Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью написания работы по теме «Законность и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть определения законности и правопорядка;
установить соотношение указанных понятий;
выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Законность …………………………………………………………………….4
1.1. Понятие законности …………………………………………………………4
1.2. Принципы и требования законности ……………………………………….5
1.3. Гарантии законности…………………………………………………………7
2. Правопорядок ………………………………………………………………..10
2.1. Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком……………………………………………………………...10
2.2. Правопорядок в Вооруженных Силах РФ ………………………………..12
3. Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления ………………………………………………………...15
3.1. Соотношение законности и правопорядка………………………………...15
3.2. Роль законности и правопорядка в жизни общества……………………..20
3.3. Проблемы укрепления законности и правопорядка………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы ……………………………………….29

Файлы: 1 файл

К.Р. Законность и правопорядок.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………….3

1. Законность …………………………………………………………………….4

1.1. Понятие законности …………………………………………………………4

1.2. Принципы  и требования законности ……………………………………….5

1.3. Гарантии  законности…………………………………………………………7 

2. Правопорядок ………………………………………………………………..10

2.1. Понятие и  сущность правопорядка. Соотношение  правопорядка с общественным порядком……………………………………………………………...10

2.2. Правопорядок  в Вооруженных Силах РФ ………………………………..12

3. Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления ………………………………………………………...15

3.1. Соотношение  законности и правопорядка………………………………...15

3.2. Роль законности  и правопорядка в жизни общества……………………..20

3.3. Проблемы  укрепления законности и правопорядка………………………22

Заключение ……………………………………………………………………..27

Список  использованной литературы ……………………………………….29

 

Введение 

      Построение  правового государства и гражданского общества немыслимо без развития демократии, основанной на главенстве закона. Развитие демократии невозможно без расширения свободы личности. С каждым этапом социального прогресса личность становится все более свободной. Это обуславливается не только расширением свободы выбора области деятельности, но и расширением возможности познания окружающего мира, в том числе социальной действительности, необходимым условием чего является гласность. Расширение демократии, свободы личности и гласности невозможно представить без укрепления законности и правопорядка.

      Предмет исследования – общественные отношения, связанные с законностью и правопорядком в современном обществе.

      Объект  исследования – укрепление законность и правопорядок как путь к построению правового государства и становлению  гражданского общества.

      Главной целью написания работы по теме «Законность  и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.

      Задачи, которые предстоит решить для  достижения поставленной цели:

  1. рассмотреть определения законности и правопорядка;
  2. установить соотношение указанных понятий;
  3. выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка

      При написании будут использованы методы анализа литературы и нормативно-правовых актов, сопоставления понятий, наблюдение, выявление и установление фактов.

      Формирование  гражданского общества, правового государства  в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе  права.

 

1. Законность

1.1. Понятие законности

      Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма1.

      Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права.

      Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния  права на общественную жизнь, повышения  его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще  широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

      1.2. Принципы и требования законности

      Важное  значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении  принципов и требований законности. Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования – то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

      При таком подходе можно выделить следующие принципа законности:

  1. верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
  2. соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
  3. обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
  4. всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;
  5. единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
  6. решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения;
  7. эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

      

      Схема № 1. Принципы законности 

      Требования  законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны, прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.

      Рассматривая  вопрос о связи принципов и  требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов  может быть развернут в совокупность ее требований.

      Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:

      – все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

      – подзаконные нормативные акты (и  деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;

      – акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;

      – акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.

      Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:

      – законы должны соответствовать конституции;

      – законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д2.

      Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя, из видов деятельности и ее результатов можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка. 

      1.3. Гарантии законности

      Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

      Различают социально-экономические, политические, юридические и идеологические гарантии законности и правопорядка.

      

      Схема 2. Гарантии законности и правопорядка  

      К социально-экономическим гарантиям  следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической  системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности.

      Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка.

      К юридическим гарантиям относится  деятельность государственных органов  и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы.

      Идеологические (нравственные) гарантии законности и  правопорядка - это достаточно высокий  уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного  сознания членов общества, и прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства и другие Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка3.

Информация о работе Законность и правопорядок