Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа
Актуальность. В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Личность Екатерины II является одной из самых ярких и противоречивых фигур не только в российской, но и мировой истории. Эпоху ее правления изучали многократно и оценивали с разных точек зрения.
С другой стороны, этой же комиссии было поручено изобрести способы, как заинтересовать дворян в продолжение службы. Комиссия сочинила доклад, расширявший дворянские привилегии (освобождение от телесных наказаний, от внесудебных репрессий и др.), но не изыскала мер, вынуждавших дворян служить.
В годы, когда императрица
разбиралась с наследием
В течение 1762-1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра, кроме того, объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы.
В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц. Это был новый тип учебных заведений.
К этим же годам относятся две акции Екатерины, внёсшие существенные изменения в структуру административных органов. Одна из них связана с проектом Н.И. Панина об учреждении Императорского совета и реформой Сената.
9 Иконников B.C. Значение царствования Екатерины II. Киев, 1897.
Реформа Сената прошла безболезненно.
Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом состояло в том, что его громоздкий состав позволял многим сенаторам бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие в учреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же болезненно произошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановление гетманского правления, упразднённого ещё при Петре Великом, являлось плодом фаворитизма, когда Елизавета Петровна в 1750г. назначила гетманом 22-летнего брата фаворита К.Г. Разумовского.
В 1765г. были введены ещё два крупных новшества. Первое из них – открытие Вольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям.
Другое новшество было связано с объявлением Вольным экономическим обществом конкурса на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества, - чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?»10. В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе 129 прислали немцы, 21 – французы, 7 – русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведённого до отчаяния, о паразитизме дворянства.
10 Законодательство Екатерины II. М., 2008-2001. Т.1-2
2.2. Уложенная комиссия 1767-1768 г.г.
Просвещённый абсолютизм – политика, порождённая временем разложения феодальной системы и вызреванием в её недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещённый абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещённого абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, ДˆАламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II и др.
Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тысяч франков, предоставив ему, право держать её у себя до смерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперёд.
Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомлённость о трудах просветителей. В конце 1766г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования – созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих, по крайней мере, тремя особенностями: более широким правительством – право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трёхступенчатых выборах: погост - уезд – провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% - выборные от горожан, около 20% - выборные от сельского населения, 5% - правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.
Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого из всех».
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.
Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106 – к книге итальянского учёного-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».11
Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для неё единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно».12
Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, тёмен, что нельзя по оному исполнять».
11Законодательство Екатерины II. М., 2008-2001. Т.1-2
12 Кафенгауз Б.Б. Внутренняя политика царизма и «просвещенный абсолютизм» в 1762 -1772 годах. М., 1962.
Прогрессивное значение имели статьи, определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.
«Наказ» предусматривал реформу судоустройства и судопроизводства. Автор руководствовался принципом: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовал против норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие: «Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют или последуют Действию беззаконному».
Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость – «ибо гонения человеческие умы раздражали».13
Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа», который императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было уделено больше внимания и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала своё отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А.А. Вяземскому:
13 Законодательство Екатерины II. М., 2008-2001. Т.1-2
«Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду» – выступления доведённых до отчаяния крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рассмотрением располагали свои поборы».14
Третья особенность Уложенной комиссии 1767 – 1769 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов, - в наказах отражены сословные требования избирателей.
.Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей, волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых правительством чиновников заполнять административные должности дворянами, избранными на уездных и провинциальных собраниях.
Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские привилегии – освобождение от телесных наказаний, предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленниками покупать крестьян к мануфактурам.
Городские наказы требовали
монополии горожан на занятия
торговлей и лишения или ограни
14 Исаев И.А. История государства и права России. М., 2004
Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки существовавших социальных и политических порядков.
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766г., а торжественное открытие её состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в соль великом деле».15
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А.И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты
Большой комиссии распускались, «до коле от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и, подавив движение под предводительством Е.И. Пугачёва, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай I. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчёркивала огромную роль законотворчества и законодательства, как в личной жизни, так и в жизни страны.
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии.
15 С. Боброва. История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий
Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа».16
Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на это счёт достаточный материал – они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю её «Наказа»: с 1767 по 1796г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положений Екатерины на троне – она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.
Не прошло и трёх месяцев после её вступления на престол, как возвращённый из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин услужливо выступил с
инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества». Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, совершённый не кучкой заговорщиков, возведших её на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за её пределами.