Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.

Файлы: 1 файл

Правопорядок.docx

— 63.03 Кб (Скачать)

Введение

 

Законность и правопорядок  являются объектом пристального внимания ученых – юристов.

В юридической литературе нет единого  мнения о толковании данных правовых категорий, существует множество определений  законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются  на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у них  единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют  формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность –  своеобразные инструменты, позволяющие  решать поставленные задачи и достигать  цели. Есть законность – есть и правопорядок.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, изучение категории правопорядок, определение ее соотношения с иными правовыми явлениями и категориями, позволяет выделить основные направления и меры по охране правопорядка, а укрепление и соблюдение законности и правопорядка является важнейшей функцией государства, одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время.

Объект  исследования: общественные отношения в сфере правового порядка.

Предметом исследования является определение  правового порядка, его сущности и социального назначения.

  Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

  1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
  2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
  3. Раскрыть сущность правопорядка.
  4. Определить роль  правопорядка и законности в социальной жизни.

При работе с источниками и обработке  информации использовались общенаучные  и правовые методы: анализа, сравнения, синтеза материала, технико-юридический    и формально-юридический методы.

При написании курсовой работы в качестве теоретической базы использовались монографии, журнальные статьи, посвященные проблеме понимания правового порядка, учебные пособия.

 

 

 

  1. Правовой порядок
    1. Подходы к пониманию правового порядка

Общепризнано, что порядок –  это форма упорядочения сфер общественных отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам  всего общества, с помощью социальных норм: норм морали, права, обычаев. Порядок – это состояние налаженности, организованности, благоустроенности; правильность, систематичность, строгая определенность, последовательность. В философии под порядком понимается  “ясная и четкая организация какой-либо сферы деятельности” [14, c.527]. Порядок, как высочайшая социальная ценность, соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации – как верховенствующий регулятор, выражающий общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармоничного сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.

Общественный  порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами  общества, утвердившейся как образ  жизни в результате воздействия  всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости. В более широком, научном аспекте общественный порядок рассматривается как “определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие” [7, c.490]. В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений только в общественных местах [7, c.491]. Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.

Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, общественный порядок – это соответствующая  интересам и потребностям общества и личности социально-правовая урегулированность  всей совокупности отношений между  людьми, государственными и общественными  структурами.

Общественный  порядок – результат успешной и эффективной реализации предписаний  и требований, заложенных в потенциале всех социальных норм, складывающихся и функционирующих в обществе, включая юридические нормы [13, c.216].

Правопорядок  является главной составной частью общественного порядка, однако складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права [6, c.383]. От особенностей, содержания, состояния правопорядка во многом зависит и функционирование общественного порядка в целом. В порядке обратной связи устойчивый, качественный общественный порядок закладывает благоприятные условия для становления должного правопорядка. Однако правопорядком охватываются не все сферы общественных отношений. Определенные виды общественных отношений не нуждаются в правовой регламентации и обеспечиваются другими социальными регуляторами. В этом смысле правопорядок – это элемент системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Однако следует отметить, что в настоящее время границы и пределы правового регулирования расширяются и, следовательно, увеличивается сфера правового воздействия.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспечивается преимущественно  средствами общественного воздействия. Но это не значит, что общественный порядок безразличен для государства  и оно не участвует в его  обеспечении. Во-первых, присутствие  в структуре общественного порядка  в качестве важнейшей части  правопорядка уже само по себе обусловливает позитивное государственное воздействие на общественный порядок. Во-вторых, общественный порядок как целое не может не оказывать существенное влияние на правопорядок как на составную часть. Не случайно он присутствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступлений (преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения) и административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок.

