Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.

Файлы: 1 файл

Правопорядок.docx

— 63.03 Кб (Скачать)
  1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (не формальную) общественных отношений. Этим правопорядок отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
  2. Системность. Правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права и государственной власти.
  3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства
  4. Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Это является одной из функций государства.
  5. Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен.
  6. Единство (основано на единых политических и правовых принципах).  Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.

Профессор М.Н. Марченко определил  девять принципов. При этом правопорядок рассматривается не только в сфере  права, но и нравственности, сближаясь с общественным порядком: конституционность, законность, целостность и структурность, субординация и соподчинение, упорядоченность и нормативность, справедливость и нравственность, гарантированность, простота, универсальность и оптимальность, подконтрольность [10, c.550]. Если же исходить из сугубо правовой сферы, то правопорядку присущи следующие принципы: упорядоченность общественных отношений правовыми законами в соответствии с принципами права, своевременность урегулирования, стабильность, системность, универсальность, точность, ясность, гарантированность.

 Таким образом, правопорядок выступает сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, а с другой – существуют более динамичные и многообразные проявления внешних отношений. Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью.

 

    1. Структура и уровни упорядоченности правопорядка

 

Правопорядок есть сложная система  со множеством взаимодействующих элементов, совокупностью отношений между  ними и их свойствами, имеющими статическую  и динамическую характеристики.

В структуре правового порядка  выделяются следующие элементы:

1. Закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Четко определяется их атрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Все это оформляется правовым статусом участников правопорядка: конституцией, законами, уставами, договорами. Правовая структура закрепляет нормами фактическую конституцию, то есть строение общества. Здесь имеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединения людей. Одни из них получают организованное оформление, другие – аморфны и неорганизованны.

Первые объединения – прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые – носят признак  временности, изменчивости и выступают  как участники правопорядка. Поэтому  к участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования: ими могут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметь официальное оформление в  конституционных законах; каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу  поведения, что определяется его  правовым статусом [7, c.425].

Закон признает субъектами права не только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина, который  только завтра родится; организацию, которую  собираются создать и которая  будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство. Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди и организации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче, чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участников правопорядка

Четкая и строгая упорядоченность  взаимоотношений субъектов правопорядка и урегулированность взаимодействий между ними получают прямые выходы на практику, которой проверяется  обоснованность социально-правовых функций  каждого элемента в сфере правопорядка.

В целях создания прочной правовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть (законодатель) обязана [11, c.367].:

  1. Определить перечень участников правопорядка, их строгое соподчинение, субординацию по юрисдикции и функциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям во всех сферах их взаимодействия;
  2. указать на их связи и отношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуру их осуществления;
  3. избрать правовые методы, средства и формы их регулирования, определить нормативность всех сторон в правопорядке, выявить их характеристики.

Участники правопорядка признаются в  качестве таковых государственной  властью. Ведущее звено – законодатель – находится в иерархической  взаимосвязи со всеми компонентами правопорядка, способствуя их правовому  оформлению. Правовой статус участников закрепляет их свойства и состояния (в том числе праводееспособность), определяет субординацию, соподчинение, корреляционные связи. Участники относительно свободны в выборе варианта своего поведения и принимаемого решения  и несут ответственность за этот выбор.

2.Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения.

Структурные отношения – это  связи между участниками правопорядка и их свойства, которые объединяются в целостное образование [6, c.327]. Речь идет не о механической совокупности, а о системе взаимосвязей, об иерархической соподчиненности, организованности и упорядоченности, что придает правовому порядку необходимую целостность. В системе правоотношений участников и их свойств переплетаются количественные и качественные характеристики. Участники правопорядка взаимодействуют и по горизонтали, и по вертикали.

3. Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры.

 Здесь регулируется все: участники  и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения  и поведение людей, процедуры  и процессы возникновения и  развития элементов. Вводится  многогранная и разносторонняя  правовая регламентация. Очень  часто атрибутивные элементы  закрепляются в правовых актах,  которые называются распорядком,  регламентом, процессом, протоколом  и т.п. Такая многосторонняя  урегулированность ведет к устойчивости  и стабильности, что характеризует  правопорядок как монолитное  образование [9, c. 532].

