Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:53, реферат
Мы живем на рубеже эпох: ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя далеко не совершенное общество. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений своей деятельности. В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль всегда играл правопорядок и законность — то, что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
24
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем на рубеже эпох: ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя далеко не совершенное общество. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений своей деятельности. В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль всегда играл правопорядок и законность — то, что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества.
В настоящее время законность как важнейшее условие и средство прогрессивного развития общества приобретает особое значение в связи с решением задач национально-государственного устройства, создания товарно-рыночных отношений, интеграции в мировой правопорядок, демократизации общества, обеспечения прав, свобод и законных интересов личности.
В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Укрепление законности – одно из главных направлений формирования будущего правового государства, самая актуальная проблема в современных условиях развития жизни.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.[1]
Основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий, места и времени.
В юридической литературе законность определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативных правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этим законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативных актов. Однако ряду ученых представлялось весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.[2]
Принципиальные недостатки имеющихся интерпретаций законности.
Во-первых, традиционное понятие законности в основном отражало дореформенное состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.
Во-вторых, толкование законности как требования неукоснительного соблюдения норм права всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.
В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны и приказ начальника, и приговор суда.
В-четвертых, это не только требование соблюдения норм-запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.
Отмеченные моменты учитываются в публикациях и диссертационных исследованиях последнего времени. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.[3]Законность играет роль “посредника”, который как бы “переносит” право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций, учреждений, предприятий).
В этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности выглядят вполне оправданными и своевременными. Особенно после событий августа — сентября 1991 года, сентября — октября 1993 года, в результате которых она приобрела еще и огромное социально-политическое и практическое значение.[4]
Современные реалии требуют, прежде всего, определения мировоззренческо-
* Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
* Материальная обусловленность законности реализуется в ее содержании через нормативные правовые акты, закрепляющие основные положения и принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.
* Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.
Профессор А. Ф. Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”.[5]
* Все вышеизложенное тесно связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.
Одним из нравственных начал содержания законности может выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.
Другое этическое основание — понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения, как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал: обязательность — справедливость и желательность — полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.
Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.
В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в тесной причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.
Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие — связывают ее возникновение с демократией.
На мой взгляд, режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.
“Законность,– отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”[6].
Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.
Демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.
* Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.
Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию.
В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.[7]
Наиболее убедительна точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.[8]