Контроль качества аудиторской работы МСА №220

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

Файлы: 1 файл

Контроль качества аудиторской работы МСА.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Контроль качества аудиторской  работы МСА № 220

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

 

Экономический факультет

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ  АУДИТА

 

 

На тему: Контроль качества аудиторской работы МСА №220

 

 

Выполнила: _____________________

 

_______________________________

 

Проверила: ______________________

 

Дата ___________________

 

Оценка _________________

 

Подпись _________________

 

 

Воронеж 2006

 

Контроль качества аудиторской работы (МСА № 220)

 

 

1. Понятие качества аудиторской  работы

 

 

В глоссарии МСА определение  качества аудита отсутствует, поэтому  следует ознакомиться с другими  официальными и научными документами  для уяснения этого понятия. Международная  организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

 

Международный стандарт 50 Международной  электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, юридических лиц, общества в целом). Исходя из определения аудита следует, что аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации.

 

Потребность в информации - это свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информацию соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязях ных компонента:

 

- потребителя информации (круг  лиц, заинтересованных в результатах  аудита, оформленных заключением); - информационный массив (информация  о финансово-хозяйственной деятельности  аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность);

 

- информационную систему (информационный  массив, каналы связи между потребителями  и совокупность технических средств,  преобразующих и поставляющих  информацию).

 

Состав потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных. В таблице №1 представлена классификация пользователей информации, заключающейся в выраженном аудитором мнении о достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.

 

Ввиду отсутствия у некоторых категорий  пользователей прямого доступа  к информационному массиву, существует необходимость в посреднике, который  мог бы предоставить им в доступном  виде требуемую информацию. Роль этого информационного канала выполняет аудит. Таким образом, можно сформулировать понятие потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствуюших решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

 

- полнота (достаточность) - количество  информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

 

- точность - выводы аудитора должны  объективно отражать реальную  степень соответствия финансовой  отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;

 

- полезность - аудиторское заключение  касается лишь существенных аспектов  финансово-хозяйственной деятельности  аудируемого лица, не затрагивая  бесполезных для потребителей  данных;

 

- доступность - мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

 

- однозначность - результаты аудита  излагаются в виде, не допускающем  различных толкований;

 

- оперативность - заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям;

 

- предназначение (адресность) - части  аудиторского заключения адресуются  конкретным группам пользователей  информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам)).

 

Очевидно, что перечисленных в  таблице №1 пользователей интересует достоверность данных различных статей финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением изложенных выше принципов, максимально соответствующая действительному положению дел, может соответствовать потребностям всех категорий пользователей.

 

Если исходить из существующего  международного понимания качества услуги и определения аудита, приведенного в МСА, то следует, что потребители  будут настолько удовлетворены  результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности соответствует объективной реальности.

 

Итак, качество аудита можно определить как обобщенный эффект аудиторской  проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

 

Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит  финансовой отчетности, т.е. Международные стандарты аудита.

 

 

Таблица 1. Пользователи информации, содержащейся

 

в аудиторском заключенииКатегории  пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении Перечень заинтересованных пользователей Примерные области принятия решений

Внутренние пользователи 

Учредители

 

Участники

 

Собственники

 

Исполнительный орган Управленческий персонал Внутренние аудиторы

 

Другие работники 

Управление активами и капиталом; реорганизация, реструктуризация, ликвидация, смена исполнительного органа и др.

 

Совершенствование системы внутреннего  контроля, введение бухгалтерского учета  и составления отчетности; исправление  недостатков, отмеченных аудиторами

 

Продолжение или прекращение трудовых отношений с аудируемым лицом

Внешние пользователи 

Поставщики и подрядчики Покупатели и заказчики

 

Кредитные организации

 

Прочие кредиторы (заимодавцы, вкладчики, держатели ценных бумаг)  

Продолжение или прекращение договорных отношений с аудируемым лицом

 

Пересмотр условий договоров на расчетно-кассовое обслуживание; выдача кредитов, возмещение ранее выданных кредитов и процентов за пользование ими

 

Выдача и возврат займов, приобретение и погашение ценных бумаг, прочее кредитование или погашение ранее  образовавшейся задолженности

 

Спонсоры Выделение или прекращение финансовой помощи, фантов и т.п.

