Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.

Файлы: 1 файл

Правопорядок.docx

— 63.03 Кб (Скачать)

С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.

Роль правового порядка в  жизни общества определяется функциями, среди которых можно выделить три основные [11, c.270]. При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии.

Первая функция – взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация тех  больших систем, составным элементом  которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. В окружающей социальной среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, культурные и иные факторы. Он не только приспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, он упорядочивает важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая определенное место в больших  системах и испытывая на себе их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию их стабилизации, упрочения. Благотворное влияние среды  усиливает это обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее  правовой порядок, тем решительнее  он отвергает негативные влияния  на него [12, c. 9].

Вторая функция – упрочение  внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки.

Третья функция – самосохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена «на  себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить свою самостоятельность. Устойчивость системы обеспечивается ее собственными функциями. Правопорядок действует во внешней среде. Общество, государственная власть, режим демократии оказывают на него активное влияние стимулирующего и угнетающего характера, упрочивающего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной его неприспособленности, придать правовую форму произвола и беззакония.

Социальная среда, в которую  входит и правопорядок, обязана его  поддерживать и укреплять путем  совершенствования законов, упрочения  дисциплины и организованности, улучшения  правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, прокурорского надзора. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Правопорядок противостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции.

Таким образом, особая роль правопорядка для общества состоит в следующем: он выступает как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимый элемент демократии, как основная общечеловеческие ценность и, следовательно, существенная часть правовой и общей культуры. Именно правопорядок является индикатором уровня правовой культуры общества в рамках становления правовой государственности [12, c.10].

Таким образом, укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они — его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка. Правопорядок важен не сам по себе. Его юридическая и социальная ценность состоит в получении социально полезных результатов обществом, государством и гражданами от соблюдения и исполнения действующих норм права. 

Заключение

 

Государство управляется с помощью  различных методов и средств  – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди правовых особенное  место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность  общества, его граждан.

Законы и  их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы  общежития.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать  себя связанной ими. В противном  случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В  подчинении власти собственным законам  – суть правового государства.

В современных условиях без законности и правопорядка невозможно решение  стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических  реформ, развитие производства; построение гражданского общества и правового  государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с  преступностью; обеспечение управленческого  процесса; формирование политико –  правовой культуры и повышение правосознания  личности и всего общества.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что  они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей  предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном  престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения  управляемости обществом.

 

Список  использованных источников.

  1. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования / C.C. Алексеев. – Москва, 1999. – С. 38
  2. Борисов, В.В. Правопорядок / В.В Борисов // Теория государства и права / Н.И. Матузова [и др.]; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Москва, 2001. – 563 с.
  3. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. А.Ф. Вишневского. – Минск: Тесей, 1998. – 576 с.
  4. Григорьева, М.А. Гражданский правопорядок: проблема понимания / М.А. Григорьева // Закон и право. – 2008. - №8. – С. 60 – 62
  5. Дробязко, С.Г. Общая теория права учебное пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2005. – 464 с.
  6. Комаров, С.А. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / А.В. Малько, С.А. Комаров. – Минск: Издательство НОРМА, 2001. – 448 с.
  7. Лазарев, В.В. Законность и правопорядок / В.В. Лазарев // Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц [и др.]; под ред. В.С. Нерсесянца. – Москва, 1999. – 498 с.
  8. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц,  Н.Б Смоленский, В.И. Шепелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с.
  9. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – Москва, 1999. – 670 с.
  10. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах // Т.2:  Теория права. – Москва, 1998. – 650 с.
  11. Перевалов, В.Д. Теория государства и права учебник / В.Д. Перевалов. – Москва: Юрайт-Издат, 2009. – 379 с.
  12. Правдюк, Т.И. Правопорядок и правовая культура / Т.И. Правдюк // История государства и права. – 2008. – №7. – С. 8-10
  13. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства /  В.Н. Протасов. – Москва: Новый Юрист, 2001. – 240 с.
  14. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Минск, 2004. – 527 с.
  15. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – Москва, 2000. – 357 с.
  16. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Сырых. – Минск: ЗАО Юстициформ, 2005. – 704 c.
  17. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев [и др.]; под ред. В.К. Бабаева. – Минск: Юристъ, 2005. – 592 с.
  18. Толковый словарь русского языка  / Д.Н. Ушаков [и др.];  под ред. Д.Н.Ушакова. – Москва, 2004. – 856 с.
  19. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев. – Москва, 2001. – 420 с.

 

 


Информация о работе Законность и правопорядок