Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:13, контрольная работа
Главной целью написания работы по теме «Законность и правопорядок» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть определения законности и правопорядка;
установить соотношение указанных понятий;
выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Законность …………………………………………………………………….4
1.1. Понятие законности …………………………………………………………4
1.2. Принципы и требования законности ……………………………………….5
1.3. Гарантии законности…………………………………………………………7
2. Правопорядок ………………………………………………………………..10
2.1. Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком……………………………………………………………...10
2.2. Правопорядок в Вооруженных Силах РФ ………………………………..12
3. Законность и правопорядок: соотношение, роль в жизни общества, проблемы укрепления ………………………………………………………...15
3.1. Соотношение законности и правопорядка………………………………...15
3.2. Роль законности и правопорядка в жизни общества……………………..20
3.3. Проблемы укрепления законности и правопорядка………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы ……………………………………….29
2. Правопорядок
2.1.
Понятие и сущность
правопорядка. Соотношение
правопорядка с общественным
порядком
Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникающих в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также расширительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищен государственной властью.
Правопорядок – необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном соблюдении закона, на «диктатуре» права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.
Следует различать реальной существующий правопорядок, то есть фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, которая является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, корпоративных норм).
Соотносятся правопорядок и общественный порядок как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого.
Если общественный порядок исторически возникает вместе со становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже с формированием публичной власти, права, законов. Если правопорядок базируется на праве и является результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – еще и на силу общественного мнения, меры не государственного воздействия. При нарушении правопорядка и общественного порядка возможны разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором – также меры морального характера4.
Обеспечению правопорядка в Российской Федерации уделяется особое внимание. Так, в целях совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка издан указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», которым руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предписано образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.
Основными задачами координационных совещаний являются:
а) обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах Российской Федерации, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области;
б) анализ эффективности деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;
в) разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах Российской Федерации;
г)
организация взаимодействия территориальных
органов федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, а
также указанных органов с институтами
гражданского общества и социально ориентированными
некоммерческими организациями по вопросам
обеспечения правопорядка в субъектах
Российской Федерации5.
2.2.
Правопорядок в Вооруженных
Силах РФ
Особенность
правопорядка как специфической
системы общественных отношений
выражается в том, что основывается
он на правовых нормах и в силу этого
охраняется государством. Правопорядком
охватываются далеко не все отношения,
имеющие место в обществе. Например, определенная
часть общественной жизни находится в
сфере действия норм морали, различных
общественных организаций и других неправовых
нормативных регуляторов.
Если законность представляет из себя требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок - есть реализация этого требования. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок. |
Воинский правопорядок формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.
Особенности военного правопорядка выражаются в следующих чертах:
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия6.
О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.
Таким образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок). Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие обстоятельства:
– во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
– во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
– конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.
Законность в условиях определенного исторического периода определенного государства, его политического режима наполняется конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных деспотий, афинской рабовладельческой демократии, феодального абсолютизма демократических или тоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок – ее результатом.
Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе.
Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты – нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х – начала 50-х гг. Содержание законности
в значительной степени зависит от состава ее субъектов. Большинство ученых связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужает этот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и общественные организации. Но исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.