Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Системный подход - это подход к исследованию (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.контрольная.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

1. Сущность системного управления качеством. 

Системный подход - это подход к исследованию (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта. 

По мере обострения проблемы обеспечения качества продукции разрабатывались и  совершенствовались методы ее решения, развитие которых привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. Главным достижением в области повышения качества является комплексный, системный подход к управлению качеством и на его основе - создание систем управления качеством на разных уровнях управления. Сущность системного подхода заключается в последовательном и взаимосвязанном осуществлении комплекса технических, организационных, экономических, идеологических мероприятий, воздействующих на качество на всех стадиях жизненного цикла изделий. 

Необходимость системного подхода к управлению качеством продукции вытекает из многообразия и взаимосвязанности внешних и внутренних факторов и условий, влияющих на качество, из непрерывности его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участия в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления. Комплексное управление качеством является современной формой менеджмента - системы управления предприятием в условиях рынка, ориентированной на достижение коммерческого успеха посредством производства продукции требуемого уровня качества. 

Система качества должна удовлетворять следующим  требованиям: 
 

- должны  удовлетворяться требования потребителя,  предъявляемые к продукции или  услуге;

- проблемы (дефекты) должны предупреждаться, а не выявляться после возникновения;

- если  дефект или несоответствие требованиям  допущены, система должна обеспечить  их обнаружение;

- система  должна гарантировать недопущение  поступления в дальнейшее производство  или потребителю обнаруженной дефектной или несоответствующей продукции;

- система  должна обеспечивать постоянное  и повсеместное совершенствование  продукции, элементов производства  и системы качества. 

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения  качества относятся работы или процедуры, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Эти работы или процедуры оформляются в виде инструкций или стандартов предприятия. 

Управление  качеством включает методы и деятельность оперативного характера, корректирующие и предупредительные меры, необходимые для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции предъявляемым к ней требованиям. 

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение  технического уровня продукции, качества её изготовления и совершенствование элементов производства и системы качества. 

В соответствии с этапами жизненного цикла продукции  деятельность по обеспечению, управлению и улучшению качества включает следующие  действия, составляющие содержание процесса функционирования системы качества: 
 

- оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;

- долгосрочное прогнозирование;

- планирование уровня качества;

- разработка стандартов;

- проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологий;

- контроль качества исходного сырья и покупных материалов (входной контроль);

- пооперационный контроль в процессе производства (включая контроль продукции, оборудования, технологических процессов, контрольно - измерительной и испытательной аппаратуры);

- приёмочный контроль готовой продукции;

- контроль погрузочно - разгрузочных работ, складирования, послепроизводственных операций (упаковка, поставка, монтаж, послепродажное обслуживание);

- контроль качества изделия в условиях эксплуатации;

- анализ отзывов и рекламаций покупателей. 

2. Международные стандарты  по управлению  качеством. 

Глобализация  экономики и развитие международных  торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. 

Качество  стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров  и услуг. Качество в технологиях  и бизнес-процессах, связанных с  производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.  

Стандарты ISO 9000 разработаны Международной  организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.  

Требования  стандартов относятся к:

Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.

Наличию системы отслеживания и получения  подтверждения того, что процессы управления качеством применяются  корректно на всем предприятии.

Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны.  

Для получения  сертификата необходимо создать  на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд  условий, в том числе, пройти аудиторскую  проверку организации, которая будет  выдавать сертификат. После получения  сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.  

Согласно  практике международной и национальной стандартизации стандарты ISO 9000 вводятся в практику национальной стандартизации методом "смены обложки", то есть международный стандарт переводится и получает новое наименование в национальной системе стандартизации. В России эти стандарты введены как серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 - 96. 

Основополагающим  стандартом серии стандартов качества является документ ISO 9000 "Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие "степень подтверждения", определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ISO 9004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством можно сократить затраты и одновременно, за счет применения уже апробированного опыта, повысить экономический эффект от проектируемой системы.  

Три модели обеспечения качества, входящие в  состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.  

Первая  модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях  разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.  

Вторая  модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.  

Третья  модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой  продукции". Эта модель устанавливает  возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и  испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов.  

Получение сертификата ISO 9000: "Как получить?", "А надо ли получать?"

или

Что дает сертификация 

Процедура получения сертификата ISO 9000 является трудоемкой, дорогостоящей и длительной. Поэтому, прежде чем начинать процесс подготовки к получению сертификата, целесообразно понять, насколько он необходим предприятию. Несмотря на то, что применение стандартов ISO 9000 становится все более распространенным, оно является добровольным, то есть, не существует ни национальных, ни международных юридических требований по их обязательному применению. Однако, в ряде случаев, по мнению одного зарубежного эксперта, "отсутствие сертификата означает, что вы вне игры". Что же это за игра? Кому и в каких случаях необходим сертификат ISO 9000?  

Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:

- работающим  на международных рынках или  с международными поставщиками, которые требуют наличия такого  сертификата;

- работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным;

- совершенствующим  свои системы управления качеством,  например, внедряющим cистему тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM) .  
 

В некоторых  странах предприятия должны иметь  сертификат ISO 9000 для того, чтобы  предлагать свою продукцию не только правительственным организациям, но и потребителям определенных сегментов. 

3. Специальные принципы  управления качеством. 

В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Изложим наиболее близкий  авторам взгляд на содержание принципов  всеобщего управления качеством. 

 Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. 

В основе этого принципа - анализ рынка и  потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим  производство. Выпуская продукт, уже  не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания. 

 Принцип  2. Лидерство. 

Лидерство - ключевой принцип системы менеджмента  качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК - это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее только можно взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данным ему полномочиями. 

 Принцип  3. Вовлечение персонала. 

Вовлечение  персонала на практике означает систематическую  возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду. Следствие такого подхода - принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры. 

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"