупнейшие аудиторские фирмы мира учредили Форум фирм МФБ, о котором уже шла речь выше. Фирмы - члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе:

     - обеспечивать соответствие уровня  услуг всеобщему стандарту качества  Форума фирм;

     - подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих (под ними подразумеваются фирмы - члены Форума).

     Независимый Совет по общественному надзору  должен следить за соблюдением МФБ  и Форумом фирм интересов общества.

     Политика  и процедуры контроля качества аудита

     Политика  и процедуры контроля качества согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской  работы» должны реализовываться  на уровне аудиторской фирмы в  целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

     • размера фирмы;

     • ее расположения;

     • организационной структуры;

     • соотношения затрат и результатов  и других факторов.

     Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее:

     1. Профессиональные требования - определены  «Кодексом этики профессиональных  бухгалтеров»: независимость, честность,  объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения.

     2. Навыки и компетентность - сотрудники  должны владеть техническими  стандартами и соблюдать их, а  также выполнять обязанности  с надлежащей добросовестностью. 

     3. Поручение заданий - работа должна  быть поручена сотрудникам соответствующей  квалификации.

     4. Делегирование полномочий - осуществление  надзора и проверки работы  на всех уровнях, чтобы обеспечить  уверенность в соответствии выполненной  работы стандартам качества.

     5. Консультирование - проведение консультаций  с компетентными специалистами. 

     6. Принятие и сохранение клиентов - оценка потенциальных и анализ  существующих клиентов с целью  соблюдения принципа независимости  и определения честности руководства  клиента. 

     7. Мониторинг - определение эффективности  политики и процедур контроля  качества.

     Для обеспечения соблюдения профессиональных требований руководитель аудиторской  фирмы должен:

     - назначить персонал, ответственный  за разрешение этических вопросов;

     - довести до сведения всех сотрудников  фирмы политику и процедуры,  применяемые в отношении профессиональных этических принципов;

     - своевременно оповестить сотрудников  о клиентах, по отношению к  которым применяется политика  независимости;

     - следить за соблюдением персоналом  этических принципов. 

     В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы следующие:

     - разработать и проводить программу  по привлечению квалифицированного  персонала;

     - установить требования к квалификации  принимаемых на работу сотрудников  и квалификационные должностные  характеристики для персонала  всех уровней;

Информация о работе Контроль качества работы аудиторской фирмы