Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:53, реферат
Мы живем на рубеже эпох: ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя далеко не совершенное общество. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений своей деятельности. В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль всегда играл правопорядок и законность — то, что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Говоря о правопорядке в современной России, было бы неверно ограничиваться лишь масштабами национального правового поля. Как отмечают исследователи, на протяжении этого века произошли такие радикальные изменения, которые затронули не только самого человека, но и среду его обитания. Вне учета характера этих изменений невозможно создать устойчивый правовой порядок в современной России.
Безусловно, в современном мире происходит универсализация права и, как следствие, складывающегося на его основе правопорядка. Включение в ч.4 ст.15 Конституции РФ положения о том, что международное право является частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия.[16]
Реализация прав человека и основных свобод является отражением и воплощением начал господства права, верховенства и эффективности закона, плюрализма и демократии.
При анализе законности и правопорядка необходимо выделить и их основные функции. При рассмотрении функций законности и правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется их отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую они выполняют в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Они выполняют функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Исходя из этого, можно выделить три основные функции законности и правопорядка.
1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых они являются. Законность и правопорядок функционируют в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное влияние на законность и правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми они взаимодействуют и к которым должны приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Они упорядочивают и стабилизируют важнейшие государственные связи и отношения.
2. Функция обособления качественной определенности — функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, то есть его частей, что, в конечном счете, обусловливает, обособленность качественной определенности законности и правопорядка как правового состояния системности правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и совершенствования законности и правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Законность и правопорядок окружены внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии, что оказывает на них активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к их полной неприспособленности и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, в которые входят законность и правопорядок, обязаны их укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора.
Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.
В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.
1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально- политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.
2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.
3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.
4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.
Таким образом, проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.[17]
Законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.
Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.
Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.
На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:
1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.
2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.
3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».
4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.
Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.
Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и сейчас. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.[18]
Для преодоления данной проблемы и повышения уровня законности и правопорядка государство должно воспитывать у своих граждан уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в России.
1. Конституция Российской Федерации с Комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. – М.: НОРМА, 2001.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: НОРМА, 2001.
4. Братусъ С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2003.
6. Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности. // Государство и право. 2006. № 1
7. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.
9. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.
10. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998.
11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2000.
12. Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.
15. Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Государство и право. 2000. № 7.
16. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2002.
17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999.
[1] См: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997, С. 343.
[2] См., например: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999. С. 526
[3] Более подробно см.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 278
[4]См.: Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993г. С. 513-534.
[5] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург 1996г. С.191
[6] Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. // Право и власть М. 1990г. С. 249
[7] Цит. по: Общая теория права. / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 526
[8] См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 1999. С.381
[9] Например: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. С. 566.
[10] Более подробно см.: Матузов Н.М., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2001. С. 562-567
[11] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1, М. 1981г. С. 236
[12] Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М. 1996г. С. 142
[13]Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.176
[14] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005. С. 571
[15] См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова. М.:ЦОКР МВД России. 2005. С. 286
[16] Более подробно см.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 256
[17] См.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С..352
[18]См: Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности. // Государство и право. М. 2006. №1 С.123