Екатерина и ее деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Личность Екатерины II является одной из самых ярких и противоречивых фигур не только в российской, но и мировой истории. Эпоху ее правления изучали многократно и оценивали с разных точек зрения.

Файлы: 1 файл

Копия (2) Екатерина 2 исторический портрет.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                     



                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                        

 

 

                                                                                                                                                                                     



 

 

 

                                               Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность. В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.

 Личность Екатерины II является одной из самых ярких и противоречивых фигур не только в российской, но и мировой истории. Эпоху ее правления изучали многократно и оценивали с разных точек зрения.

Наметившаяся демократизация российского общества, возрастание  интереса к роли  личности в истории, требуют учета накопленного исторического  опыта. На данном этапе влияние личности на ход исторического процесса привлекает внимание не только историков, но и социологов, политологов и других ученых-гуманитариев. Попытки переосмысления взглядов предшественников на то, как личность правителя может повлиять на ход истории, изучение и сравнение различных взглядов историков на исследуемую проблему позволяют оценить эпоху правления Екатерины II совершенно по-новому. На данный момент времени не удалось найти подобный комплексный труд, посвященный всестороннему анализу и рассмотрению Екатерины II как личности с ее особенностями, несомненно, повлиявшими на всю ее политику, а также как политического деятеля, сумевшего широко взглянуть на взаимодействие с другими государствами.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности изучаемого вопроса. 

Настоящая работа посвящена анализу индивидуально-психологических и социально-политических характеристик личности выдающейся российской императрицы Екатерины II. 
Научная новизна исследования заключается в том, что политика Екатерины Великой рассматривается через призму укрепления престижа монарха. Методы и способы организации в правление императрицы разбираются в их совокупности, что дает основание поставить вопрос об эффективности предпринимаемых ею мер по укреплению Российской государственности.

Объект исследования – личность императрицы Екатерина II- преобразователя  Российской государственной власти.

Предмет исследования - система социально-политических и социально-экономических преобразований в России второй половины ХVIII века, являвшихся следствием государственно-политической деятельности Екатерины II. 

В процессе разработки темы мы обращались к работам, которые  условно можно разделить на два  блока:

1. работы, посвященные  и рассматривающие  личность  и деятельность Екатерины II;

2. работы,  не касающиеся  непосредственно личности Екатерины II, а характеризующие различные аспекты рассматриваемого периода.

В историографии проблемы можно выделить 3 основных периода:

1. дореволюционная историография;

2. советская историография;

3. постсоветская историография.

Дореволюционная историография высоко оценивала роль личности в истории. В силу сохранившихся пережитков и определенной конъюнктуры большинство авторов находилось под влиянием патриархальной и теологической теории возникновения государства, что не могло не отразиться на оценке роли личности Екатерины II в историческом процессе.

Самыми значимыми для  решения проблемы в дореволюционной  историографии  являются труды А.Г. Брикнера (1834-1896), выдающегося русского историка, профессора Дерптского университета1. В своем труде А.Г. Брикнер органично сочетает тщательный отбор и организацию исторического материала с высоким художественным уровнем и психологической точностью воссоздает личность Екатерины Великой, с глубоким знанием описывает эпоху «просвещенного абсолютизма».

Великий историк В. Карамзин, неоднозначно оценил роль Екатерины II: с одной стороны ее заслуга была в том, что со времен Петра I русские люди почувствовали себя «чуть ли не первыми людьми в Европе»,  но в то же время «видели лишь внешние успехи и терпеливо выносили внутренние неудобства». В целом, он делал вывод о том, что смелые и широкие реформы Екатерины в тот период еще не дали «желанных плодов».2

Подробную картину эпохи  царствования Екатерины II дал С.М. Соловьев3.

О масштабности личности Екатерины II говорит и тот факт, что ее персона привлекала и продолжает привлекать зарубежных авторов, таких, как  польский историк и писатель Казимир Валишевский 4.

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее  культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.  Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством.

Глобальная  екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. 
     Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796 гг.). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

По образному  выражению В. О. Ключевского, "Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории" и, можно добавить, в историографии5. Эта "последняя случайность" XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. На протяжении более 200 лет отношение к Екатерине II было неоднозначным, но мало кто оспаривал значение ее царствования для блага России.

Редко  отмечают  тот  факт,  что даже в советский  период монумент Екатерины II, наравне с почитаемым большевиками Петром I, не покинул своего постамента, оставаясь единственным памятником монарху-женщине в государстве, где царствующая династия была пресечена насильственным способом.

И это несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II –просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая "крестьянские души", для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете своих фаворитов. Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей1 видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.

В отечественной  историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных  монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600

 Цель работы - представление индивидуальных качеств Екатерина II через описание результатов ее государственно-политической деятельности - составление исторического портрета.

