Менеджмент качества прдукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

Понятие менеджмента качества продукции. Этапы процесса менеджмента качества. Система менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль и улучшение качества продукции. Модель «Петля качества». Направления работ в области менеджмента качества. Конкурентоспособность продукции. Факторы и показатели конкурентоспособности продукции. Управление конкурентоспособностью продукции

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Факторы и показатели конкурентоспособности продукции.

К факторам конкурентоспособности  товаров относятся:

- Фактор времени. Обеспечение конкурентоспособности товаров по фактору времени осуществляется исходя из посылки "сегодняшний рубль дороже завтрашнего".           - Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

- Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.             - Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.                                - Фактор метода получения информации. В процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как иначе в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности и исследуемые образцы не будут сопоставимы.             - Фактор условий эксплуатации товара. Сохранение качества зависит от правильной эксплуатации товара, соблюдения рекомендаций по уходу за товаром. Важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность срока эксплуатации. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства.                                               - Фактор ценообразования. Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.                                      - Рыночный фактор. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.                                            - Сбытовой фактор. Удачная конструкция и технология изготовления нового товара не обеспечивают его конкурентоспособности без эффективного сбыта. Сбытовой фактор характеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки.  - Сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания.                                       К факторам предпродажного обслуживания относятся:      -условия приобретения товара и форма его оплаты;       - демонстрация товара;                    - подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.            К факторам послепродажного обслуживания относятся:     - упаковка и доставка купленных товаров;       - подгонка изделий по фигуре;         - химическая чистка изделий и др.

 

К показателям конкурентоспособности относят:                  Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:

 

 

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по  i-му параметру; Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения  принимается образец, то в знаменателе  дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим  параметрам производится по формуле:

 

 

где Tm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai – весомость i-го параметра в общем наборе

технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

 

 

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты  потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

 

где Т – срок службы; i – год по порядку.

Смешанный метод  позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

 

 

где I – число параметров продукции, участвующих в оценке; j =1, …,

П – виды продукции; а – коэффициент важности( значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя: bi = +1 , если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); bi = -1 , если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции ( например, вес, габарит, цена и др.)

Учитывая, что  сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать  единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является:

 

 

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значимой мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурсы и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.

Показатели качества продукции  важны для определения всей совокупности свойств и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем большее количество покупателей подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность продукции.

 

Управление  конкурентоспособностью продукции

 

Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы , необходимые для управления качеством.

Политика в области  качества – это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.

Система качества -  это  «совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления  общего руководства качеством»1.

Модель обеспечения качества – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты к применению на территории РФ2.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые  можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения  качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом  случае она должна охватывать вес  стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально – техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) послепродажная деятельность; 12) утилизация после использования изделия.

По характеру  воздействия на этапы «петли качества»  в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества – вес планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества, а также  дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление  качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды как для организации, так и ее потребителей.

Структуру системы  качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства; методические документы общего характера; рабочие инструкции; справочники и др.

Система качества должна обеспечить: управление качеством  на всех участках «петли качества»; участие всех работников в управлении качеством; неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат; проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов; обязательность выявления дефектов и устранения их  в производстве. Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; подряд проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; порядок документального оформления всех процедур системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рассмотрите  постановку маркетинговой деятельности  в Вашей организации. Определите  основные направления маркетинга, реализуемые в Вашей организации.  Оцените эффективность маркетинговой  деятельности в Вашей организации.  Дайте свои предложения по её совершенствованию.

 

Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ОАО  «Элема» и подчиняется заместителю  директора по коммерческим вопросам. Отдел маркетинга был создан в 1993 году, при этом существовавший ранее  отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Уже один этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.

 В отделе маркетинга работают 8 человек.


Функции, выполнение которых  входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных  инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют четыре должностные инструкции:

Информация о работе Менеджмент качества прдукции