Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.
Роль правового порядка в жизни общества определяется функциями, среди которых можно выделить три основные [11, c.270]. При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии.
Первая функция –
Занимая определенное место в больших системах и испытывая на себе их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию их стабилизации, упрочения. Благотворное влияние среды усиливает это обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные влияния на него [12, c. 9].
Вторая функция – упрочение внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки.
Третья функция –
Социальная среда, в которую входит и правопорядок, обязана его поддерживать и укреплять путем совершенствования законов, упрочения дисциплины и организованности, улучшения правовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы, прокурорского надзора. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Правопорядок противостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняя свои позитивные цели и функции.
Таким образом, особая роль правопорядка для общества состоит в следующем: он выступает как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимый элемент демократии, как основная общечеловеческие ценность и, следовательно, существенная часть правовой и общей культуры. Именно правопорядок является индикатором уровня правовой культуры общества в рамках становления правовой государственности [12, c.10].
Таким образом, укрепление законности
и правопорядка является непременным
условием и средством формирования правового
государства, а сами они — его необходимыми
элементами. Государство станет правовым
только при наличии прочной законности
и стабильного, основанного на праве и
законности порядка. Правопорядок важен
не сам по себе. Его юридическая и социальная
ценность состоит в получении социально
полезных результатов обществом, государством
и гражданами от соблюдения и исполнения
действующих норм права.
Заключение
Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди правовых особенное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан.
Законы и их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.
В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.
В современных условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико – правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь этих
и других задач требуется
Наличие должного правопорядка в стране
позитивно сказывается на ее международном
престиже. Необходимо применять меры,
которые будут направлены на укрепление
государственности и
Список использованных источников.