Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
Профессор М.Н. Марченко определил девять принципов. При этом правопорядок рассматривается не только в сфере права, но и нравственности, сближаясь с общественным порядком: конституционность, законность, целостность и структурность, субординация и соподчинение, упорядоченность и нормативность, справедливость и нравственность, гарантированность, простота, универсальность и оптимальность, подконтрольность [10, c.550]. Если же исходить из сугубо правовой сферы, то правопорядку присущи следующие принципы: упорядоченность общественных отношений правовыми законами в соответствии с принципами права, своевременность урегулирования, стабильность, системность, универсальность, точность, ясность, гарантированность.
Таким образом, правопорядок выступает сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, а с другой – существуют более динамичные и многообразные проявления внешних отношений. Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью.
Правопорядок есть сложная система со множеством взаимодействующих элементов, совокупностью отношений между ними и их свойствами, имеющими статическую и динамическую характеристики.
В структуре правового порядка выделяются следующие элементы:
1. Закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Четко определяется их атрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Все это оформляется правовым статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами. Правовая структура закрепляет нормами фактическую конституцию, то есть строение общества. Здесь имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие – аморфны и неорганизованны.
Первые объединения – прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые – носят признак временности, изменчивости и выступают как участники правопорядка. Поэтому к участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования: ими могут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом [7, c.425].
Закон признает субъектами права не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который только завтра родится; организацию, которую собираются создать и которая будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство. Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди и организации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче, чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участников правопорядка
Четкая и строгая
В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана [11, c.367].:
Участники правопорядка признаются в
качестве таковых государственной
властью. Ведущее звено – законодатель
– находится в иерархической
взаимосвязи со всеми компонентами
правопорядка, способствуя их правовому
оформлению. Правовой статус участников
закрепляет их свойства и состояния
(в том числе
2.Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения.
Структурные отношения – это
связи между участниками
3. Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры.
Здесь регулируется все:
Реальная жизнь и социальные
отношения находят свое отражение
в системе права, оформленных
институтах, подотраслях и отраслях
права. Они состоят из образцов –
правовых нормативов, которые, реализуясь,
упорядочивают реальные процессы. Правовая
нормативность активно
Акты, регламентирующие процессы и развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это – законы и нормативные акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать и классифицировать, но они все имеют юридическую форму, высокую степень формализованности, нормативность регулирования, иерархическую соподчиненность, обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности.
В правопорядке существуют различные уровни упорядоченности, совокупное единство которых дает целостное образование. Но каждый из уровней имеет свою упорядоченность: сложную, разветвленную или простую, элементарную [11, c.289]. В первых двух случаях необходимы подробные регламентации, как это наблюдается в гражданском и уголовном процессах; в административных, трудовых и других отношениях – упрощенные варианты.
Порядок уровня зависит от характера и содержания правовых институтов. Сложные институты, такие как избирательная система, расследование, право собственности требуют детальной регламентации процесса; другие – большинство институтов административного, гражданского, семейного права – имеют упрощенную процедуру; элементарная упорядоченность – это, например, взыскание штрафа за нарушение правил уличного движения и т.д.
В данной ситуации речь идет об упорядочении на уровне отраслей права в процессе их реализации, на уровне правовых институтов и норм права.
При регулировании общественных отношений
нормы материального и
В связи с тем, что уровни упорядоченности различны, необходима их классификация, которая может иметь различные критерии. Так следует выделить: по масштабности – правопорядок страны, регионов, организаций; по объему и значимости – общий, отраслевой; по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый; по сложности – комплексный, упрощенный, элементарный; по степени фиксации – оформленный и неоформленный (реализация правовых обычаев, традиций) [10, c.587].
Таким образом, классификация уровней упорядоченности имеет важное практическое, даже «прикладное» значение, потому что всегда просматриваются структуры и персоналии, несущие прямую ответственность за состояние правового порядка в стране, регионе, ведомстве, каждом коллективе.
Обусловленный правовой законностью стабильный правопорядок является той юридической основой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достижение ими основополагающих жизненных целей, задач, интересов, создается модель достойного существования для каждой личности. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более значимо выглядит практическое действие правовой законности, то есть законности гражданского общества и правового государства [8, c.488].
Именно гражданское общество испытывает
потребность в упорядоченности
его функционирования с помощью
социальных, в том числе правовых,
норм. В условиях стабильного правопорядка
эффективно функционирует экономика,
достигается гармония законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти,
гарантируется свободное
Будучи жизненно необходимым государственно-
Правовой порядок и законность
выступают правовой основой и
средством функционирования государственной
власти и демократии. Правопорядок
выполняет функциональные нагрузки,
связанные с упорядочением
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений [8, c.489]. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.