Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение вопросов правового регулирования дознания и практики работы правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития законодательства по вопросам дознания,
проанализировать современное правовое регулирование данной формы предварительного расследования,
изучить состояние работы практических органов по производству дознания,
на основе изучения законодательства и практики производства дознания разработать предложения по совершенствованию законодательства и работы практических органов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе
1.2 Органы, порядок и сроки дознания
1.3 Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СТАДИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и значение предварительного расследования
2.2 Формы предварительного расследования
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
3.1 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
3.2 Правовой статус дознавателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений .
Взаимодействие следователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого и полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений .
Сущность взаимодействия заключается в соединении усилий различных служб в раскрытии преступлений, в согласованности действий при соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым субъектом своих обязанностей при руководящей роли следователя 24. Формы взаимодействия принято разделять на процессуальные и организационные.
Процессуальные формы взаимодействия регламентируются УПК Российской Федерации. К ним относятся:
– выполнение поручений и указаний следователя, обязательных к исполнению и касающихся:
1) производства розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
2) оказания по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
3) исполнения постановления о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
4) производства розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его местонахождения (ст. 210 УПК РФ).
Возбуждение уголовных дел и проведение по ним неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).
Организационные формы взаимодействия регламентированы ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Например, совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; согласование работы следователей и оперативных работников при планировании расследования по делу; взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий и др25.
Определенный
интерес вызывает рассмотрение соотношения
понятий «начальник органа дознания»
и «дознаватель». УПК РФ не содержит
отдельной статьи, которая в конкретизированном
виде регламентировала бы уголовно-правовой
статус начальника органа дознания. Можно
предположить, что наличие данной
статьи упростило бы право применение
УПК РФ в сфере производства дознания
и выполнения неотложных следственных
действий. Однако, учитывая содержание
определенных статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст.
40, 144, 146, 148, 157 и др.) можно резюмировать:
начальник органа дознания обязан принять,
проверить сообщение о преступлении при
наличии повода и основания, предусмотренных
статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное
дело с вынесением соответствующего постановления;
произвести расследование в установленном
законом порядке с соблюдением процессуальных
сроков. Логичным явилось бы и составление
в данном случае начальником органа дознания
итогового процессуального документа
– обвинительного акта. Но такое право
у данного должностного лица отсутствует,
поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует,
что обвинительный акт составляется дознавателем
26. Получается, что начальник органа
дознания в полном объеме проводит расследование
преступления в форме дознания, а обвинительный
акт по результатам расследования должен
будет составлять дознаватель данного
органа дознания с последующим утверждением
его у начальника этого же органа дознания.
Можно предположить, что это необоснованно
и в определенной степени усложняет производство
дознания. В связи с вышеизложенным целесообразно
будет ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании
дознания» дополнить словами «орган дознания».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ – это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.
2. Сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы расследования, что и происходит на практике.
Действительно, в современной практике расследования по целому ряду категорий дел, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых веществ является обязательным. Известно, что отдельные экспертизы проводятся в течение достаточно длительного срока.
Представляется, что в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность продления срока проведения дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для завершения экспертизы по делу.
3. Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности.
4. В законодательной новелле о введении в УПК РФ института поддержания дознавателем обвинения в суде и возложение на него статуса государственного обвинителя в случае, когда предварительное расследование произведено в форме дознания заложено много рационального, хотя повергла в шок практиков и большинство ученых-процессуалистов. Объективная оценка изложена в работе.
5. В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Указанные выше
проблемы имеют дискуссионный характер,
поэтому необходимо дальнейшее изучение
спорных аспектов данных проблем, дальнейшая
выработка общих путей их решения,
а также дальнейшее закрепление
достигнутых соглашений на законодательном
уровне с целью обеспечения «защиты
прав и законных интересов лиц
и организаций, потерпевших от преступлений»,
а также «защиты личности от незаконного
и необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения ее прав и свобод» (п.
1 и 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: с гимном России: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы в отношении Правительства РФ. – М.: Проспект, 2010. – 30, [4] с.
2) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63 – ФЗ (в ред. от 21.07.2009 ) // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – № 113.
3) Уголовно – процессуально Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174 –ФЗ ( в ред. от 07.04.2010 ) // Российская газета. – 2001. – 22 декабря. – № 249.
4) Уголовно – исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1 – ФЗ (в ред. от 05.04.2010) // Российская газета. – 1997. – 16 января. – № 9.
5) Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» // Российская газета. – 1995. – 20 июля. – № 139.
Научная и учебная литература
6) Абдулаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. – 2002. – № 12. – С. 50 – 55.
7) Александров А.С., Ковтун Н.Н. Уголовный процесс России: Учебник. - М., 2003. – 520 с.
8) Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. - 2003. № 10. – С. 54 - 55.
9) Боровикова В.В., Кошелева Е.В., Сторубленкова Е.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебно-методические материалы. – М.: Щит-М МосУ МВД России, 2008. – 184 с.
10) Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 214 с.
11) Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М., 2002. – 587 с.
12) Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: Учебное пособие. – М.: Велби Проспект, 2010. – 224 с.
13) Гирько С.И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. - 2005. – № 6. – С. 31 – 35..
14) Голубев Н.А. К вопросу о применении нового УПК РФ // Российский следователь. - 2003. – № 11. – С. 23 – 30.
15) Дерешев Ю.В. Органы предварительного расследования: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 1998. – 258 с.
16) Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Российский следователь. - 2004. – № 1. – С. 28 - 29.
17) Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2006. – 232 с.
18) Иногамовой-Хегай Л.В. Уголовное Право РФ. Особенная часть: Учебник. – М.: Логос, 2006. – 328 с.
19) Калинин Ю.И. Уголовно – исполнительное право: Учебник. – М.: Логос, 2006. – 328 с.
20) Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. - 2002. – № 1. – С. 71 - 72.
21) Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Бриллиантова А.В. Геранин В.В. Зубарев С.М. – М.: Велби Проспект, 2009. – 448 с.
22) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Чучаев А.И. – М.: Инфра, 2009. – 1016 с.
23) Копшева К.О. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Дашков и К, 2007. – 348 с.
24) Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. - 2003. – № 3. – С. 98 - 100.
25) Малышева О.А. К вопросу об уголовно – процессуальном статусе дознания // Российский судья. - 2004. – № 5. – С.7 - 8.
26) Малышева О.А. Некоторые аспекты производства предварительного расследования по новому уголовно – процессуальному законодательству // Юрист. - 2003. - № 1. – С. 67 - 68.
27) Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность. - 2002. - № 12. – С. 12 - 13.
28) Никифоров Е.Н. Пределы судебного обжалования решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора в ходе досудебного производства // Российский судья. - 2005. - № 5. – С. 56 - 57.
29) Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. - 2003. - № 9. – С. 23 - 24.
30) Уголовный процесс: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. – 3 – е изд., испр. и доп. - М., 2002. – 409 с.
31) Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М., 2002. - 478 с.
32) Управление органами расследования преступлений / Под ред. И.И. Колесникова. - М., 2000. – 108 с.
33) Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформ уголовного судопроизводства // Государство и право. - 2002. - № 5. – С. 34 - 35.
34) Сергеев А.Б. Дознание в ОВД: Учебное пособие. – Челябинск, 2003. – 457 с.
35) Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно – процессуальной деятельности. – М., 2003. – 410 с.
Информация о работе Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе