Менеджмент качества прдукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Понятие менеджмента качества продукции. Этапы процесса менеджмента качества. Система менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль и улучшение качества продукции. Модель «Петля качества». Направления работ в области менеджмента качества. Конкурентоспособность продукции. Факторы и показатели конкурентоспособности продукции. Управление конкурентоспособностью продукции

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ 17

 

1.Понятие менеджмента  качества продукции. Этапы процесса  менеджмента качества. Система менеджмента  качества: планирование, обеспечение,  контроль и улучшение качества  продукции. Модель «Петля качества». Направления работ в области менеджмента качества. Конкурентоспособность продукции. Факторы и показатели конкурентоспособности продукции. Управление конкурентоспособностью продукции

 

Понятие менеджмента  качества продукции.

 

Предметом изучения настоящей дисциплины является управление как процесс подчинения обстоятельств менеджеру, направленный на изменение качества продукта. Но без понимания такой категории как «качество» невозможно дальнейшее исследование вопроса.

Философский взгляд на категорию «качество» выделяет два основных положения, характеризующих его сущность. Во-первых, качество понимается как объективная определенность какого-либо объекта, его видовое отличие. Например, стул и кресло – два вида предметов, качественно отличающихся друг от друга. Во-вторых, качество есть совокупность свойств данного конкретного объекта, благодаря которым он отличается от других объектов или схож с ними. Тот же стул отличается от кресла отсутствием подлокотников, но схож с ним наличием других свойств.

Кроме того, качество имеет трактовку с субъективной стороны, согласно которой мы определяем, насколько «хороша» вещь. Существует достаточно утилитарный подход, в котором качество рассматривается как пригодность для использования – насколько вещь соответствует своему назначению.

Выделяют различные  типы качества в зависимости от классификационных признаков. Например, можно выделить типы качества по природе носителей.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

В зависимости  от подхода к исследованию выделяют функциональное и системное качество. Основой функционального типа является принцип назначения. Системный тип качества значим для рассмотрения явлений природного, социального, духовного характера.

В менеджменте  наибольшее значение приобретает качество продукции и определяется оно, прежде всего, как «решение потребителя». Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, именно с этих позиций кратко определяет качество как пригодность к использованию.

Немецкое общество качества считает, что качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Определение качества, основанное на взаимодействии потребителя с  товаром, становится общеупотребимым в настоящее время. В международных стандартах ISO 9000:1994 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

 

Этапы процесса менеджмента качества.

 

Менеджмент  качества в своем развитии прошел к настоящему времени 6 основных фаз. Каждая фаза соответствует технологиям качества, которые применяются на предприятиях.

Фундамент (0-я фаза)  . Фундаментом  обеспечения качества являются стандартизация, метрология и взаимозаменяемость компонентов  продуктов. Исторически этот фундамент  начал создаваться, начиная со второй половины XIX века, прежде всего, в военной промышленности. Главным "завоеванием" этой фазы стала  концепция стандартного качества  - создается "хороший" образец продукции (стандарт), который затем воспроизводится в серии с минимальными отклонениями.

 Фаза контроля  качества. Научным обобщением и обоснованием опыта, накопленного на этой стадии, стали работы американского ученого, инженера и менеджера Фредерика У. Тейлора. Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать так:

"Потребитель  должен получать только годные  изделия, т.е. изделия, соответствующие  стандартам. Основные усилия должны  быть направлены на то, чтобы  не годные изделия (брак) были  бы отсечены от потребителя".

Фаза управления процессами. Эта фаза начинается с 20х гг. ХХ века как попытка если не разрешить, то ослабить противоречие в форме, свойственной предыдущей фазе. Статистические методы управления процессами дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техпроцессе.

Фаза менеджмента  качества. Начало фазы постоянного повышения качества принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Эдвардса Деминга. Им была разработана программа, основной идеей которой было: "Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы".

 Фаза планирования  качества.  Эта фаза стала зарождаться в середине 60х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей и связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники и САПР в процесс разработки изделий.

 В рамках  фазы планирования качества удается  практически преодолевать противоречие  между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, и новая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия, например, требования потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были бы экологичными, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде. В настоящее время эта фаза только зарождается, и ее концепция еще окончательно не сформировалась.

 

Система менеджмента  качества: планирование, обеспечение, контроль и улучшение качества продукции.

 

Менеджмент  качества – это сквозной аспект управления компанией, осуществляемый с первого до последнего этапа руководства деятельностью.

В системе менеджмента  качества управление качеством будем  идентифицировать с системой контроля качества. Менеджмент качества включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности,  а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества. Структура менеджмента качества может быть представлена в следующем виде.



 

 



 

 

 

Рис. Функциональная структура менеджмента качества

 

 

Политика в  области качества – это общие намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством.

Планирование  качества включает выявление требований к качеству продукции, а также определение путей их достижения. Для начала планирования необходимо получить информацию о политике предприятия, описание продукции, полученное от потребителя, стандарты и требования к качеству продукции или услуг, к реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться следующий  рабочий инструментарий:

  • анализ затрат и выгод;
  • установление желательного уровня показателей качества продукции или услуг;
  • диаграммы:
  • «причин-следствий», иллюстрирующих причинно-следственную связь различных причин с потенциальными проблемами.

блок-схемы, показывающие, как разные элементы системы взаимодействуют друг с другом.

  • эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества, который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.

Обеспечение качества направлено на создание уверенности, что требования качества будут выполнены. Оно предполагает регулярную проверку хода реализации процесса в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного  плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и  внеплановых проверок, инспекций  и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и определением статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества продукции. Представляются весьма важными  информационные методы в работе по обеспечению качества.

Контроль  качества есть отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту, в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству, и определение путей устранения причин несоответствий.

Контроль качества проводится по заранее разработанному плану контроля качества и проводится в соответствии с нормативной документацией с применением следующих методов и инструментов:

  • метода проверки;
  • контрольных карт (графическое изображение результатов процесса производства);
  • диаграмм Паретто (гистограммы появления различных причин несоответствия характеристик, упорядоченные по частоте);
  • статистических выборок, анализа динамических рядов и других статистических методов.

Контроль качества должен завершиться конкретными  решениями:

  • по улучшению качества;
  • принятию продукции;
  • идентификацией брака и реализацией действий по управлению несоответствующей продукцией;
  • переработкой продукции с целью дальнейшего представления для контроля;
  • исправлением процессов.

 

Модель «Петля качества».

 

Системное понимание  качества продукции заставляет обращаться к ряду его составляющих, образующих так называемую «петлю качества». Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товара или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается, начиная с исследования потребностей и возможностей рынка, то есть, с маркетинга, и заканчивая утилизацией отслужившей продукции и отходов.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Петля качества

Конкурентоспособность продукции.

 

В рыночной экономике  решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.     Так, предлагается следующее определение конкурентоспособности: «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».    Конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента.     Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.           Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.  Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.           Например, электрические приборы должны работать при напряжении, которое подается в сеть, и соответствовать требованиям пожаробезопасности и взрывобезопасности, а их конструкция определяется условиями проводимого процесса.          Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.        При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках. На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации (энергоемкость, требуемая периодичность смазывания или замены деталей).   На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.          На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

Информация о работе Менеджмент качества прдукции