Россия при Екатерине II

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:24, реферат

Краткое описание

В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

Оглавление

Введение
1. Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма и апогей крепостничества
1.1 Просвещенный абсолютизм
1.2 Секуляризация церковных земель
1.3 Уложенная комиссия 1767 г.
1.4 Конкурс Вольного Экономического общества
1.5 Апогей крепостничества, предвестники восстания1773-1775 гг.
1.6 Начало восстания и осада Оренбурга
1.7 Второй этап восстания
1.8 Третий этап восстания и причины крушения замыслов Пугачева.
2. Контрреформы Павла
3. Завоевания и территориальные приобретения Российской империи
3.1 Борьба с конфедератами
3.2 Завоевания во время Русско-турецкой войны 1768-1774 г. и первый раздел Польши
3.3 Завоевания во время Русско-турецкой войны 1787-1791 г., второй и третий разделы Польши
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Екатерина II: политика  просвещенного абсолютизма и  апогей крепостничества

1.1 Просвещенный абсолютизм

1.2 Секуляризация церковных  земель

1.3 Уложенная комиссия 1767 г.

1.4 Конкурс Вольного Экономического  общества

1.5 Апогей крепостничества,  предвестники восстания1773-1775 гг.

1.6 Начало восстания и  осада Оренбурга

1.7 Второй этап восстания

1.8 Третий этап восстания  и причины крушения замыслов  Пугачева.

2. Контрреформы Павла

3. Завоевания и территориальные  приобретения Российской империи

3.1 Борьба с конфедератами

3.2 Завоевания во время  Русско-турецкой войны 1768-1774 г.  и первый раздел Польши

3.3 Завоевания во время  Русско-турецкой войны 1787-1791 г., второй  и третий разделы Польши

Заключение

Список используемых источников

Введение

В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями  в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками  реформ Петра, задачей и содержанием  которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил  окно в Европу» стало настолько  часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую  политику.

Деятельность Петра создала  все условия для более широкого знакомства России с культуры, образом  жизни, технологиями европейкой цивилизации.

Ёще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличии от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Реформы Екатерины II также  были направлены на создание мощного  абсолютического государства. Политика, проводимая ею в 60-х - начале 70-х гг., получила название политики просвещенного абсолютизма. Данная политика приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации.

Время Екатерины II было временем пробуждение научных, литературных и философских интересов в  русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.

1. Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма  и апогей крепостничества

1.1 Просвещенный  абсолютизм

Первые же царственные  распоряжения новой императрицы  Екатерины Алексеевны обнаруживают ее сметливый ум и умение ориентироваться  в сложной внутриполитической и  придворной обстановке.

Помимо амнистий и награждений, столь обычных для любого переворота, Екатерина II предпринимает ряд экстренных мер. Почти тотчас всю армейскую  пехоту Петербургского и Выборгского  гарнизонов она подчиняет лично  преданному ей Кириллу Разумовскому, а кавалерию -- графу Бутурлину. Немедленно в армии были отменены все нововведения прусских порядков. Уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Запрещением вывоза хлеба довольно быстро ликвидируется резкий взлет цен на хлеб в Петербурге. Кроме того, новая императрица 3 июля снижает и цены на соль (на 10 коп. с пуда).

Шестого июля был издан  манифест о воцарении Екатерины  И. В сущности, это был памфлет  против Петра III. Выпятив все наиболее «противныя» тогдашнему обществу поступки Петра III, новая императрица с большим «душевным надрывом» расписала недостойное отношение бывшего императора к русской церкви и православию вообще. Екатерина отменяет и указ Петра III о секуляризации церковных имений.

«Просвещенный абсолютизм» -- явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Проводниками этой политики были и шведский король Густав Щ, и австрийский император Иосиф II, и прусский король Фридрих И, и некоторые крупные государственные деятели таких стран, как Дания, Португалия, Испания и др. Этот вариант государственной политики возник под непосредственным влиянием идей французского Просвещения XVIII в. Идеи эти получили широчайшее распространение в Европе в тот период, когда на историческую арену выступил новый класс -- класс буржуазии, открыто боровшийся за свое экономическое и политическое господство.

Носительница новых производственных отношений, буржуазия той эпохи  сыграла в истории чрезвычайно  прогрессивную роль. В качестве идеологической подготовки своей борьбы за власть она развернула острейшую критику  загнивающего феодального строя  и его институтов. Все громче, все сильнее раздавалась критика  в адрес католической церкви, в  адрес деспотических режимов  правления. «Религия, понимание природы, общества, государственный строй --все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам», -- так писал об идеях французского Просвещения Фридрих Энгельс.