Реальная жизнь и социальные отношения находят свое отражение  в системе права, оформленных  институтах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов –  правовых нормативов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правовая нормативность активно воздействует на социальную нормативность определенных жизненных сфер, создавая своеобразный распорядок, который в свою очередь  влияет на процессы возникновения, изменения  и прекращения отношений субъектов, свойств, определяет четкую программу  развития, решения жизненных ситуаций, разрешения конфликтов, использования  правовых методов, восстановление нарушенного  права. Например, правила внутреннего  распорядка, трудовой распорядок, регламент  работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и т.д. Все это – разные уровни правовой упорядоченности.

Акты, регламентирующие процессы и  развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными  на постоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это  – законы и нормативные акты отраслевого  процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать  и классифицировать, но они все  имеют юридическую форму, высокую степень формализованности, нормативность регулирования, иерархическую соподчиненность, обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности.

В правопорядке существуют различные  уровни упорядоченности, совокупное единство которых дает целостное образование. Но каждый из уровней имеет свою упорядоченность: сложную, разветвленную  или простую, элементарную [11, c.289]. В первых двух случаях необходимы подробные регламентации, как это наблюдается в гражданском и уголовном процессах; в административных, трудовых и других отношениях – упрощенные варианты.

Порядок уровня зависит от характера  и содержания правовых институтов. Сложные институты,  такие как избирательная система, расследование, право собственности требуют детальной регламентации процесса; другие – большинство институтов административного, гражданского, семейного права – имеют упрощенную процедуру; элементарная упорядоченность – это, например, взыскание штрафа за нарушение правил уличного движения и т.д.

В данной ситуации речь идет об упорядочении на уровне отраслей права в процессе их реализации, на уровне правовых институтов и норм права.

При регулировании общественных отношений  нормы материального и процессуального  права «работают» в единстве, определяя  структурный и процедурный состав упорядоченности. Поэтому, если вновь  принятый закон не имеет процедуры реализации, он повисает в воздухе и не достигает цели.

В связи с тем, что уровни упорядоченности  различны, необходима их классификация, которая может иметь различные критерии. Так следует выделить: по масштабности – правопорядок страны, регионов, организаций; по объему и значимости – общий, отраслевой; по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый; по сложности – комплексный, упрощенный, элементарный; по степени фиксации – оформленный и неоформленный (реализация правовых обычаев, традиций) [10, c.587].

Таким образом, классификация уровней упорядоченности имеет важное практическое, даже «прикладное» значение, потому что всегда просматриваются структуры и персоналии, несущие прямую ответственность за состояние правового порядка в стране, регионе, ведомстве, каждом коллективе.

 

  1. Роль правопорядка и законности в социальной жизни

 

Обусловленный правовой законностью  стабильный правопорядок является той юридической основой, на которой осуществляется все многообразие позитивных форм жизнедеятельности людей, достижение ими основополагающих жизненных целей, задач, интересов, создается модель  достойного существования для каждой личности. Чем выше уровень и содержание правового порядка, тем более значимо выглядит практическое действие правовой законности, то есть законности гражданского общества и правового государства [8, c.488].

Именно гражданское общество испытывает потребность в упорядоченности  его функционирования с помощью  социальных, в том числе правовых, норм. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

Будучи жизненно необходимым государственно-правовым явлением, правопорядок вносит необходимые  элементы баланса в отношения гражданского общества и государства, выравнивает их интересы, устраняет противостояние и состояние социальной напряженности в отдельных аспектах общественной жизни.

Правовой порядок и законность выступают правовой основой и  средством функционирования государственной  власти и демократии. Правопорядок выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших  государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную  и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как фундамент нормальной жизнедеятельности общества и функционирования государственной власти, как основа демократии.

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных  позиций, и прежде всего с точки  зрения интересов государства и  личности. Для государства эта  роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое  занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство  использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них  особое место занимает правовое регулирование  общественных отношений [8, c.489]. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

Информация о работе Законность и правопорядок