Законодательная деятельность Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Краткое описание

Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране.

Оглавление

1 Введение
2 Приход к власти Екатерины 2
3.1 "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
3.2 Губернская реформа
3.3 Судебная реформа
3.4 "Жалованная грамота дворянству"
3.5 Отношение к крепостному праву:
3.6 "Жалованная грамота городам"
3.7 Другие труды по законодательству и праву
3.8 Развитие торговли и промышленности
3.9 Расширение народного образования
3.10 Организация врачебной помощи населению
4.1. Выводы
4.2. Статистика
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.rtf

— 207.42 Кб (Скачать)

    Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права.

    Екатерина предпринимала более решительные меры и на практике. Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства. Кроме того, при всём своём свободолюбии и пристрастии к республиканским идеалам Екатерина II никогда не собиралась ограничивать государственную власть монарха: она рассчитывала на те огромные возможности, которые предоставляли ей положение самодержицы для проведения в стране реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян.

3.6 "Жалованная грамота городам"

    Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

    Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

3.7 Другие труды по законодательству и праву

    Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера, и на её деньги научное общество в Берне объявило конкурс на проект лучшего кодекса "просвещённого времени". Не предполагая участвовать в конкурсе, но побуждённая своей затеей, Екатерина взялась за разработку собственного Уголовного уложения. Она детально изучила петровское законодательство, составила для себя много тематических выписок из Уложения 1649 года, Воинских артикулов, Морского устава (основных источников уголовных законов в действовавшем праве). Но своё уложение императрица задумала построить по правилам "Наказа". Это означало, что жестокие наказания должны быть отменены, что наказание должно быть соразмерно содеянному, что оно должно не только обеспечивать интересы общества, но и исправлять преступника. Вообще императрица отчётливо сознавала, что сокращение преступности весьма мало зависит от мягкости или жестокости уголовной репрессии. "Буде предлежит в деле избрать между кротостью и строгостью, да изберут кротость, наипаче в уголовном наказании или казни, - напишет она в позднем проекте, оставшемся в рукописях. - Смертная казнь совершенно недостаточна остановить преступление - следовательно излишня; разве в таком случае, где все иные способы не суть достаточны для предупреждения законного исполнения, сохранения всеобщего покоя и собственности"1. А в проекте Уголовного уложения она записала: "Чтоб наказание воздержало прочих людей от преступления, надлежит, чтоб наказание не превосходило преступление, и для того казнь, ссылка и вечное заключение не должно употребить инако, как тогда, когда преступник числом преступлений или поступков, более или менее тягостных, признан за неисправимого".

    Проект Уголовного уложения не был доработан. Тогда же Екатерина II занялась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос только небольшой указ 1781 года об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила обширный устав благочиния, обнародованный в 1782 году. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).

3.8 Развитие торговли и промышленности

    Из отдельных мероприятий просвещённого правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле, доказательством чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. В этом её экономическая политика существенно отличалась от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом.

    В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

3.9 Расширение народного образования

    К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость. Образование в Московском воспитательном доме финансировалось членами императорской фамилии, дворянами. Дому приносили прибыль принадлежащие ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся внаём, а также находившиеся на его территории частные дома, пивоварни, харчевни, бани, перевоз и пристань на Москва-реке. Среди доходов Дома были не только деньги. Например, Дому был подарен замечательный кабинет истории; из кладовых Кремлёвского дворца и Академии художеств музею и библиотеке Воспитательного дома были переданы картины, скульптуры, иконы, книги.

    Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Усыновлять воспитанников позволялось лишь бездетным государственным крестьянам в том случае, если у них было свидетельство о хорошем поведении и они могли содержать питомца. Заранее оговаривалось условие, что, если в семье появлялись родные дети, приёмыш должен был иметь равные с ними права.

    Детей, возвращённых из деревень в Дом для обучения ремёслам, с восьмилетнего возраста отдавали на воспитание мастерам - мальчиков на шестнадцать, а девочек на двенадцать лет. Воспитанники становилась садоводами, лесоводами, фельдшерами. Получившие технические специальности работали на столичных заводах.

    При основании Дома в 1763 году ему были переданы каменные корпуса, оставшиеся после пожара бывшего императорского Слободского дворца в Москве. Их перестроили и разместили там ремесленное училище с шестилетним сроком обучения, где преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После окончания обучения и трёх лет практики выпускники получали аттестаты учёных мастеров, мастеров или подмастерьев. Воспитательный Дом в Москве впоследствии оказал огромное влияние на развитие различных отраслей российской промышленности.

    Помимо воспитанников Дома, становившихся крестьянами и мастерами промышленных предприятий, особо выделялась группа детей, обладавших большими способностями к наукам и искусствам. После обучения в Доме они становились домашними учителями, бухгалтерами или письмоводителями. Наиболее способные поступали в университеты или Медико-хирургическую академию, чтобы продолжить образование.

    В самом Доме учредили мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт был преобразован в Сиротский кадетский корпус, а женский - в Александровский, а потом в Николаевский сиротский институт, где готовили домашних наставниц, получавших дипломы Московского университета, а также домашних учительниц с правом обучения началам наук, языков, искусств и преподавания в гимназии. Выпускники Дома, начавшие работать, ещё в течение шести лет продолжали получать от него пособие. Воспитательный дом гарантировал своим питомцам заботу и поддержку в течение всей их жизни. Потеряв работу, заболев или оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право возвратиться в Дом, быть там на содержании и иметь отдельную комнату.

    Благотворительная деятельность И. И. Бецкого не осталась незамеченной: указом императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники, а сенат наградил его большой золотой медалью "За любовь к отечеству". Деятельность Бецкого и его соратников нашла отклик в сердцах людей разного общественного положения и материального достатка, и в городах России их стараниями стали создаваться воспитательные дома и детские приюты, институты, кадетские корпуса. В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)

    Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на четыре возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет. Каждому возрасту соответствовали платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Приём в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.

    Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.

    Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Информация о работе Законодательная деятельность Екатерины II