Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:

а) понятия правового порядка и правовой законности;

б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;

в) конституционная законность и судебный конституционный контроль

Файлы: 1 файл

сборная работа.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

в) Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются  в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

     Можно выделить следующие различия между  законностью и правопорядком:

Законность  – это качественная сторона правовой деятельности органов государства  и местного самоуправления, а правопорядок – это состояние правовой жизни  общества, упорядоченная система  всех правовых отношений.

Законность  – правовое качество нормативных  и правореализационных актов, эффективность  процесса их реализации. Правопорядок – воплощенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной  власти и граждан.

Законность  – средство установления правопорядка. Правопорядок – результат осуществления  права и законности.

     Существует  прямая зависимость между законностью  и правопорядком: укрепление законности влечет за собой укрепление правопорядка, и соответственно при нарушении  законности происходит нарушение правопорядка.

     Законность  и правопорядок представляют собой  объективные требования социально-экономического и духовного развития общества. Они  выступают основополагающими факторами  наличия порядка в обществе и  государстве. Укрепление и гарантированность  законности и правопорядка есть условия  формирования правого государства.

     Правопорядок, в свою очередь, - это составная  часть общественного порядка. Термин «общественный порядок» употребляется  в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его  анализ позволяет сформулировать определение.

     Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.

     Если  правопорядок это упорядоченность  общественных отношений, как результат  соблюдения правовых норм, то общественный порядок предполагает не только соблюдение норм права, но и соблюдение иных социальных норм (норм морали, этики, корпоративные  нормы, нормы обычаев, традиций и  пр.)

     Общественный  порядок представляет собой всю  совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, обычаев, традиций и ритуалов.

     Правовая  законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.

     Под правовым законом при этом имеется  в виду объективное право (и, следовательно, предусмотренный им абстрактно-должный  правопорядок), соответствующее принципу формального равенства. Очевидно, что  реальный правопорядок может быть результатом  соблюдения требований лишь правового закона и соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить не правовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок.

     Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.

     Для понимания законности как неотъемлемого  качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства  существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных, включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

     Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права  в законах государства, в самом  законотворчестве.

     Закон занимает особое место в системе  нормативных правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе  нормативных правовых актов государства  следует преодолеть и признать, что  законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов – должностным лицам.

     Из  этого вытекает необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с  законом и во исполнение закона.

     Сущностное  понимание законности и правопорядка связано с важным критерием их отграничения друг от друга. Это касается определения субъектов законности и правопорядка.

     В свете традиционного понимания  законности ее субъектами являются все  субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь нивелируется повышенная опасность нарушения  закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения  закона, совершаемого гражданином. 
 
 

2.Функции законности и правопорядка в современном обществе. 

     При анализе законности и правопорядка необходимо выделить и их основные функции. При рассмотрении функций  законности и правопорядка как целостного образования выделяются связи, в  которых проявляется их отношение  с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую они  выполняют в правовой системе  общества, в государственном конституционном  порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают  правовой основой и средством  функционирования государственной  власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Они выполняют функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших  государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную  и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление — деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

     Исходя  из этого, можно выделить три основные функции законности и правопорядка:

1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых они являются. Законность и правопорядок функционируют в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

     В окружающей среде особенно сильное  влияние на законность и правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми они взаимодействуют  и к которым должны приспосабливаться  в ответ на их благотворное или  угнетающее влияние. Они испытывают на себе решающее влияние среды и, в свою очередь, активно влияют на нее. Они не только приспосабливаются  к среде, но и выступают правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая  и защищая их, упорядочивая эти  системы, обеспечивая их нормальное существование. Они упорядочивают  и стабилизируют важнейшие государственные  связи и отношения.

     Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, законность и правопорядок оказывают активное обратное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию они противостоят. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

2. Функция обособления качественной определенности — функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, то есть его частей, что, в конечном счете, обусловливает, обособленность качественной определенности законности и правопорядка как правового состояния системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения и совершенствования законности и правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

     Законность  и правопорядок окружены внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии, что оказывает на них активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к их полной неприспособленности и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

     Окружающая  среда, большие системы, в которые  входят законность и правопорядок, обязаны их укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и  правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора.

     Но  она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом  принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Законность и правопорядок противостоят этим силам и должны постоянно  совершенствоваться, укрепляться, сохранять  свою качественную определенность. Это  обусловливает деятельность каждого  звена системы и особенно ведущих  структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания  и развития.

     Все элементы и звенья законности и правопорядка участвуют в осуществлении функций. 

 3.Обеспечение и охрана законности и правопорядка. 

     Различие  между «обеспечением» и «охраной (защитой)» состоит в том, что  обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием положительной  реализации законов (юридических норм), с их упрочением, профилактикой возможных  правонарушений, а охрана (защита) законности, правопорядка – с нарушениями  последних, с восстановлением законности, правопорядка.

     Обеспечение законности, правопорядка. Система обеспечения законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка и, наконец, на профилактику нарушений законности, правопорядка, т.е. состоит из трех блоков:

     а) гарантирование законности, правопорядка;

     б) упрочение законности, правопорядка;

       в) профилактика нарушений законности, правопорядка. Такое деление обусловлено  характером системы влияющих  на функционирование должностного  лица и поведение граждан условий  и факторов социальной среды,  которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства  и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и др.).

     Гарантирование  и упрочение законности, правопорядка предполагает формирование, создание и совершенствование, развитие гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Информация о работе Законность и правопорядок