Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа
Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:
а) понятия правового порядка и правовой законности;
б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;
в) конституционная законность и судебный конституционный контроль
Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.
Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.
Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.
Главное
в любой теоретической
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Важнейшей
чертой законности является ее
всеобщность. Требование
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить
состояние законности в стране можно
только на основании того, в какой
мере законы государства отражают объективные
потребности общественного
Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
3. Понимаемая
как метод государственного
В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
В
свое время профессор Н.Г. Александров
предлагал компромиссное
Наиболее убедительна точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.8
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.
Режим законности предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:
- совершенного,
четко отработанного
- полной
и безусловной реализации
Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.
Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
И так, что же такое «правопорядок»?
Правопорядок
(правовой порядок) – это порядок
взаимоотношений субъектов
В
абстрактно-общей форме
Под
правопорядком в абстрактном
значении имеется в виду предмет
правовой регуляции, т.е. статичное
состояние права, абстрактно-общие
нормы объективного права, предусматривающие
юридически должный порядок
От абстрактно-должного правопорядка отличается реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей и т.д.
Исходя из вышесказанного, под реальным правопорядком имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права.
Правопорядок – многоаспектное, многоуровневое понятие и представляет собой урегулированностъ общественных отношений, участниками которых могут выступить физические лица (граждане и др.), разнообразные органы всех ветвей государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, объединения граждан и т.д. Такая урегулированностъ осуществляется компетентными органами, прежде всего, в самом законе, во всем массиве правовых нормативных актов. Это есть идеальная конструкция (модель) урегулированности общественной и государственной жизни. Без реализации юридических норм эта конструкция урегулирования остается на бумаге. Реализация юридических норм есть процесс формирования правопорядка. Реализация юридических норм не происходит автоматически. Она требует обеспечения и охраны (защиты) в случаях правонарушений. Правопорядок может быть рассмотрен как конечный результат действия юридических норм, как выражение правомерного поведения субъектов общественных отношений. Тесно связаны с правопорядком понятия конституционности и законности. Они в значительной части по своему содержанию пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают.
Правопорядок означает также идею, требование и систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее:
1. Наличие
в обществе и государстве
Главное в содержании правопорядка применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.
2. Наличие
и действие принципа иерархии
по юридической силе в
3. Полное
и точное соблюдение, исполнение
и использование
4. Всестороннее
обеспечение и эффективную
В частности, по мнению профессора С.С.Алексеева, правопорядок —“это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:
а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;
б) равенства всех перед законом;
в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;
г) независимого и эффективного правосудия;
д) эффективной работы всех правоохранительных органов”.
В
связи с тем, что уровни правопорядка
различны, необходима их классификация.
Классификационный признак
по масштабности можно выделить правопорядок федерации, субъектов федерации, других структур — региона, города, организации;
по объему и значимости — общий, отраслевой, при реализации правовых институтов, норм права, специальный;
по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый;
по сложности — сложный, упрощенный, элементарный;
по степени оформленности — оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов).9
В
формировании правового порядка
участвуют все элементы механизма
правового регулирования
а) Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
б) Правоотношения
- элемент механизма правового
регулирования, обеспечивающий переход
от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного
возможного или должного поведения
участников общественных отношений, предусмотренного
правовыми нормами. На этом этапе
к механизму правового