Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:

а) понятия правового порядка и правовой законности;

б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;

в) конституционная законность и судебный конституционный контроль

Файлы: 1 файл

сборная работа.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

     Следует различать общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии.

     Правовые  гарантии как вид специальных  гарантий включают:

а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления правонарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка;

е) меры профилактики нарушений законности, правопорядка.

     Надзор  и контроль за состоянием законности, правопорядка включают: контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

Профилактика  нарушений законности, правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого рода факторов – экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т.д.

     Система охраны (защиты) законности, правопорядка включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

     Нарушения законности, правопорядка

     Нарушением  законности следует признавать не просто нарушение закона, которое может  быть ошибкой в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица. Поэтому, к примеру, определение меры административного взыскания без учета личности правонарушителя (вынесение штрафа в максимальном размере) в конкретном случае не будет составлять нарушение законности, но аналогичные факты, взятые в единстве, могут вскрыть определенную тенденцию, линию поведения должностного лица при определении меры административного взыскания без учета личности правонарушителя. Именно эта закономерность противозаконного поведения должностного лица и явится нарушением с его стороны законности.

     Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и  законным интересам граждан и  других лиц, общественным и государственным  интересам.

     Нарушениями закона и одновременно нарушениями  законности сотрудниками государственных, в том числе правоохранительных, органов, органов местного самоуправления, по нашему мнению, являются: нарушения  норм Конституции и других законов (наиболее распространенным видом здесь  выступают нарушения конституционных  прав, свобод и законных интересов  граждан и других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан и других лиц  от несения обязанностей); преступления должностных лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.). В то же время отдельные нарушения закона должностными лицами, как представляется, не следует признавать нарушениями законности, а именно: несущественные нарушения норм закона, например, процедурного характера; преступления и другие правонарушения, совершенные должностными лицами вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, т.е. когда они выступают в качестве граждан.

     Также не являются нарушениями законности: нарушения должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины, т.е. нарушения правил несения службы и невыполнение приказов начальников; отдельные случаи проявления грубости, нетактичности, невнимания должностных  лиц к людям и т.д., т.е. нарушения  норм морали, этики должностного поведения  и т.п.

     Однако  если подобные явления – грубость, чванство, равнодушие к судьбе человека и т.п. – становятся нормой поведения  сотрудника государственного органа либо органа местного самоуправления, то в  Российской Федерации это уже  является нарушением конституционных  обязанностей со стороны государственных  органов, органов местного самоуправления, объединения граждан, их должностных  лиц, относится к человеку, его  жизни и здоровью, личной неприкосновенности и безопасности, другим правам и  свободам, чести и достоинству как к высшей ценности. Согласно действующей Конституции Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2).

     Правонарушения  органов, объединений граждан, их должностных  лиц, не являющиеся одновременно нарушениями  законности, посягают на правопорядок, являются нарушениями правопорядка. Они также недопустимы, как и  более тяжкие правонарушения – нарушения  законности.

     Организация системы обеспечения и защиты законности, правопорядка означает, во-первых, определение состояния законности, правопорядка в той или иной структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушений, защиту законности, правопорядка и их упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

     Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев  оценки состояния законности, правопорядка, а также системы показателей  для ее определения применительно  к деятельности государственного аппарата и его отдельных органов, подразделений  и служб, звеньев местного самоуправления. Следует знать и уметь пользоваться разнообразными источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если они не были учтены официально, к  примеру, в статистической отчетности. Для анализа динамики и структуры  правонарушений важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, контрольных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей  подразделений.

     Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных  органов включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий  их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование  мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе, как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей.

     Отраслевая  система управления в целом, как  и составляющие ее органы и подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии  объективной картины состояния  законности, тем более – в выявлении  ее нарушений, т.е. в самоизобличении. Поэтому, важное значение в защите и упрочении законности, имеет внешний по отношению к отраслевой системе надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти, прокуратуры, суда и др. В то же время объективная необходимость упрочения отраслевой системы требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась борьба собственными силами и средствами. Особую роль в этой связи имеют вышестоящие органы, а также внутриведомственный контроль.

     Система обеспечения и охраны (защиты) правопорядка в целом наряду с системой обеспечения  и охраны (защиты) законности должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других физических лиц.

     Специальные правомочия и обязанности государственных  органов и должностных лиц  в сфере законности, правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.д., а также особое значение соблюдения требований законности в их собственной  деятельности вовсе не означают, будто  только они являются субъектами правовой (правореализационной) деятельности в  данной сфере, а все остальные  субъекты права являются лишь пассивными объектами этой их деятельности.

     Изучение  проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и  права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические  науки, исследующие различные аспекты  права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят  на эти проблемы, что, естественно; порождает  различные взгляды.

     Сама  по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права.

     Напротив, именно правовая активность граждан, юридических лиц, общественных объединений и гражданского общества в целом, их собственное правомерное поведение, их постоянная, согласованная и систематическая борьба за соблюдение требований закона всеми субъектами права, включая государственные органы, против правонарушений и произвола являются, в конечном счете, самым главным фактором и необходимой почвой для формирования и утверждения в стране режима правовой законности и реального правопорядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     В данной работе была осуществлено исследование понятия правового порядка и правовой законности, необходимого для сущностного осознания и понимания истинного демократического государства, провозглашенного в ст. 1 Конституции РФ.

     Также в работе были исследованы: а) обеспечение и охрана законности и правопорядка и б) Конституционная законность и судебный конституционный контроль без которых невозможен правовой порядок и правовая законность в демократическом государстве.

     Понимание исследованных в работе вопросов дает возможность всем участникам правовых отношений, а это все юридические  и физические лица, качественно исполнять  свои обязанности и контролировать работу, в первую очередь государственных  учреждений, последнее является актуальным для нашей страны в силу того, что при социалистическом строе  это было крайне затруднено из-за давления партийно-политической целесообразности в ущерб правовой законности.

     В заключение хотелось бы заметить, что, конечно, многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание  и в значительной мере используются в России и сейчас. Однако целиком  без коррективов они объективно применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения произошли  с пониманием самого права, а также  государства, демократии, прав человека и так далее. Такое положение  вполне естественно, ибо современная  Россия отказалась от коммунистической идеологии, от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный, хотя и трудный переход  от демократии на основе признания  общечеловеческих ценностей, среди  которых первостепенное значение должно придаваться человеку, его правам и свободам. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.10

     На  мой взгляд, пока в России не будет  сформирован высокий уровень  правовой культуры и правосознания, достижение законности и правопорядка на практике не возможно.

     Для преодоления данной проблемы и повышения  уровня законности и правопорядка государство  должно воспитывать у своих граждан  уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в  России.

Информация о работе Законность и правопорядок