Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа
Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:
а) понятия правового порядка и правовой законности;
б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;
в) конституционная законность и судебный конституционный контроль
Введение
Мы живем на рубеже эпох. ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя нам далеко не совершенное общество, в котором мы живем. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений своей деятельности.
В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль всегда играл правопорядок и законность, то, что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества.
В
настоящее время законность как
важнейшее условие и средство
прогрессивного развития общества приобретает
особое значение в связи с решением
задач национально-
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить. В условиях, происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимость обеспечения и укрепления правового порядка и правовой законности, приобретает особую актуальность.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
Укрепление законности – одно из главных направлений формирования будущего правового государства, самая актуальная проблема в современных условиях развития жизни.
Важную
роль в реализации этих задач приобретает
правильное их понимание во всех слоях
общества, всеми субъектами правовых
отношений и в особенности
представителями
Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты.1
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
– во-первых,
проводимыми в Российской Федерации
преобразованиями в сферах государственного
управления, в экономике, которые
непосредственно затрагивают
– во-вторых, относительно низким уровнем правовой культуры представителей государственных органов;
– в-третьих, необходимостью более широкого вовлечения всех граждан Российской Федерации в процессы связанные с осуществлением контроля правового порядка и правовой законности.
Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:
а) понятия правового порядка и правовой законности;
б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;
в) конституционная
законность и судебный конституционный
контроль.
1.Понятие законности, правопорядка и общественного порядка.
Их
соотношение.
О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий, места и времени.
Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.
Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе нормативно-правовых актов государства следует преодолеть и признать, что законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам.
В
юридической литературе законность
рассматривалась по-разному. Часто
ее определяют как режим, принцип, метод
государственного руководства обществом,
состоящий в издании и
Большинство работ, по данной теме, изданы давно. За это время в обществе и науке произошли значительные изменения, в свете которых особенно четко проявились принципиальные недостатки имеющихся интерпретаций законности.
Во-первых,
традиционное понятие законности в
основном отражало дореформенное состояние
общественных отношений, основанных на
жесткой иерархической
Во-вторых, толкование законности как требования неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.
В-третьих,
такая характеристика законности, по
существу, сводит ее к обязательности,
являющейся объективным свойством
права и государственной
В-четвертых, это не только требование соблюдения норм-запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.
Отмеченные
моменты, так или иначе, учитываются
в публикациях и
Обобщая
сказанное, хотелось бы подчеркнуть: законность
играет роль “посредника”, который
как бы “переносит” право в
плоскость реального
В этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности выглядят вполне оправданными и своевременными. Особенно после событий августа — сентября 1991 года, сентября — октября 1993 года, в результате которых она приобрела еще и огромное социально-политическое и практическое значение.4
Современные
реалии требуют, прежде всего, определения
мировоззренческо-
Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.
Профессор А. Ф. Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”.5
Все вышеизложенное тесно связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.
Одним
из нравственных начал содержания законности
может выступать категория
Другое
этическое основание —
Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.
В
историческом аспекте установить точное
время возникновения законности
так же трудно, как и определить
«возраст» человека, государства
и права, все они находятся
между собой в теснейшей
На мой взгляд, режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Можно
сказать: законность – основа демократии,
демократического режима общества. В
условиях режима законности становятся
реальными демократические
“Законность,– отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”6.