 

Инвесторы Выделение или сокращение инвестиций

 

 

Аудиторские фирмы

 

(аудиторы)  Выбор данного экономического субъекта в качестве возможного клиента; определение объема аудита; приоритетных направлений проверки

 

Актуарии и биржевые специалисты Оценка, покупка и продажа ценных бумаг аудируемого лица

 

Органы статистики Полнота и достоверность принимаемой отчетности

 

Профессиональные союзы Защита интересов работников аудируемого лица

 

Средства массовой информации Публикация финансовой отчетности размещение рекламы и освещение отдельных сторон деятельности аудируемого лица

 

Государственные органы Выдача и аннулирование лицензий, разрешений, предоставление льгот, дополнительная проверка аудируемого лица, судебные разбирательства и др.

 

 

 

Организация работы по обеспечению качества аудиторских  услуг со стороны Международной  федерации бухгалтеров

 

В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение  о международной бухгалтерской  практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций - членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм. Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности. Эти программы должны:

 

- обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности;

 

- предусматривать систему непрерывной  профессиональной подготовки, нацеленную  на изучение методов и процедур  контроля качества;

 

- помогать в осуществлении программы  проверки качества профессиональной деятельности.

 

Программа МФБ предусматривает  создание объединения фирм, участвующих  в оказании аудиторских услуг  в международном масштабе. Это  мероприятие было проведено в  конце 2000 г. Крупнейшие аудиторские  фирмы мира учредили Форум фирм МФБ, о котором уже шла речь выше. Фирмы - члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе:

 

- обеспечивать соответствие уровня  услуг всеобщему стандарту качества  Форума фирм;

 

- подвергать обязательному контролю  качество своей работы с помощью  внешних проверяющих (под ними подразумеваются фирмы - члены Форума).

 

Независимый Совет по общественному  надзору должен следить за соблюдением  МФБ и Форумом фирм интересов  общества.

 

Политика и процедуры контроля качества аудита

 

Политика и процедуры контроля качества согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

 

• размера фирмы;

 

• ее расположения;

 

• организационной структуры;

 

• соотношения затрат и результатов  и других факторов.

 

Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно включают следующее:

 

1. Профессиональные требования - определены  «Кодексом этики профессиональных  бухгалтеров»: независимость, честность,  объективность, конфиденциальность, нормы профессионального поведения. 

 

2. Навыки и компетентность - сотрудники  должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.

 

3. Поручение заданий - работа  должна быть поручена сотрудникам  соответствующей квалификации.

 

4. Делегирование полномочий - осуществление  надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в соответствии выполненной работы стандартам качества.

 

5. Консультирование - проведение консультаций  с компетентными специалистами. 

 

6. Принятие и сохранение клиентов - оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.

 

7. Мониторинг - определение эффективности  политики и процедур контроля  качества.

 

Для обеспечения соблюдения профессиональных требований руководитель аудиторской фирмы должен:

 

- назначить персонал, ответственный  за разрешение этических вопросов;

 

- довести до сведения всех  сотрудников фирмы политику и  процедуры, применяемые в отношении  профессиональных этических принципов;

 

- своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости;

 

- следить за соблюдением персоналом  этических принципов. 

 

В отношении навыков и компетентности задачи руководства аудиторской  фирмы следующие:

 

- разработать и проводить программу по привлечению квалифицированного персонала;

 

- установить требования к квалификации  принимаемых на работу сотрудников  и квалификационные должностные  характеристики для персонала  всех уровней;

 

- проводить работу с вновь  принятым персоналом по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников;

 

- разработать требования к непрерывности  профессионального образования  и довести их до сведения  персонала;

 

- информировать работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы;

 

- обеспечивать потребность фирмы  в сотрудниках, обладающих специальными  знаниями;

Информация о работе Контроль качества аудиторской работы МСА №220