Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью написания работы по теме «Законность и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть определения законности и правопорядка;
установить соотношение указанных понятий;
выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка

Оглавление

Введение
1 Понятие и основные принципы законности
1.1 Гарантии законности
2 Правопорядок
2.1 Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком
3 Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления
3.1 Соотношение законности и правопорядка
3.2 Роль законности и правопорядка в жизни общества
3.3 Проблемы укрепления законности и правопорядка
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая законность и правопорядок.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 38 с., 4 рисунка, 20 источников.

 

ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ГОСУДАРСТВО, ДЕМОКРАТИЯ, ПРИНЦИПЫ И  ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДОК, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК.

 

Построение  правового государства и гражданского общества немыслимо без развития демократии, основанной на главенстве закона. Развитие демократии невозможно без расширения свободы личности. С каждым этапом социального прогресса личность становится все более свободной. Это обуславливается не только расширением свободы выбора области деятельности, но и расширением возможности познания окружающего мира, в том числе социальной действительности, необходимым условием чего является гласность. Расширение демократии, свободы личности и гласности невозможно представить без укрепления законности и правопорядка.

В правовой сфере  трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

1 Понятие и  основные принципы законности

6

  1.1 Гарантии законности

13

2 Правопорядок

21

   2.1 Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с     общественным порядком

 

21

3 Законность  и правопорядок: соотношение, роль  в жизни общества, проблемы укрепления

 

24

3.1 Соотношение  законности и правопорядка

24

3.2 Роль законности и правопорядка в жизни общества

28

3.3 Проблемы  укрепления законности и правопорядка

31

Заключение

35

Библиографический список

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема обеспечения  законности и правопорядка в России ныне приобрела особую значимость. Это, в первую очередь, связано с характером проводимых реформ, которые затронули, по существу, все пласты общественной жизни. Ни одна ее сфера, ни одна социальная группа не остались в стороне от преобразований.

Реформы перевернули  привычные представления людей, подвели к коренному пересмотру системы взаимоотношений в ходе производства, распределения материальных благ, духовных и культурных ценностей. В условиях столь значительных перемен кризис общества стал неминуемым. Резко упали темпы экономического развития, оказались разбалансированы многие управленческие процессы, снизился уровень жизни населения. Центробежные процессы стали угрожать целостности Российского государства. В этих условиях важнейшим направлением государственно-правовой политики становится обеспечение должного уровня законности и правопорядка.

Построение  правового государства и гражданского общества немыслимо без развития демократии, основанной на главенстве закона. Развитие демократии невозможно без расширения свободы личности. С каждым этапом социального прогресса личность становится все более свободной. Это обуславливается не только расширением свободы выбора области деятельности, но и расширением возможности познания окружающего мира, в том числе социальной действительности, необходимым условием чего является гласность. Расширение демократии, свободы личности и гласности невозможно представить без укрепления законности и правопорядка.

В правовой сфере  трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка.

Предмет исследования – общественные отношения, связанные  с законностью и правопорядком в современном обществе.

Объект исследования – укрепление законность и правопорядок как путь к построению правового  государства и становлению гражданского общества.

Главной целью  написания работы по теме «Законность  и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.

Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:

  1. рассмотреть определения законности и правопорядка;
  2. установить соотношение указанных понятий;
  3. выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка

Нормативную базу исследования составили международные соглашения и нормативно-правовые акты РФ: Конституция РФ, федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды  отечественных ученых по проблемам обеспечения законности и правопорядка.

При написании будут использованы методы анализа литературы и нормативно-правовых актов, сопоставления понятий, наблюдение, выявление и установление фактов.

Формирование  гражданского общества, правового государства  в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе права.

 

 

 

 

 

1 Понятие и основные принципы  законности

 

Законность  означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом  государстве все равны перед  законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность  в свою очередь служит утверждению  демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность  как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

В законах всегда воплощалась, воплощается и будет  воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики1. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.

При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь необходимо помнить, что законодательство понимается в широком (совокупность всех нормативных актов) и в узком смыслах (совокупность только законов). Представляется, что более оптимальным может быть следующий подход к этому понятию. Законодательство России - это совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство - это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Законодательство субъектов Федерации - это нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Законность  требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе, и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.

Посредством законов  всех вопросов не решить, все отношения  не урегулировать. Правительственные акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.

В уяснении режима законности важная роль принадлежит  понятиям "субъект законности" и "объект законности". В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования.

Это все те, кто  предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.

По мнению Н.В. Витрука, "субъектами социалистической законности являлись государственные органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению"2.

Законность  связывалась с воплощением принципов  социализма и объективных закономерностей общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности.

Например, нарушения  ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали. Такое ограничение субъектов нарушений было характерно для периода строительства социализма в СССР.

Основная роль в процессе обеспечения законности принадлежит государству. Здесь уместно процитировать слова президента США Франклина Делано Рузвельта, сказанные им в период выхода страны из великой депрессии (1934 год). "Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага"3.

Принцип законности является всеобщим и не должен содержать  каких-либо изъятий.

Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Основные принципы законности в современной России отражены на рисунке 1.


 







 


 


 

 

Рисунок 1 –  Принципы законности в России4

Значение законности для решения актуальных проблем жизни общества, практики юридической работы состоит в следующем (рисунок 2).

 

 

 


 

 

 


 



 

 

 

Рисунок 2 - Значение законности для решения актуальных проблем

в обществе

При соблюдении последнего принципа возможны определенные нюансы. Например, это может выражаться в перераспределении бремени доказывания. Так, в уголовном и административном процессах эта задача обязательно должна возлагаться только на государственные структуры (органы дознания и предварительного следствия, суды общей юрисдикции и т.д.). Такое требование является необходимым условием соблюдения законности и признаком демократического государства. В гражданском и арбитражном процессах ответчик уже сам должен попытаться доказать необоснованность предъявляемых ему истцом исковых требований.

Россией в декабре 2003 г. была подписана Конвенция ООН  против коррупции, вступившая в силу с декабря 2005 г.5 Она содержит комплекс мер по предупреждению коррупции в сфере деятельности государственных органов. Страны, подписавшие этот документ, берут на себя обязательство признания преступлением не только обычное взяточничество, но и злоупотребление служебным положением, а также факты незаконного обогащения. Речь идет о необходимости государственным чиновникам предъявлять доказательства законности приобретаемого или имеющегося вида собственности в соответствии с реальными доходами.

Информация о работе Законность и правопорядок