Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью написания работы по теме «Законность и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть определения законности и правопорядка;
установить соотношение указанных понятий;
выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Законность …………………………………………………………………….4
1.1. Понятие законности …………………………………………………………4
1.2. Принципы и требования законности ……………………………………….5
1.3. Гарантии законности…………………………………………………………7
2. Правопорядок ………………………………………………………………..10
2.1. Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком……………………………………………………………...10
2.2. Правопорядок в Вооруженных Силах РФ ………………………………..12
3. Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления ………………………………………………………...15
3.1. Соотношение законности и правопорядка………………………………...15
3.2. Роль законности и правопорядка в жизни общества……………………..20
3.3. Проблемы укрепления законности и правопорядка………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы ……………………………………….29

Файлы: 1 файл

К.Р. Законность и правопорядок.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

       2. Правопорядок  

      2.1. Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком 

      Правопорядок  – состояние упорядоченности  регулируемых правом общественных отношений, возникающих в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных  и коллективных субъектов права. Он предусматривает также расширительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан  четко определены законом, обеспечены и защищен государственной властью.

      Правопорядок  – необходимый элемент  организации  и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном соблюдении закона, на «диктатуре» права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить авторитет  и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.

      Следует различать реальной существующий правопорядок, то есть фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, которая является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

      Правопорядок  является необходимой составной  частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, корпоративных норм).

      Соотносятся правопорядок и общественный порядок  как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого.

      Если  общественный порядок исторически  возникает вместе со становлением человеческого  общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже с формированием публичной власти, права, законов. Если правопорядок базируется на праве и является результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – еще и на силу общественного мнения, меры не государственного воздействия. При нарушении правопорядка и общественного порядка возможны разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором – также меры морального характера4.

      Обеспечению правопорядка в Российской Федерации  уделяется особое внимание. Так, в целях совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка издан указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», которым руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предписано образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.

      Основными задачами координационных совещаний являются:

      а) обобщение и анализ информации о  состоянии правопорядка в субъектах Российской Федерации, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области;

      б) анализ эффективности деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;

      в) разработка мер, направленных на обеспечение  правопорядка в субъектах Российской Федерации;

      г) организация взаимодействия территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах Российской Федерации5. 

2.2. Правопорядок в Вооруженных Силах РФ 

      
    Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого  охраняется государством. Правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

    Если  законность представляет из себя требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок - есть реализация этого требования. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок.

      Воинский  правопорядок формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни  общества, без которых оно не может  нормально функционировать.

      Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

      Особенности военного правопорядка выражаются в  следующих чертах:

  1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.
  2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

      Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой  систему взаимоотношений между  военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями  воинских уставов и наставлений.

      Воинский  правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия6.

 

3. Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления

 
3.1. Соотношение законности и правопорядка

      О законности написано очень много  работ. Существует и множество различных  определений этого явления. Но практически  в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

      Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок). Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

      – во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

      – во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

      – конкретное содержание правопорядка зависит  от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.

      Законность  в условиях определенного исторического  периода определенного государства, его политического режима наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабовладельческой демократии, феодального абсолютизма демократических или тоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок – ее результатом.

      Различия  в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе.

      Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты – нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х – начала 50-х гг. Содержание законности

      в значительной степени зависит от состава ее субъектов. Большинство  ученых связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и общественные организации. Но исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.

Информация о работе Законность и правопорядок