Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:52, реферат
Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране.
1 Введение
2 Приход к власти Екатерины 2
3.1 "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
3.2 Губернская реформа
3.3 Судебная реформа
3.4 "Жалованная грамота дворянству"
3.5 Отношение к крепостному праву:
3.6 "Жалованная грамота городам"
3.7 Другие труды по законодательству и праву
3.8 Развитие торговли и промышленности
3.9 Расширение народного образования
3.10 Организация врачебной помощи населению
4.1. Выводы
4.2. Статистика
Список литературы
Законодательная
деятельность Екатерины
II
Выполнила: Пушкина Анна Владимировна
Академия Труда и Социальных Отношений
Кафедра Философии и политологии
Москва, 2003.
1.1 Введение
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому в своём реферате я хочу затронуть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.
Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра I, утвердило и идею строгой законности: для самого Петра I тот закон был наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля. Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Такова была государственная идея нового, правового или "просвещённого" абсолютизма, ставшего основой модернизации в России во времена правления Екатерины II. Естественно, что при рассмотрении темы, в первую очередь, стоит опираться на рассмотрение реформ и законов, изданных императрицей с целью сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики.
Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.
"В первые три года царствования моего, - писала Екатерина II уже на склоне лет, - вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утверждённых. И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней - как всех вообще, так и каждого особенно".
2.2 Приход к власти Екатерины 2
Будучи по происхождению немкой, Е.II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Трудно перечислить все, что сделала Е.II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Е.II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Е.II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Здравохранение тоже привлекало внимание Е.II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.
Е.II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Забота Е.II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые. Это было новое дело.
Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.
Время царствования Е.II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Е.II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Е.II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Е.II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французкими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Е.II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.
3.1 "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне.
К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработке текста летом 1766 года. Также она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике и прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов, которое разработает это Собрание представителей.
В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.
Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.
Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина II развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" . Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.
В стране должны существовать подчинённые монарху "правительства" - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с особыми правами был Сенат, существовавший в России ещё во времена Петра I. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей "сходственно с законами, во основании положенными, и с государственными установлениями".
Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны "предохранять безопасность каждого особого гражданина". Все равны перед государственным законом, что и провозглашалось в "Наказе": "Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам". Чрезмерное же понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными и богатыми, между разными чинами и званиями, "когда всяк хочет быть равный тому, который законом поставлен был над ним начальником" - это "умствование" разума, гибельное для общества. Законы должны сохранять и "вольность" гражданина, которая, однако, заключается в том, "чтоб делать всё, что кому угодно". В правильном государстве "вольность" есть право делать то, что "законы дозволяют".
Информация о работе Законодательная деятельность Екатерины II