Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таких правовых категорий как правопорядок, законность и общественный порядок.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Показать множественность подходов к определению понятия правопорядок.
2. Определить соотношение правопорядка с понятиями общественный порядок и законность.
В
формировании правового порядка
участвуют следующие элементы механизма
правового регулирования
Правовые
нормы являются нормативной предпосылкой
правопорядка, выступают первичным
звеном механизма правового
Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений [8, c.488].
В
случаях, когда для воплощения правовой
нормы в жизнь требуется
В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью, справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.
Таким образом, правовой порядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Правопорядок является результатом эффективного действия законодательства, качественного воплощения в жизнь норм права и установления законности. Однако правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом.
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, потому что это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.
При
исследовании средств властвования
и путей осуществления
При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его органов, должностных лиц, других субъектов права и поведения граждан имеет место новая связь, где законность выступает основным конституционным принципом [6, c.386]. При анализе демократии она выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия. При характеристике нормативных и правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят о законности, как об их важнейшем сущностном качестве. Сердцевиной законности является требование точного понимания и повсеместного выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление ответственности. Указанные моменты необходимо учитывать при сопоставлении правопорядка и законности.
В правовой системе общества есть три категории, которые тесно взаимосвязаны – это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Действительно,
эти категории формируются на
одних и тех же принципах, тесно
взаимосвязаны с властью, у них
единое государственно-волевое
Право, законность, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь [6, c.441].
Право
– установленная законом
Они представляют собой различные этапы реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила; законность – реализующее право правовое качество нормативных и правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.
Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов [6, с.385].
Различны
их связи и зависимости: если законность
выступает как причина, то правопорядок
– как следствие. При анализе
законности оперируют количественными
и качественными
Право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, а законность – реальность их реализации, правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний. Каждая из форм выражения законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.д [11, c.269].
Таким образом, можно сделать вывод, что в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее:
Под сущностью какого-либо явления или предмета понимают внутреннее его содержание, основные черты и специфические характеристики [18, с.758]. Анализируя правопорядок, следует отметить, что это социально-правовая категория. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.
Правопорядок реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание [16, c.367].
Материальное содержание – это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое
Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: реализованной системы прав и законности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;
взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;
упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и связей.
Под формой правопорядка понимается
присущая ему организация содержания.
Отражая его внутреннюю структуру,
закономерности реального мира, форма
выступает в качестве способа
существования правового
Содержание и формы
Правопорядок обладает признаками, позволяющими отличать данное понятие от иных правовых категорий. Признаки правопорядка могут быть определены следующим образом [3, c.492]:
Названные черты характеризуют
правопорядок с качественной стороны.
Но не меньшее значение имеет и
его количественная сторона, а, как
известно, от количества зависит
и качество. Говорить об абсолютном
порядке не приходится – это идеальная
ситуация, которая остается вечной
целью правового регулирования.
Поэтому в деятельности государства
присутствуют чрезвычайно многообразные,
постоянно совершенствуемые направления
и формы обеспечения