Достижению целей работы способствует решение следующих задач:  
- проследить специфику формирования личности Екатерины II до начала ее государственной деятельности и после;  
- показать характер деятельности; 
- осветить некоторые аспекты правления и результаты деятельности Екатерины II;

Методологической  основой дипломной работы являются принципы историзма, научности и объективности. Они реализуются в комплексе к изучению исторического процесса. Также применяются сравнительно - исторический, хронологический и системно-структурный методы. Всесторонний анализ деятельности Екатерины II позволит раскрыть внутренние механизмы и сущность политики императрицы по укреплению престижа власти, формы и способы ее реализации в зависимости от решаемых государственных задач в тот или иной период ее царствования.

Настоящая дипломная  работа имеет практическую значимость. Её содержание, как исторический материал, может быть использован в учебной  деятельности на факультете истории, а  так же во внеклассной работе в  школе.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.

Глава I. На пути к престолу

1.1. Личность Екатерины II до восшествия на престол

 

До того времени, как  Екатерина вместе с матерью появилась  в России, историки располагают о  ней скудными сведениями – княжеский род был столь скромным, что о родителях новорожденной, как и об их дочери источников не сохранилось: при дворе не вели камер-фурьерских журналов, а у современников супружеская пара не вызывала интереса, и они не запечатлели их жизнь в воспоминания 6.

Однако известно, что  Екатерина происходила из древнего, хоть и бедного княжеского рода Ангальт-Цербстских властителей. Это – по линии отца. По линии же матери – княгини  Иоганны Елизаветы – ее происхождение  было еще более высоким, т.к. Гольштейн-Готорпский герцогский дом принадлежал к знатнейшим в Германии, и дядя Екатерины Адольф Фридрих был даже шведским королем в 1751-1771 гг.  Родилась она 29 апреля (2 мая) 1729 года.

Имя, данное девочке при  крещении, нам известно в разных вариантах. Наиболее известным считается «Софья Фредерика Августа» - якобы ее так назвали в честь трех тетушек сразу.

Однако шевалье де Рюльер, секретарь французского посланника в России, очевидец свержения Екатериной мужа и автор воспоминаний, именует  Екатерину Софьей Фредерикой Доротеей.

И место ее рождения тоже неизвестно. Сама она – не всегда – называла в качестве такового Штеттин. Но еще  при ее жизни немецкие историки изучали  архивы г. Штеттина и нигде никаких  записей не нашли.


Материалы сайта www.ekaterina2.ru

Мать Екатерины гордилась своим родством с русским императорским домом. Её двоюродный брат, принц Гольштейн-Готторпский, был женат на родной сестре императрицы Елизаветы Петровны, Анне Петровне. А родной брат её, принц Карл-Август, епископ Любский, был женихом Елизаветы Петровны, с которым её помолвили при жизни ее матери, императрицы Екатерины I.

 К моменту рождения  принцессы Софии, или по-домашнему  – Фике, отец ее командовал  расквартированными в  Штеттине (ныне Шецин, Польша) прусским  полком, был генералом, а позже  – в  немалой степени благодаря брачным успехам своей дочери – стал, согласно указу Фридриха II, фельдмаршалом и губернатором.

Судьба свела будущих  супругов – Екатерину II и Петра III – еще в детские годы, когда их родителям не приходила в голову соединить подростков брачными узами. Это произошло в Эйтине, куда в 1739 году привезла Фике ее мать, любившая путешествовать. Живейшее участие в выборе невесты для наследника российского престола принял прусский король Фридрих II, заинтересованный в дружбе с Россией.7

9 февраля 1739 года мать с дочерью  прибыли в Москву. К Софии приставили  двух учителей: Симеона Полоцкого  для обучения её Закону Божию  и Ададурова, преподавателя русского  языка. У Софии оказались блестящие  способности. Она жадно училась  по-русски, по-латыни, читала Тацита, Вольтера, Дидро, наблюдая, в то же время придворную жизнь. Мать Екатерины была выслана из России Елизаветой за то, что она вздумала управлять Россией по указке Фридриха Великого.


7 Благовидов Ф.В. Личность императрицы Екатерины II в исторической литературе // ИВ. 1905. № 8.

Елизавета запретила  Екатерине переписку  с родными. Все иностранцы, окружавшие Екатерину  и Петра, были отправлены в Германию.

  Екатерина внушала Елизавете сильные опасения своим честолюбием, она уже в ранней молодости начала мечтать о захвате власти.

Елизавета приняла меры, она боялась популярности  Екатерины. Екатерина с её умом и образованием была опасной соперницей. Елизавета  всегда боялась дворцового переворота, подобно тому, который был ей устроен. Екатерину окружили преданные Елизавете шпионы чисто русского происхождения. Но Екатерина сумела купить их сердца, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять. Эта народность сделала  её потом популярной среди преображенцев и семеновцев.

Информация о работе Екатерина и ее деятельность