Сословный строй средневековья  подвергался осуждению, прежде всего  с точки зрения «естественных», прирожденных прав любого человека -- его свободы и его равенства. Растущее крестьянское движение против дворян-эксплуататоров превращало напряженную обстановку всеохватывающей критики в обстановку, чреватую революционным взрывом. Объективная необходимость преобразований, отвечающих «духу времени», была осознана Екатериной II как задача не только практическая, но и теоретическая. Именно поэтому царствующая особа, еще в молодости почитывавшая Ш.Л. Монтескье, вновь берется за проработку его трудов и трудов Д'Аламбера, Ч. Беккария, Вольтера, Я.Ф. Бильфельда и др., а с некоторыми из них даже вступает в переписку (Вольтер, Д'Аламбер, Дидро). В конечном счете, система взглядов императрицы нашла отражение в «Наказе» Уложенной комиссии, работа над которым заняла у нее около двух лет. Это объемистый труд из 20 глав, поделенных на 526 статей, раскрывающий принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, а также основы общественной структуры и сословной политики.

Приспособление революционизирующих  идей Просвещения шло, главным образом, в русле теоретического обоснования  монархического государства как  способа самоорганизации общества. Издержки такого приспособления сводятся к тому, что Екатерина II полностью  игнорировала просветительскую теорию «естественного права» и тесно связанную  с ней теорию происхождения государства  как акта «общественного договора»  о разделении функций между членами  сообщества (одним предназначена  функция производительного труда, другим -- функция управления и защиты общества от врага и т.п.). Отказ этот был молчаливо мотивирован тем, что монарх-самодержец (и в его лице государство) не может иметь какие-либо обязанности перед своими подданными (ибо взаимные обязательства государства и подданных могут быть воплощены в жизнь только в свободном, гражданском обществе, а не в обществе, где более 90% населения скованы крепостным правом). Тем не менее, теоретическое осмысление предназначения государственной машины как средства самоорганизации общества было объективно необходимым даже для феодально-крепостнического государства. По мысли императрицы, лучший способ самоорганизации общества -- это разработка идеальной системы законов. «Правильно» составленные законы -- гарантия четко действующего государства, делающего достижимым «блаженство каждого и всех». Отсюда решающая роль не просто монарха, а «просвещенного монарха», способного одарить общество «правильными законами», отсюда и идея «просвещенного абсолютизма» с его теорией «общего блага» как цели самоорганизации общества.

1.2 Секуляризация  церковных земель

Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное  управление монастырских и церковных  имений (так называемая секуляризация). Европейские буржуазные революции  решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или  национализируя их.

Приобщались к этому и  «просвещенные монархи», преследуя  иезуитов, закрывая различные монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных  имуществ. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема приращения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Идея секуляризации  церковных владений постоянно маячила  в России чуть ли не с начала XVI столетия. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимал Петр I. Однако реальным актом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма»

Подготовка секуляризации  была начата в конце 50-х годов XVIII в., а при Петре III был издан  и указ о передаче в ведомство  Коллегии экономии монастырских и церковных  владений. После переворота 28 июня 1762 г. Екатерина II поначалу приостановила  реализацию этого указа. Заигрывая  с духовенством, она открыла вновь  домашние церкви, запечатанные при  Петре III, способствовала возрождению  влияния духовенства в вопросах цензуры и т.д. Однако отмена секуляризации  вызвала огромную вспышку волнений монастырских крестьян. К тому же оплот  монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований.

Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г. меры, останавливающие  секуляризацию, были объявлены временными. Одновременно была создана комиссия для изучения вопроса. К этому  моменту новая императрица убедилась  в слабом влиянии духовенства  как политической силы. И действительно, хотя распоряжения Екатерины II вызвали  в среде духовенства, особенно высших иерархов, сильный ропот и даже негодование, открыто выступить  никто не решился. Исключением явился ростовский архиепископ Арсений  Мацеевич, назвавший секуляризацию  «игом мучительским, которое лютее ига турецкого», действия же императрицы сравнил с поступками Иуды Искариотского.

1.3 Уложенная комиссия 1767 г.

Весьма существенным звеном в екатерининской политике «просвещенного асболютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года.

Актуальность и важность сего дела были всем очевидны, так как  над проектами нового Уложения в  течение ряда лет трудились еще  елизаветинские сановники. Екатерина II придала этому мероприятию всероссийский  размах и с невероятной пышностью  и шумихой поставила его в  центр внутриполитической жизни  России. Внешние формы, в которые  она облекла разработку нового Уложения, напоминали что-то вроде созыва древних  земских соборов. Центром работы должна была стать особая Уложенная  комиссия, члены или депутаты которой  выбирались от всей страны. Депутаты были под «собственным охранением» императрицы, они освобождались пожизненно от смертной казни, пытки и телесного  наказания, «в какое бы прегрешение  не впали». Их личная безопасность обеспечивалась двойной карой покушавшемуся. Все это должно было придать работе Комиссии значение «великого дела».

