Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение вопросов правового регулирования дознания и практики работы правоохранительных органов при расследовании преступлений.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития законодательства по вопросам дознания,
проанализировать современное правовое регулирование данной формы предварительного расследования,
изучить состояние работы практических органов по производству дознания,
на основе изучения законодательства и практики производства дознания разработать предложения по совершенствованию законодательства и работы практических органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОЗНАВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе
1.2 Органы, порядок и сроки дознания
1.3 Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ СТАДИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и значение предварительного расследования
2.2 Формы предварительного расследования
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
3.1 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
3.2 Правовой статус дознавателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Уг процесс.docx

— 99.43 Кб (Скачать)

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания. На органы дознания возлагается:

1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, – в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, – в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и  закрепляет специальные правила  о том, что при наличии признаков  преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается  на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК  РФ, – по всем уголовным делам,  за исключением уголовных дел,  указанных в пунктах 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

2) органы федеральной  службы безопасности – по уголовным  делам о преступлениях, указанных  в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;

3) таможенные  органы – по уголовным делам  о преступлениях, предусмотренных  ст. 188 (ч. 2-4), 189, 190, 193 Уголовного кодекса  Российской Федерации;

4) командиры  воинских частей и соединений, начальники военных учреждений  и гарнизонов – по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  военнослужащими, гражданами, проходящими  военные сборы, а также лицами  гражданского персонала Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов в связи с исполнением  ими своих служебных обязанностей  или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники  учреждений и органов уголовно-исполнительной  системы – по уголовным делам  о преступлениях против установленного  порядка несения службы, совершенных  сотрудниками соответствующих учреждений  и органов, а равно о преступлениях,  совершенных в расположении указанных  учреждений и органов иными  лицами;

6) иных должностных  лиц, которым предоставлены полномочия  органов дознания в соответствии  со ст. 40 УПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение  уголовных дел публичного обвинения  и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

1) капитанов  морских и речных судов, находящихся  в дальнем плавании, – по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  на данных судах;

2) руководителей  геологоразведочных партий и  зимовок, удаленных от мест  расположения органов дознания  – по уголовным делам о преступлениях,  совершенных по месту нахождения  данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических  представительств и консульских  учреждений Российской Федерации  – по уголовным делам о преступлениях,  совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.19

Компетенция перечисленных  органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании  преступлений, по которым предварительное  следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным  и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования 20.

Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым  обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления  по подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное дело может быть направлено прокурору и до истечения 10-суточного срока, если орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены .

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает  на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

1) принятие, рассмотрение  и разрешение заявлений и сообщений  о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);

2) производство  неотложных следственных действий  по делам о преступлениях, по  которым обязательно проведение  предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ);

3) производство  в полном объеме дознания по  делам, по которым предварительное  необязательно (ст. 223-226 УПК РФ);

4) производство  отдельных следственных и процессуальных  действий, а также оперативно-розыскных  мероприятий по письменному поручению  следователя;

5) оказание содействия  следователям в проведении ими  отдельных следственных и процессуальных  действий (ст. 38 и 157 УПК РФ).

В соответствии с новой процессуальной доктриной  органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуществлять предварительное расследование  в форме дознания, отнесены законом  к стороне обвинения (ст. 40, 41 УПК  РФ). Поэтому орган дознания и  дознаватель в российском уголовном  процессе (как и следователь, прокурор) выполняют процессуальную функцию  обвинения и ведут досудебное производство в соответствии с принципом  состязательности сторон (ст. 15 УПК  РФ).

Факт введения в УПК РФ института поддержания  дознавателем обвинения в суде и  возложение на него статуса государственного обвинителя в случае, когда предварительное  расследование произведено в  форме дознания, повергло в шок  практиков и большинство ученых-процессуалистов.

Если объективно оценивать законодательную новеллу  о возложении на орган дознания функции  государственного обвинения, то в ней  заложено много рационального:

1) возможность органу, осуществлявшему расследование и представлявшему доказательства обвинения, защитить в суде свою обвинительную позицию;

2) возможность сократить время для подготовки государственного обвинителя к участию в суде;

3) в этой законодательной инициативе заложена реальная возможность повысить объективность и качество принятия судебных решений;

4) оптимизация и сокращение сроков рассмотрения дела в суде. Нельзя не учитывать и возможность высвобождения прокурорских работников от участия в делах небольшой и средней тяжести, сосредоточение их усилий на делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, прокурорском надзоре, реализации иных задач, определенных законодательством о прокуратуре 21. 

3.2 Правовой статус  дознавателя 

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел  серьезные изменения. УПК РСФСР  не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие  от нормативной регламентации статуса  следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось  о лице, производящем дознание. При  этом в УПК РСФСР отсутствовало  определение понятия этого участника  процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные  дознаватели, так и лица, не назначенные  на должность дознавателей, но в  силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания 22.

Следует отметить, что в Большом юридическом  словаре под термином «процессуальный  статус» понимается установленное  нормами процессуального права  положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей 23.

Так, дознаватель  наделен следующими основными правами:

1) при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);

2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

3) применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

4) принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

5) осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);

6) обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;

7) иные права, предусмотренные УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя  следующие обязанности:

1) осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ);

3) в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

4) уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

5) при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);

6) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

7) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

8) устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

9) выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

10) осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом .

Отдельно следует  заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить  перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства  накладывает на дознавателя и  соответствующую обязанность –  составить обвинительный акт  не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу. При невозможности  составить обвинительный акт в предусмотренный законом срок изменяется форма расследования преступления с дознания на предварительное следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования преступления – дознание – остается прежней (ст. 224 УПК РФ).

По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Он оформляется  по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта –  постановление о привлечении  в качестве обвиняемого и обвинительное  заключение. Составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменение  уголовно-процессуального статуса  лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и  обязанностей в уголовном судопроизводстве. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.

Из анализа  норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление  дознания по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия  не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным  делам о преступлениях небольшой  и средней тяжести, перечисленных  в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные  гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.

Необходимо отметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или  проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ)

Информация о работе Понятие и сущность дознания в Российском уголовном процессе