Понятие “правовой порядок” возникло еще  в античную эпоху и служит отражением реального состояния, а его “фундаментом”  является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности. Правовой порядок лежит в основе общественных отношений, регламентируемых, охраняемых посредством права, и имеет место, когда:

  1. Все общественные отношения, нуждающиеся в юридической защите, упорядочены в соответствие с объективно обусловленными потребностями общества;
  2. правовым законодательством общественные отношения урегулируются системно в русле гармоничного сочетания интересов личности и общества;
  3. регламентация юридически гарантированная;
  4. права и обязанности субъектов права, их единство формулируются точно, ясно, доходчиво;
  5. правовые предписания проводятся в жизнь реально в соответствие с принципами правовой законности [5, c.439].

Как правовое явление правопорядок имеет  двойственную природу. В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений.

Под правопорядком в абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, то есть статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. Правовой порядок в абстрактном значении выступает как цель правового регулирования, то есть порядок, к достижению которого стремится законодатель.

От  абстрактно-должного правопорядка отличается реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей. Исходя из вышесказанного под реальным правопорядком имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, то есть надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права. Реальный правовой порядок – это уровень реализованной в обществе правовой законности, включающий четко отлаженное функционирование органов государственной власти и управления, системы органов местного самоуправления, общественных объединений; реальное обеспечение прав и свобод каждой личности; успешное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в общественной жизни; обстоятельный контроль за состоянием преступности в обществе и оперативное и эффективное реагирование на факты противоправного поведения.

В современной литературе широко представлены  позиции, которые характеризуют  правопорядок как упорядоченную  систему общественных отношений, основанных на правовых предписаниях, устанавливаемую  в обществе в результате действия норм законности. Правопорядок – многоаспектное, многоуровневое понятие [17, c. 530].

По  мнению Н.Г. Александрова, правопорядок – это порядок в волевых  общественных отношениях, регулируемых правовыми нормами, который устанавливается  посредством обеспечения законности и выражается в неуклонном выполнении юридических обязанностей участниками  правоотношений и в реально гарантированном осуществлении их субъективных прав [15, c.252].

Так, С.С.Алексеев отмечает, что “правопорядок  – это состояние фактической  упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление  требований законности” [1, c.38]. А.Ф.Черданцев, например, рассматривает правопорядок как “порядок общественных отношений, складывающийся в результате соблюдения и исполнения  законов и основанных на них юридических актов.  Правопорядок – результат действия законности” [19, c.389]. Наиболее общее определение правопорядка дает В.С.Нерсесянц: “Правовой порядок (правопорядок) – это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции” [9, c.529]. Профессор Марченко в своей работе ссылается на А.С.Шабурова, который считает, что правопорядок можно как “основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества” [10, c. 324].

В данных определениях ничего не говорится  о том, правильна ли  установившаяся в обществе система общественных отношений, хорошо ли она организованна, обеспечивает ли “состояние благоустройства  и налаженности”, “ясность и четкость организации”. Можно предположить, что авторы исходят из того, что организация общественных отношений на основе правовых норм – это всегда правильная организация. На основе представленного можно утверждать, что правопорядок всегда имеется там, где есть объективное право. Но с этим согласны не все авторы.

В.В. Борисов определяет конкретные признаки правопорядка и считает, что правопорядок – это “объективно и субъективно  обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется  внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах  права и законности, а также  на демократических, гуманистических  и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права” [2, c.544]. При этом автор отмечает, что “в любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений, но в одних государствах существует правовой порядок, а в других эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах. Только при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет искусство добра и справедливости, порождаются правовые порядки” [2, c.550]. Следует отметить, что В.В. Борисов предпринял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Отправная позиция заключается в том, что правопорядок есть слияние двух начал: объективных законов развития общества, потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей. Как государственно-правовое явление, правопорядок возникает и существует, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.

      Каждый из авторов подчеркивает  наиболее характерные особенности  такого общественного феномена, как правовой порядок – естественное  и нормальное состояние всех  опосредуемых правом сторон жизнедеятельности  людей и их объединений. Нельзя не вернуться и к предложению понимать под правопорядком систему правоотношений [4, c.61]. Однако в отечественной правовой науке вопрос о понятии правоотношения является дискуссионным.

Информация о работе Законность и правопорядок