Представительство в Уложенную  комиссию внешне выглядело почти  всесословным: тут были и дворяне, и горожане, и даже крестьяне, да и Екатерина II уверяла, что выборы организованы так, «дабы лучше нам  узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Однако это  лишь первое впечатление. В Комиссии господствовало дворянство. Вместе с  прочими дворянскими депутатами дворянство в целом было представлено 228 депутатами (40% мест в Комиссии). Города избирали по одному депутату от каждого  города. Всего от них было избрано 208 человек (из них 12 дворян). Таким образом, от дворянства и городов было избрано 424 депутата, хотя они представляли едва 4% от населения страны. Основное же население России было крестьянским (93%).

Помещичьи крестьяне (53% всего  крестьянского населения) не имели  права участвовать в работе Комиссии. Зато с большой шумихой было заявлено об участии в работе Комиссии представителей нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Число депутатов от этих народов достигало 50.При максимальном внешнем эффекте участие депутатов от «инородцев» практически сводилось к нулю: ведь почти никто из них не знал русского языка.

Не участвовало в работе Комиссии ни дворцовое крестьянство, ни бывшие монастырские (теперь «экономические») крестьяне, ни крестьянство Прибалтики, Дона, Украины. 45 депутатских мест имело  лишь казачество.

Таким образом, в Комиссии подавляющее большинство составили  представители господствующего  класса дворян и горожане. Это определило и весь характер ее работы.

Процедура выборов депутатов  предусматривала составление письменных наказов от их избирателей. В итоге  в Комиссию было подано около 1,5 тыс. наказов. Этот огромный материал практического  применения в работе «Комиссии об Уложении» не нашел. Торжественное  открытие Комиссии состоялось в Москве 30 июля 1767 г. В Успенском соборе была совершена церемония богослужения и приведения депутатов к присяге. На другой день в Грановитой палате был избран маршал (председатель) Комиссии. Им стал костромской депутат генерал-аншеф А.И. Бибиков.

Большое собрание провело  с 31 июля 1767 г. по 12 января 1769 г. 203 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных  проблем (законы о дворянстве с особым выделением проблем остзейского  дворянства, законы о купечестве и  городском населении, о судоустройстве). Обсуждены были вопросы о положении  государственных крестьян и положении  всего крестьянства. Помимо Большого собрания в Комиссии работало 15 частных  комиссий (государственного права, юстиции, о соотношении воинских и гражданских  законов, земледелии и домостроительстве, о поселении, рукоделии, искусствах и ремеслах и др.). Большое собрание прекратило работу в январе 1769г., последний  протокол № 204 был составлен 8 июля 1770г. Частные комиссии работали до конца 1771 г. До 1776г. кое-где еще проходили  довыборы депутатов. С 1775 до 1796г. Комиссия существовала как чисто бюрократическая  инстанция.

Политическая функция  Комиссии состояла в приобщении, прежде всего дворянства к проблемам  государственного управления. По отношению  же к обществу в целом основная цель работы Комиссии состояла, по всей вероятности, в «приуготовлении» «умов людских» для введения «лучших законов». Само по себе устройство такого грандиозного общественного собрания имело весьма существенное значение для укрепления и авторитета и власти самодержицы, создавало ей весьма благоприятный имидж в просвещенной Европе. Наконец, далеко не последнюю роль работа Комиссии и особенно ее Большого собрания сыграла для глубокого знакомства Екатерины II и ее правительства с «состоянием умов», с расстановкой классовых сил в стране.

Особенно важно отметить, что время от времени в стенах Комиссии раздавались весьма резкие суждения по крестьянскому вопросу. Казак А. Алейников выступил с  яркой речью против крепостного  права. Белгородский однодворец А.Д. Маслов, раскрыв перед депутатами картину  жестокого угнетения и «безмерного  отягощения» крепостных крестьян их господами, попытался дать реальную программу освобождения крестьян. Разумеется, проект не нашел никакой поддержки. Подобные выступления весьма насторожили  руководителей Комиссии. А число  антидворянских выступлений тем временем росло. В 1768 г. состоялось 58 таких выступлений. Права дворян и их привилегии подвергались нападкам и критике. В последние три месяца работы выступило всего 16 ораторов, а время их речей заняло не более 2-х часов.

Информация о работе Россия при Екатерине II