Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение вопросов правового регулирования дознания и практики работы правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития законодательства по вопросам дознания,
проанализировать современное правовое регулирование данной формы предварительного расследования,
изучить состояние работы практических органов по производству дознания,
на основе изучения законодательства и практики производства дознания разработать предложения по совершенствованию законодательства и работы практических органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе
1.2 Органы, порядок и сроки дознания
1.3 Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СТАДИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и значение предварительного расследования
2.2 Формы предварительного расследования
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
3.1 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
3.2 Правовой статус дознавателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Уг процесс.docx

— 99.43 Кб (Скачать)

УПК РФ к этим правилам относит формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; восстановление уголовных дел; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Таким образом, расследование преступлений – это  одна из важнейших функций, которую  государственные органы выполняют  на протяжении нескольких столетий. Между  тем в современный период реализация указанной функции органами предварительного расследования характеризуется  некоторой двойственностью. Так, если для органов предварительного следствия  расследование преступлений является первостепенной функцией, то для органов  дознания она таковой не является. Функции последних, как правило, определяются характером той административной деятельности, которую они осуществляют. Расследование преступлений для них – дополнительная обязанность, возлагаемая уголовно-процессуальным законодательством [29, с. 58]. 

2.2 Формы предварительного  расследования 

Согласно уголовно-процессуальному  законодательству Российской Федерации  предварительное расследование  осуществляется в двух формах: предварительного следствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).

Дознание –  форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Правовому регламентированию  дознания посвящена глава 32 УПК РФ.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным  делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием  не считается (ч. 2 ст. 40 УПК РФ). Оно  рассматривается как особый, самостоятельный  вид уголовно-процессуальной деятельности. Обязанность возбуждения уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий возлагается  на органы дознания в таких ситуациях, когда следователь по каким-либо причинам не может сразу же после  обнаружения признаков преступления приступить к работе, а промедление  может вызвать невосполнимую  утрату улик.

По УПК РФ дознание – простая форма для  расследования очевидных преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в  отношении установленных конкретных лиц. Этим, а также формой предъявления обвинения (обвинительный акт) оно  напоминает протокольную форму досудебной подготовки материалов 10.

Порядок дознания – режим, по которому оно производится. Правило о производстве дознания в установленном законом порядке  означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и  другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования  преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и  иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко  выраженные группы: начало дознания –  раскрытие преступления – окончание  дознания. В целом они составляют систему дознания 11.

Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. К нему относятся:

1) возбуждение уголовного дела, о чём следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласованно с прокурором;

2) решение вопроса о принятии дела к своему производству;

3) сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;

4) направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК РФ), то есть оформленного в установленном законом порядке  решения начать расследование, уголовное  преследование. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии  в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость  раскрытия его. Дознаватель и  орган дознания в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, о чем выносит соответствующее  постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Приняв решение  о возбуждении уголовного дела, дознаватель  должен определить, вправе ли он производить  расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель  не может производить дознание, если он по данному делу проводил или  проводит оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность  его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение  о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении  о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК РФ). Если дознаватель  принимает уже возбужденное уголовное  дело, то он выносит отдельное постановление  о принятии уголовного дела к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ).

Принятие дела к своему производству означает определение  и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента  не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к  своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет  дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки  и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем 12.

Выше указано, что прокурор, получив уже возбужденное уголовное дело, может отменить постановление  о возбуждении уголовного дела, если установит, что оно вынесено незаконно  или необоснованно. Сейчас, по мнению Голубева Н.А. «это положение идет в ущерб законным, объективным интересам законопослушных граждан, но на руку лицам, которые пытаются уйти от уголовной ответственности за совершение преступления. Что греха таить, легче договориться с одним прокурором того или иного района, субъекта и т.д., чем с органами дознания или предварительного следствия» 13.

Между определенным началом и окончанием данного  дознания находятся некоторые следственные и иные действия и решения, направленные на собирание определенных доказательств  и установление на этой данной основе обстоятельств совершенного какого либо преступления, иначе – раскрытие  данного преступления – принятие определенных мер по установлению каких  либо обстоятельств – преступления 14.

Если в ходе производства дознания дознавателем будет  установлено наличие оснований, предусмотренных статьями 24-28 УПК  РФ, то согласно ст. 212 УПК РФ уголовное  дело и уголовное преследование  в отношении подозреваемого подлежит прекращению 15.

Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения  уголовного дела и до принятия решения  о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Порядок продления срока  не определен. То есть, сегодня при  проведении дознания необходимо уложиться  в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном  случае дознание фактически будет выполнять  только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как  процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в  УПК РФ нет указания на случай, когда  дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы расследования, что  и происходит на практике 16.

По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный  акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение  на основании доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления 17. Обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого прежде в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта – постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Обвинительный акт изготавливается как минимум в трёх экземплярах, поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст. 226 ч. 3 УПК РФ).

Прокурор рассматривает  уголовное дело, поступившее с  обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении  обвинительного акта и о направлении  уголовного дела в суд;

2) о возвращении  уголовного дела для производства  дополнительного дознания либо  пере составления обвинительного  акта в случае его несоответствия  требованиям ст. 225 УПК РФ со  своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить  срок дознания, но не более  чем на 10 суток для производства  дополнительного дознания и не  более чем на 3 суток для составления  обвинительного акта;

3) о прекращении  уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК  РФ. В установленных законом случаях  прекращение уголовного дела (уголовного  преследования) является основанием  возникновения права на реабилитацию (ч. 1 ст. 133 УПК РФ);

4) о направлении  уголовного дела для производства  предварительного следствия.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.

В современном  российском обществе существует определенная вероятность нарушения прав и  свобод граждан в ходе уголовного судопроизводства ввиду того, что  органы предварительного расследования  наделены существенными полномочиями по ограничению ряда конституционных  прав и свобод граждан. Поэтому следует иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод 18. 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ 

3.1 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 

В современном  уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные  органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование  преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные  законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий  перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

На основании  ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные  подразделения:

- органов внутренних дел Российской Федерации;

- органов федеральной службы безопасности;

- федеральных органов государственной охраны;

- таможенных органов Российской Федерации;

- службы внешней разведки Российской Федерации;

- федеральной службы исполнения наказаний;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение  органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов;

2) главный судебный  пристав Российской Федерации,  главный военный судебный пристав,  главный судебный пристав субъекта  Российской Федерации, их заместители,  старший судебный пристав, старший  военный судебный пристав, а  также старшие судебные приставы  Конституционного Суда Российской  Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации и Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

3) командиры  воинских частей, соединений, начальники  военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной  противопожарной службы.

Информация о работе Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе