Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение вопросов правового регулирования дознания и практики работы правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития законодательства по вопросам дознания,
проанализировать современное правовое регулирование данной формы предварительного расследования,
изучить состояние работы практических органов по производству дознания,
на основе изучения законодательства и практики производства дознания разработать предложения по совершенствованию законодательства и работы практических органов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе
1.2 Органы, порядок и сроки дознания
1.3 Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СТАДИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и значение предварительного расследования
2.2 Формы предварительного расследования
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
3.1 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
3.2 Правовой статус дознавателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные отличительные признаки, определяющие сущность дознания, - упрощенный порядок, а также сокращенные сроки производства расследования - практически утратили свое значение. Сроки дознания в связи с возможностью применения общих правил ст. 133 УПК РСФСР на деле практически сравнялись со сроками производства предварительного следствия. Как известно, три исключения из общих правил при производстве дознания, указанные в ч. 2 ст. 120 УПК РСФСР, сократились до двух. После допуска защитника на дознание даже сторонники сохранения данной формы предварительного расследования вынуждены были признать, что "эта процедура (дознание) мало чем стала отличаться от предварительного следствия и предоставила достаточные гарантии обвиняемому".
Попыткой внести ясность в затянувшийся спор можно считать отдельные положения принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Концепции судебной реформы в Российской Федерации, авторы которой, обратив внимание на "системные пороки уголовной юстиции", предложили упразднить дознание как особую форму расследования, возложив на органы дознания лишь неотложных следственных действий производство.
Так - же предложения
Концепции судебной реформы были
учтены при конструировании нового
уголовно-процессуального
Обстоятельный
анализ преимуществ и недостатков
законодательной регламентации
предварительного расследования, в
том числе дознания, в УПК РФ
дан участниками научно-
Представляется, что и в настоящее время в изменяющемся уголовно-процессуальном законодательстве упрощенная процессуальная форма расследования останется основной для милиции и других исполнительных органов государственной власти, наделенных уголовно-процессуальными полномочиями.
В теории уголовного процесса встречаются различные, а в ряде случаев и противоречивые определения дознания. В частности, Ю.В. Деришев заметил: "Уголовно-процессуальное законодательство при своей лаконичности не дает определения дознания (как и предварительного следствия), но характеризует его довольно подробно, а именно как уголовно-процессуальную деятельность уполномоченных на то специальных органов, выступающую либо как экстренный, не допускающий отлагательств первоначальный и предшествующий предварительному следствию этап расследования, направленный на выявление и закрепление следов преступления и обнаружения преступника путем производства неотложных следственных действий; либо как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме определенной категории уголовных дел, не требующих в связи со своей простотой предварительного следствия" 4 .
С изменением законодательства
уголовно-процессуального
Очевидно, что ряд общественно опасных деяний ни при каких обстоятельствах не будет "обслуживаться" следователями. Причин этому достаточно много. Это и простота объективной стороны преступлений, а отсюда - несложность доказывания. Это и незначительная общественная опасность, качество вреда охраняемым общественным отношениям и режим процессуальной экономии. Это, наконец, элементарная нехватка следователей. Такая категория дел в подавляющем большинстве отнесена к подсудности мировых судей.
По таким делам
вину правонарушителя также
С логической точки зрения нет никаких противопоказаний к тому, чтобы основную форму реализации органами, обладающими процессуальными полномочиями, в том числе милицией, своей процессуальной обязанности наименовать дознанием. Здесь допустима аналогия. Следователь проводит предварительное следствие, и это основная форма реализации его процессуальных полномочий, а дознаватель проводит дознание, и это также является основной формой реализации его процессуальных полномочий.
Причем такое дознание отличается от предварительного следствия не только формально (по субъекту, по незначительным изъятиям из процедуры расследования), но и по сути.
С этой точки зрения обоснованным представляется определение дознания, данное В.Г. Даевым и В.В. Шимановским: "Дознание является первичной формой расследования для дел, производство следствия предварительного по которым обязательно, и основной формой расследования для несложных дел, производство предварительного следствия по которым необязательно". Это определение содержит в себе главный момент законодательной регламентации деятельности по дознанию - различия в процессуальном порядке в зависимости от категории расследуемых дел.
Так что же такое дознание: процессуальная форма деятельности соответствующих органов или обобщенное наименование участия этих органов в уголовном процессе?
В этом смысле теоретического
обоснования и уточнения
Название милиции было бы оправданно органом дознания в том случае, если бы осуществление дознания, т.е. уголовно-процессуальная деятельность, было единственной формой реализации ею своей компетенции. Учитывая то, что милиция свои задачи осуществляет в рамках всех перечисленных выше правоотношений, применительно к уголовно-процессуальной сфере ее правосубъектность могла бы именоваться: орган, наделенный правом производства дознания. Соответственно, органы, перечисленные в ч. 2 ст. 157 УПК, могли бы именоваться, наделенными правом органами производства дознания.
Исходя из изложенного,
на наш взгляд, под дознанием следует
понимать наименование обобщенное уголовно-процессуальной
компетенции, государственных органов,
также включая органы внутренних
дел, реализуемой с
Такая характеристика
дознания полностью совпадает с
понятием дознания, данным самим законодателем
(п. 8 ст. 5 УПК РФ), - это предварительного
расследования форма, осуществляемого
дознавателем (следователем), по уголовному
делу, по которому предварительного следствия
производства необязательно.
1.2 Органы, порядок
и сроки дознания
Определение органов дознания законодателем дано в ст. 5 УПК РФ. Под ними понимаются должностные лица, государственные органы, в соответствии с Кодексом уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Перечень органов дознания является исчерпывающим и приводится в ст. 40 УПК РФ. К числу указанных органов законодатель относит:
1) органы внутренних дел;
2) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
3) судебные приставы разного уровня;
4) органы государственной противопожарной службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ выполнение уголовно-процессуальных задач в ограниченном объеме ( выполнение следственных действий неотложных и возбуждении уголовного дела) также возложено на капитанов морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, от мест расположения органов дознания удаленных, консульских учреждений Российской Федерации и представительств дипломатических глав. В законе также определены и категории дел, относящихся к компетенции перечисленных выше органов.
По данным официальной статистики, органы внутренних дел, а точнее, органы милиции выполняют до 98% всего объема дознания в России.
Милиция является
многофункциональным и
Образуют три группы с учетом этих критериев функции милиции:
1) основные;
2) обеспечивающие
нормальный ход уголовного
3) вспомогательные.
Основных уголовно-
1) рассмотрение
заявлений и сообщений о
2) производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
3) проведение
по делам неотложных
4) принятие мер
к возмещению гражданину
5) принятие мер
к устранению обстоятельств,
6) по уголовным
делам поддержание обвинения
в судебном заседании, по
7) непосредственное оказание по уголовным делам международной правовой помощи.
Обеспечивающих нормальный ход уголовного судопроизводства функций милиции входят:
1) оперативно-розыскной
деятельности осуществление и
принятие для раскрытия
2) отдельного
исполнения поручений и
3) определений
суда или исполнение
4) органов расследования
других государств и
5) участие в
качестве специалиста или
6) розыск обвиняемого по поручению суда, прокурора, следователя или дознавателя и др.
Уголовно-процессуальными вспомогательными функциями так называемой милиции являются такие направления ее определенной деятельности, в рамках которых службами милиции различными осуществляются определенные действия, хотя прямо и не влияющие на эти конечные результаты судопроизводства уголовного и движение уголовного дела, но находящиеся в данный момент с ним в непосредственной связи. К таковым относятся:
1) заключение, под
стражей содержание, освобождение
из-под стражи данных
2) конвоирование
этих подозреваемых и
Информация о работе Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе