Законодательное регулирование адвокатской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации, показать многообразие организационно-правовых форм адвокатской деятельности в России в настоящее время.
Задачи работы следующие: рассмотреть вопросы о правовом режиме различных форм адвокатских образований, о порядке их учреждения. в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию, обозначить современную проблематику адвокатуры, предложить варианты решения накопившихся проблем, а также осветить дальнейшие тенденции развития адвокатуры в РФ.

Файлы: 1 файл

организационно-правовая форма адвокатских образований.docx

— 64.54 Кб (Скачать)

Учредители  коллегии адвокатов должны направить  в  совет  адвокатской  палаты заказным письмом уведомление, в котором  указываются: 
- сведения  об учредителях; 
- место  нахождения коллегии адвокатов; 
- порядок  осуществления телефонной, телеграфной  и иной связи  между  советом  адвокатской палаты и коллегией  адвокатов. К уведомлению  прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и  устава.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона коллегия адвокатов  считается  учрежденной  с момента  ее государственной регистрации. 
В ст. 5 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», перечислены сведения и документы о юридическом лице, которые должны содержаться в едином государственном реестре юридических лиц.

Пункт 13 ст. 22 Закона наделяет коллегию адвокатов статусом налогового агента адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Статья 24 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

 
Соглашение об оказании юридической  помощи заключается между  адвокатом  и доверителем.

Пункт 17 ст. 22 Закона подчеркивает, что коллегия адвокатов не может  быть преобразована в коммерческую организацию или в любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро. 
Согласно п. 18 ст. 22, к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Необходимо отметить, что  положения Закона «О некоммерческих организациях», противоречащие Закону «Об адвокатской деятельности и  адвокатуре в РФ», не применимы к  коллегиям адвокатов.

Фактически коллегия адвокатов есть некая разновидность некоммерческого партнерства. По сути, она представляет собой профессиональную корпорацию, создаваемую для содействия своим членам в осуществлении ими своих основных функций, оказания помощи в решении иных задач, связанных с их профессиональной деятельностью. 
Закон об адвокатуре прямо  не разрешает, но, не запрещает коллегиям  адвокатов заниматься предпринимательством. Таким образом, коммерческая деятельность коллегии адвокатов возможна, по оказанию платных юридических услуг. Однако прибыль, полученная от такой  деятельности, не подлежит распределению между  членами коллегии, а должна направляться на цели, для достижения которых  коллегия создана.

Но фактически члены  коллегии адвокатов могут получать некую долю прибыли от деятельности коллегии в скрытом виде (заработная плата  или  иные выплаты по трудовым, либо гражданско-правовым договорам) .

Адвокаты обязаны из получаемого  вознаграждения отчислять средства на содержание соответствующей коллегии для обеспечения ее деятельности (подп.5 п.1 ст.7 Закона об адвокатуре), оказывать  ей всяческое содействие в достижении целей, ради которых она создавалась. 
Адвокатами учреждено  более двух тысяч коллегий адвокатов, в составе которых осуществляют адвокатскую деятельность около 75 % адвокатов. 
  
  
2.1.3 Адвокатское бюро 
 

Ст. 23 Закона предусматривает  право двух и более адвокатов  создавать  адвокатское бюро в  виде партнерства, которое обладает статусом юридического лица. По своему статусу адвокатское бюро близко к коллегии адвокатов, так как  его деятельность также осуществляется в коллективной форме. Бюро является некоммерческой организацией и не имеет  цели извлечения прибыли от своей  деятельности. Учреждение и деятельность адвокатского бюро сходны с созданием  коллегии адвокатов, но есть определенные отличия, специально установленные  ст. 23 Закона.

Адвокатское бюро отличается от коллегии адвокатов следующим: 
- учредительным документом  бюро является партнерский договор,  а не устав и учредительный  договор, т.е. здесь предусмотрено  полное равенство всех партнеров; 
- в рамках бюро юридическая  помощь оказывается от имени всех партнеров.

Устав бюро является типовым  уставом юридического лица и должен содержать те же сведения, что и  устав коллегии. Адвокаты, учредившие бюро, в простой письменной форме заключают  между собой  партнерский  договор, в соответствии с которым они  обязуются объединить свои усилия для  оказания юридической помощи от имени всех партнеров. 

Партнерский договор бюро не является учредительным документом бюро. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется  для  государственной  регистрации  адвокатского бюро. 
В партнерском договоре указываются: 
- срок действия партнерского  договора; 
- порядок принятия партнерами  решений; 
- порядок избрания управляющего  партнера и его компетенция; 
- иные существенные условия.

Договор заключается на определенный срок; ведение общих  дел в  адвокатском  бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено договором; он же заключает с доверителями соглашение об оказании юридической помощи. 
В п. 6 ст. 23 предусмотрены  основания прекращения партнерского договора: 
- истечение срока действия  партнерского договора; 
- прекращение или приостановление  статуса адвоката, являющегося одним  из партнеров, если партнерским  договором не предусмотрено сохранение  договора в отношениях между  остальными партнерами; 
- расторжение партнерского  договора по требованию одного  из партнеров, если партнерским  договором не предусмотрено сохранение  договора в отношениях между  остальными партнерами.

На наш взгляд, все три  основания расторжения партнерского договора не являются безусловными, так как могут быть изменены самими партнерами.  Если партнерский договор  прекращает свое действие, то его участники  несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.

Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия  в партнерском договоре (п. 9 ст. 23). Это свидетельствует о том, что  ответственность партнеров в  любом случае является солидарной. Поскольку отдельного имущества бюро не создается, можно сделать вывод, что адвокаты, работающие в составе бюро, отвечают перед доверителями и третьими лицами всем своим имуществом.

 Имущество, внесенное адвокатами при учреждении бюро, а также образованное за счет денежных отчислений адвокатов  бюро, является собственностью бюро. Источниками образования  имущества бюро являются: 
- регулярные отчисления  адвокатов; 
- целевые взносы адвокатов; 
- добровольные имущественные  взносы и пожертвования; 
- средства, получаемые от  выполнения договоров гражданско-правового  характера; 
- банковские кредиты; 
- другие источники, не  противоречащие действующему законодательству  и уставу бюро.

Пункт 11 ст. 23 Закона устанавливает, что адвокатское бюро не может  быть преобразовано в коммерческую или любую иную некоммерческую организации, за исключением случаев преобразования его в коллегию адвокатов. Адвокат бюро вправе с согласия бюро иметь стажеров и помощников. Особенность этой формы адвокатского образования заключается в том, что для адвокатов бюро исключается  ведение дел доверителей с  противоречивыми интересами.  
  
  
2.1.4 Юридическая консультация

 

Правовой режим юридических  консультаций, создание которых  предусмотрено  ст. 24 Закона, существенно отличается от правового статуса  юридических  консультаций, образованных в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Ранее образованные консультации фактически были основными (а во многих коллегиях – единственными) структурными подразделениями  коллегии адвокатов.

По ныне действующему Закону юридическая консультация создается  
адвокатской палатой по представлению органа государственной власти субъекта РФ, если на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. 
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, действующей  в форме учреждения. В соответствии со ст. 9 Закона «О некоммерческих организациях» учреждением  признается некоммерческая организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера  и  финансируемая полностью  или частично этим собственником. Имущество  учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. 
Пункт 2 ст. 24 Закона предусматривает, что вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической  консультации регулируются также Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отношении  закрепленного за ними имущества  осуществляют в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права  владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Статья 298 ГК РФ запрещает  учреждению отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете. 
Можно сделать вывод, что  такая форма юридической консультации является совершенно новой, ранее не встречавшейся в российском и  зарубежном законодательстве. Из смысла ст. 24 Закона следует, что создание юридических консультаций возможно в основном в достаточно отдаленных регионах России, где низок спрос на оказание юридической помощи и адвокатская деятельность будет сводиться к работе на условиях оплаты труда за счет государства.

Такая форма адвокатского образования, как юридическая консультация, с осторожностью воспринята не только адвокатской общественностью (оплата адвокатской палатой вознаграждения адвокату, направляемому для работы в юридическую консультацию, а также другие расходы лягут на плечи самих адвокатов), но и органами государственной власти субъектов Федерации (в обязанности которых входит материально-техническое обеспечение юридических консультаций, выделение им служебных и жилых помещений, оказание финансовой помощи адвокатским палатам по содержанию юридических консультаций).

Да и судебных районов, в которых общее число адвокатов  во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного  судебного района, составляет менее  двух на одного федерального судью, не так уж много. Непонятно, почему только на федерального судью? Ведь есть еще  арбитражные судьи, мировые судьи, которые также привлекают адвокатов к работе, особенно бесплатной.

Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  о создании юридической консультации должно включать в себя сведения: 
1) о судебном районе, в  котором требуется создать юридическую  консультацию; 
2) о числе судей в  данном судебном районе; 
3) о необходимом в данном  судебном районе числе адвокатов; 
4) о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

После согласования с органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий, предусмотренных  статьей 24 Закона, совет адвокатской  палаты принимает решение об учреждении юридической  консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для  работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом  уведомление  об учреждении юридической консультации в орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях.  

 

2.2 ОРГАНЫ АДВОКАТСКОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии.

Адвокатура это – независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.

 

 

 

2.2.1 Статья 29. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации

 

1. Адвокатская палата  является негосударственной некоммерческой  организацией, основанной на обязательном  членстве адвокатов одного субъекта  Российской Федерации.

2. Адвокатские палаты  действуют на основании общих  положений для организаций данного  вида, предусмотренных настоящим  Федеральным законом.

3. Адвокатская палата  имеет свое наименование, содержащее  указание на ее организационно-правовую  форму и субъект Российской  Федерации, на территории которого  она образована.

4. Адвокатская палата  создается в целях обеспечения  оказания квалифицированной юридической  помощи, ее доступности для населения  на всей территории данного  субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской  Федерации бесплатно, представительства  и защиты интересов адвокатов  в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и  иных организациях, контроля за  профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению  адвокатской деятельности, и соблюдением  адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Информация о работе Законодательное регулирование адвокатской деятельности